В статье описываются сложности, связанные с необходимостью для российских банков исполнять требования американского налогового законодательства при наличии противоречий с нормами российского права.
Ключевые слова: FATCA, идентификация американских налогоплательщиков, критерии выявления иностранных налогоплательщиков.
В настоящее время перед российскими банками встала непростая задача обеспечить выполнение требований не только российского, но и зарубежного законодательства. Причем, если сегодня речь идет только о Законе США о налогообложении иностранных счетов, то в будущем аналогичные законодательные акты планируют принять и европейские государства.
Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act) был принят 18 марта 2010 года с целью предотвращения уклонения налогоплательщиков США от уплаты налогов с доходов, получаемых за границей, и вступил в силу с 01 июля 2014 года. При этом действие закона затрагивает не только юридических и физических лиц США, но и юридических лиц других государств – иностранные финансовые учреждения, налоговых агентов и нефинансовые зарубежные организации.
Если иностранное финансовое учреждение не присоединяется к FATCA, к нему могут быть применены санкции. Чтобы избежать санкций, иностранный финансовый институт должен зарегистрироваться в Налоговой службе США (Internal Revenue Service — IRS), получить глобальный идентификационный номер (GINN) и обеспечить выполнение следующих мероприятий:
- организовать работу по выявлению среди своих клиентов американских налогоплательщиков;
- ежегодно раскрывать Налоговой службе США информацию о счетах, открытых налогоплательщиками США;
- при необходимости удерживать 30% с любого платежа в пользу американских налогоплательщиков, в отношении которых отсутствует необходимая документация.
Для взаимодействия с американской налоговой системой предусмотрена возможность заключения межправительственных соглашений (IGA), в рамках которых возможно преодоление потенциальных юридических препятствий и обеспечение соблюдения иностранными финансовыми институтами требования внутреннего законодательства соответствующего государства. Были разработаны две модели таких межправительственных соглашений:
- Модель 1 (1 IGA) предусматривает внедрение отчетности FATCA путем межправительственного обмена информацией.
- Модель 2 (2 IGA) предусматривает прямое предоставление отчетности в Налоговое ведомство США отчитывающимися финансовыми институтами.
Россия вела переговоры о заключении межправительственного соглашения по Модели 1, но в апреле 2014 года американская сторона приостановила переговоры на неопределенный срок, и российские финансовые институты, в первую очередь, банки, оказались в ситуации выбора – присоединяться к FATCA, зарегистрировавшись в Налоговой службе США напрямую, или нет. Неприсоединение к FATCA могло привести к «исключению» финансового института из числа участников международного финансового рынка н закрытию корреспондентских счетов банков в иностранных банках, присоединившихся к FATCA. Поэтому большинство российских организаций финансового рынка приняло решение о регистрации в Налоговой службе США (согласно информации, размещенной на сайте fatca.ru, по состоянию на 01.11.2014 г. в налоговом ведомстве США зарегистрировалась 961 российская финансовая организация).
Чтобы урегулировать вопросы исполнения российскими финансовыми институтами требований иностранного законодательства, в конце июня 2014 года был принят российский закон 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Однако российский закон не только не устранил всех противоречий между нормами российского законодательства и требованиями FATCA, но и вызвал новые вопросы.
Простой пример. Сегодня немало российских граждан имеют Грин-карту – удостоверение личности, подтверждающее наличие вида на жительство у человека, не являющегося гражданином США. Согласно FATCA такие лица являются налогоплательщиками США и при открытии счетов в банках России или других стран должны заполнить налоговую форму W-9 (заполняется только на английском языке) и дать согласие на передачу информации о своих счетах и операциях Налоговой службе США. Согласно российскому закону такое согласие одновременно является согласием на передачу такой информации в Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов [1]. Если клиент отказывается дать согласие на передачу информации в иностранный налоговый орган и в адрес российских уполномоченных органов, он относится к категории так называемых «отказников», и российский закон разрешает банкам принять решение о расторжении заключенного с таким клиентом договора вклада или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента - иностранного налогоплательщика не ранее, чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора. Но принять такое решение российскому банку очень непросто, ведь речь может идти о вкладчике, который давно обслуживается в банке, пользуется не только депозитными, но другими банковскими услугами и имеет намерение продолжать обслуживаться в банке. Кроме того, ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом РФ от 07.02.1992 г. “О защите прав потребителей” расторжение по инициативе банка договора банковского вклада (счета) с клиентом, имеющим вид на жительство в другом государстве и отказывающимся от передачи информации в иностранный налоговый орган, не предусмотрено.
