Авторами представлены результаты анализа конкурентоспособности сравнительно нового объекта исследования – веб-студии на примере ООО «Мульти Сайт» (г. Калининград). Разработаны модели пяти сил конкуренции М. Портера и стратегических групп, проведена оценка конкурентной силы фирмы, выбраны направления повышения конкурентоспособности.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, конкурентоспособность, оценка конкурентной силы фирмы.
Времена, когда компании боролись за прайм-тайм на радио и телевидении, стараясь, во что бы то ни стало, пустить рекламу своего товара, услуги или своей же компании в период с 19 до 22 часов, прошли. Современные реалии диктуют новые правила игры на высоко конкурентных рынках. С приходом эры «Интернета» фирмы, вслед за аудиторией, переключили свое внимание на эту быстро развивающуюся платформу, сконцентрировавшись на продвижении своего продукта в Сети. Согласно последним исследованиям, реклама в Интернете является самым быстро растущим сегментом на сегодняшний день (30% прироста пришлось только на последний год). По прогнозам аналитиков такая тенденция к росту продолжится и в ближайшем будущем.
Анализируя сложившуюся структуру средств продвижения в Интернете, необходимо отметить, что большую часть занимает поисковая реклама (68%) [1].
В связи с этим, интернет-маркетинг, посредством создания веб-сайтов и их оптимизации, стал приоритетным направлением для компаний, ориентирующихся на мобильную и экономически активную часть населения, для которой важно своевременное информирование о товарах и услугах, представленных на рынке. Все это создало обширное поле возможностей развития для веб-студий, специализирующихся на создании привлекательных интернет-страниц и их попадании в «Топ» в поисковых системах.
Быстро развивающийся рынок и низкие барьеры для входа на него способствовали возникновению высокой конкуренции. В связи с этим крайне актуальным стало исследование конкурентоспособности (КСП) компаний, занимающихся интернет-маркетингом, и разработка направлений по повышению их КСП.
В качестве объекта исследования была выбрана веб-студия «Мульти Сайт». Веб-студия «Мульти Сайт» (организационно правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью – ООО) реализует свою деятельность в Сети с апреля 2012 года. Компания предоставляет такие услуги, как создание и продвижение веб-сайтов, «Генератор заявок» и «Умный телефон».
Целевой аудиторией данной веб-студии являются малые и средние предприятия, желающие создать/внести какие-либо изменения на своем интернет-сайте, а также оптимизировать его работу, занять более высокую позицию в рейтинге поисковиков. Основное место оказания услуг – Калининградская область. Так как компания представлена в сети Интернет, ее услугой может воспользоваться абсолютно любая компания, в том числе зарубежная. Но сейчас основная география продаж, как и, следственно, оказания услуг ограничивается Калининградской областью.
На данный момент создано более 300 сайтов для бизнеса. Среди клиентов «Мульти Сайт» значатся «Почта России», «Стройресурс39», «Кузница на Печатной», «Запад39» и т.д. В качестве одного из методов оценки конкуренции на рынке был выбран матричный метод оценки – модель 5 сил конкуренции М. Портера [2].
Рис. 1. Модель 5 сил конкуренции М. Портера
По каждой из пяти возможных угроз была составлена таблица, включающая параметры оценки. Исключение составила угроза со стороны поставщиков, т.к. их, в силу специфики деятельности компании, нет. Каждому параметру был присвоен балл, отражающий низкую, среднюю или высокую степень угрозы для компании (от 1 (низкая угроза) до 3 (высокая угроза) баллов соответственно). После этого баллы были суммированы и сопоставлены с интервальными рядами оценки для определения степени угрозы [3]. На рис. 1. Представлены результаты оценки, отражающие количество присвоенных баллов из максимально возможных, их удельный вес и степень угрозы для компании той или иной силы.
Исходя из данных, полученных при составлении модели 5 сил конкуренции М. Портера, можно сделать вывод о том, что наибольшую степень угрозы компания «Мульти Сайт» испытывает со стороны появления новых игроков (0,82) на рынке интернет-маркетинга, а наименьшую со стороны потери текущих клиентов (0,5). На основании полученной информации можно определить приоритетные направления деятельности по укреплению позиций компании на рынке.