Среди других проблем, неурегулированных российским законодательством, эксперт по комплаенс, ПОД/ФТ и FATCA Д.В.Чистов [2] называет следующие:
- Российский закон не допускает отказа от заключения договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, на основании необходимости поддержания специальных статусов финансовых организаций в рамках FATCA;
- Российский закон запрещает сбор и передачу информации в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами США в соответствии с критериями долгосрочного пребывания на территории США;
- Не регулируется штрафное удержание на территории России;
- Перечисление удержанных денежных средств не предусмотрено и не пока не допустимо;
- Закон запрещает сбор и передачу информации об инвестиционных организациях финансового рынка (ОФР) и страховых компаниях с долей собственности определенной Персоны США от 0% до 10%;
- Уполномоченный орган РФ вправе запретить направление информации о клиенте в IRS;
- Расторжение договора, предусматривающего оказание финансовых услуг организациями финансового рынка (далее -ОФР) с клиентами банка – «отказниками» не регулируется Банком России, хотя предусмотрено законом;
- Издание Банком России Указания о порядке расторжения договора с неучаствующими в FATCA организациями финансового рынка, согласно которому, среди прочего, Банк России вправе принять решение о невозможности расторжения такого договора;
- Отсутствие регламентов взаимодействия с ОФР уполномоченными органами.
До 29 июня текущего года иностранные организации финансового рынка должны в первый раз передать в Налоговую службу США информацию о выявленных клиентах — американских налогоплательщиках. При этом налоговое ведомство США определило список организаций, у которых можно приобрести специальные ключи для шифрования отправляемых данных. Российское законодательство о персональных данных устанавливает, что, если при их передаче используются криптографические средства, они должны пройти сертификацию в ФСБ. Поскольку ни одна из компаний, выбранных Налоговой службой США, сертификацию в ФСБ не проходила, использование приобретенных у этих компаний ключей для шифрования может привести к нарушению российских требований о защите персональных данных.
Согласно требованиям Федерального закона 173-ФЗ при выявлении клиента - иностранного налогоплательщика банк должен направить о нем информацию в уполномоченные органы в порядке, сроки и объеме, которые установлены Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. До настоящего момента такой порядок не установлен. Однако российские уполномоченные органы решили извлечь из FATCA выгоду для себя [3]. В конце апреля текущего года на обсуждение был вынесен разработанный Минфином проект Постановления российского правительства о порядке, сроках и объеме между организациями финансового рынка и уполномоченными органами. Согласно указанному проекту, прежде чем взаимодействовать с Налоговой службой США, российским финансовым организациям будет необходимо предоставить соответствующую информацию российской налоговой службе, причем в значительно большем объеме, чем этого требует FATCA. Практически одновременно Федеральная служба по финансовому мониторингу подготовила свой проект Постановления Правительства РФ “Об утверждении Порядка направления Федеральной службой по финансовому мониторингу организации финансового рынка решения о запрете на направление информации о клиенте – иностранном налогоплательщике в иностранный налоговый орган и формы данного решения”.
Есть и другая проблема. Александр Синицын, директор департамента налогообложения и права «Делойт» в СНГ отмечает: «Заключив соглашение с IRS, банки обязаны внедрить необходимые процедуры и исполнять требования американского законодательства. В противном случае закон предусматривает санкции к самой организации — например, от нее могут потребовать возместить неудержанный налог, заплатить штрафы или отозвать регистрационный номер, а процедура вторичной регистрации после его отзыва не совсем ясна. Также установлены и санкции в отношении сотрудника, отвечающего внутри этой организации за выполнение требований FATCA». Нужно понимать, что разработка и внедрения предусмотренных FATCA процедур может оказаться очень дорогостоящим мероприятием, особенно для мелких и средних российских банков, к которым относится большинство региональных банков. При этом необходимо отметить отсутствие официального перевода FATCA на русский язык, что определяет наличие определенных сложностей в части правильности толкования, понимания и исполнения американского закона и необходимости привлечения банками высокооплачиваемых консультантов из числа специалистов международных аудиторских компаний.
Литература:
1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ"Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"/ Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2014.
2. Чистов Д.В., Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA): Актуальные вопросы внедрения, учебный семинар НОЧУ ДПО «Институт современного банковского дела»/Москва, 2015.
3. Шестопал О., FATCA наоборот // Коммерсантъ. №72. 23.04.2015, с. 7.