Также в ходе анализа КСП веб-студии «Мульти Сайт» был использован метод оценки конкурентной силы фирмы [5, с. 55]. Были выбраны 4 ключевых фактора успеха (КФУ) и оценены по 10-бальной шкале основные (по мнению руководства компании «Мульти Сайт») конкуренты наряду с анализируемой компанией. Каждому фактору был также определен его «вес», тем самым были получены два вида оценки: общая взвешенная и общая невзвешенная. Полученные данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Оценка конкурентной силы фирмы.
КФУ |
«Мульти Сайт» |
«39Сайтов» |
«Unibix» |
Вес факторов |
Спектр предоставляемых услуг |
8/2,8 |
8/2,8 |
6/2,1 |
0,35 |
Ценовая политика услуг |
7/2,45 |
8/2,8 |
3/1,05 |
0,35 |
Партнерские отношения |
3/0,45 |
7/1,05 |
8/1,2 |
0,15 |
Спектр компаний, с которыми осуществлялось сотрудничество |
7/1,05 |
9/1,35 |
9/1,35 |
0,15 |
Общая невзвешенная оценка (рейтинг фирмы) |
25/3 |
32/1 |
26/2 |
— |
Общая взвешенная оценка (рейтинг фирмы) |
6,75/2 |
8/1 |
5,7/3 |
1 |
Основываясь на представленных данных, можно также сделать вывод, о том, что, несмотря на то, что веб-студия «Мульти Сайт» имеет некие преимущества по сравнению с конкурентами, ее позиции не высоки: по невзвешенным оценкам компания занимает третье место, а по взвешенным – второе.
С целью определения направления стратегии повышения уровня КСП компании «Мульти Сайт» была разработана модель стратегических групп [5, с. 66]. В качестве факторов-переменных, выступающих в роли осей карты, были выбраны позиции «уровень цен» и «ассортимент компании». Карта стратегических групп представлена на рис. 2.
Рис. 2. Модель стратегических групп
Несмотря на то, что анализируемая веб-студия находится в несколько выгодном положении по диапазону цен, в котором она предоставляет свои услуги, по отношению к компании «Unibix» в большей степени, стоит отметить, что лидирующих позиций по ассортименту компания не занимает.
Учитывая данные полученные при анализе компании «Мульти Сайт», были разработаны следующие направления повышения ее конкурентоспособности.
Во-первых, проведение постоянного мониторинга появлений компаний – конкурентов.
Во-вторых, работа с ассортиментом:
- Проведение постоянного мониторинга предложений конкурентов (применение принципа тайного покупателя);
- Расширение спектра предлагаемых услуг (продвижение компании и ее продукта в социальных сетях – SMM);
- Сосредоточение усилий веб-студии на построении осведомленности клиентов об уникальных услугах компании (услуги «Генератор заявок» и «Умный телефон»).
В-третьих, совершенствование коммуникационной политики компании (участие в выставках и конференциях, посвященных маркетингу, проведение PR-акций и т.д.);
В-четвертых, поддержание и налаживание отношений с нынешними и будущими клиентами:
- Проведение акций, направленных на поддержание длительных отношений клиентов с веб-студией (например, разработка определенной системы скидок для постоянных клиентов);
- Проведение постоянного мониторинга отзывов клиентов, с целью устранения недостатков предоставляемых услуг, если таковые имеются;
В-пятых, заключение партнерских соглашений (например, с поисковыми системами, как это реализуется студией «39сайтов», или Технопарком БФУ им. И. Канта);
В-шестых, освоение новых регионов реализации собственных пакетов услуг (другие регионы РФ).
Литература:
1. Каптюхин Р.В. Анализ состояния рынка маркетинговых интернет-коммуникаций в мире и России // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. №5.
2. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности [Текст] / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. 2014. №1. С. 374-377.
3. Образовательный проект «PowerBranding». 2014. URL: http://powerbranding.ru/ (дата обращения: 15.04.2015)
4. Эффективность интернет-рекламы и исследования в этой области // MetrInfo.RU. 2015. http://www.metrinfo.ru/advertresearch/ (дата обращения: 15.04.2015)
5. Шеховцева Л.С. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Калининград: Изд- во РГУ им. И. Канта, 2006.