Методика анализа финансовой устойчивости организации, адаптированная к требованиям дипломной работы бакалавра по направлению «Менеджмент» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 20.05.2015

Статья просмотрена: 1757 раз

Библиографическое описание:

Дупленко, Н. Г. Методика анализа финансовой устойчивости организации, адаптированная к требованиям дипломной работы бакалавра по направлению «Менеджмент» / Н. Г. Дупленко, Н. В. Горская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.2 (90.2). — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19081/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье представлена методика анализа финансовой устойчивости организации, разработанная для использования при написании дипломных работ бакалавров по направлению «Менеджмент» на основе учета соответствующих ограничений по компетенциям, трудоемкости и ограниченности исходных данных.

Ключевые слова: дипломная работа бакалавра, методика анализа финансовой устойчивости, финансовое состояние; финансовая устойчивость.

 

Анализ финансовой устойчивости организации является одним из важных этапов дипломной работы бакалавра по направлению «Менеджмент», поскольку без его проведения невозможен полноценный проблемный анализ, разработка обоснованных, учитывающих специфику организации предложений и рекомендаций.

К настоящему времени разработано множество методик проведения анализа финансовой устойчивости, как достаточно общего характера, так и адаптированных к особенностям предприятий различных отраслей и сфер деятельности. Развитие методологических аспектов данного вида анализа идет по пути усложнения, что, с одной стороны, повышает его объективность, а с другой в значительной мере затрудняет проведение анализа при наличии информационных, временных или компетентностных ограничений, что характерно для выпускных квалификационных работ бакалавров.

Таким образом, методика анализа финансовой устойчивости организации, адаптированная к требованиям дипломной работы бакалавра по направлению «Менеджмент», должна отвечать следующим требованиям. Во-первых, она должна быть достаточно простой, не выходящей за пределы компетенций студентов четвертого курса. Во-вторых, она не должна требовать много времени для проведения анализа, поскольку сроки выполнения дипломных работ бакалавров достаточно сжатые, а такого рода анализ носит для направления «Менеджмент» вспомогательный характер. В-третьих, для проведения расчетов должно быть достаточно данных бухгалтерской отчетности организации, поскольку при прохождении преддипломной практики студенту далеко не всегда предоставляют дополнительную информацию о ее финансовом состоянии. В-четвертых, при всем этом методика должна давать объективную оценку важнейших аспектов финансовой устойчивости организации

В основу разработанной методики легли классические формулы расчёта финансовых показателей, изучаемые в рамках большинства образовательных программ бакалавриата. Источниками данных являются бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках.  

Провести оценку финансовой устойчивости предлагается в три этапа (таблица 1).

 

Таблица 1

Этапы анализа финансовой устойчивости

Этапы

Содержание этапа

Результат

Первый этап

Расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости

Выявление избытка или недостатка собственных и заёмных средств

Второй этап

Расчет относительных показателей финансовой устойчивости

Оценка степени зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов

Третий этап

Построение графиков и диаграмм на основе проведенных расчетов

Наглядное представление результатов анализа в презентации на защите дипломной работы

 

На первом этапе при расчете абсолютных показателей финансовой устойчивости удобно использовать таблицу, обобщающую данные о наличии средств, их источников, запасов на начало и конец анализируемого периода, а также их динамику. Расчет можно производить как за один, так и за несколько периодов.

В таблице 2 представлен пример расчета абсолютных показателей финансовой устойчивости за два года с использованием 11 показателей, а также трёхфакторной модели типа финансовой устойчивости.

Таблица 2

Абсолютные показатели финансовой устойчивости (тыс. руб.)

Показатели

2013 год

2014 год

Изменение за период

На 01.01.2013

На 01.01.2014

Изменение за год

На 01.01.2015

Изменение за год

1

Источники формирования собственных средств (ИСС)

3 112

3 172

60

3 172

4 046

874

2

Внеоборотные активы
(ВОА)

1 108

5 501

4393

5 501

5 759

258

3

Наличие собственных оборотных средств (СОС)

2004

- 2329

- 4333

-2329

- 1713

616

4

Долгосрочные обязательства (ДКЗ)

0

0

0

0

0

0

5

Чистый оборотный капитал (СДИ)

2004

- 2329

-4333

-2329

- 1713

-4042

6

Краткосрочные кредиты и займы (ККЗ)

107 532

148 823

41 291

148 823

167 089

18266

7

Общая величина основных источников средств (ОИ)

109536

146494

36958

146494

165376

18 882

8

Общая сумма запасов (З)

50 130

61 134

11004

61 134

77 566

16432

9

Излишек, недостаток собственных оборотных средств (изм. СОС)

- 48 126

- 63 463

- 15 337

- 63 463

- 79279

-15816

10

Излишек / недостаток собственных и долгосрочных заёмных источников покрытия запасов (изм. СДИ)

- 48 126

- 63 463

- 15 337

- 63 463

- 79279

-15 816

11

Излишек / недостаток общей величины основных источников финансирования запасов (изм. ОИЗ)

59 406

85 360

25954

85 360

87 810

2450

12

Трёхфакторная модель типа финансовой устойчивости

М3=

(0,0,1)

М3=

(0,0,1)

М3=

(0,0,1)

М3=

(0,0,1)

М3=

(0,0,1)

МЗ=

 (0,0,1)

 

Для графического представления результатов удобно использовать традиционные гистограммы с группировкой. Использование комбинированных диаграмм с дополнительной осью позволяет сопоставить на одной гистограмме динамику показателей, значение которых различается во много раз и их сопоставление при использовании одной оси не является наглядным (рис. 1). 

По результатам анализа условных данных можно сделать следующие выводы:

1.      Источниками финансирования являются как собственные оборотные средства, так и долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы.

2.      На протяжении 2013 и 2014 годов нарушена нормальная платежеспособность.

3.      Предприятие зависимо от внешних кредиторов.

4.      Возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования.

5.      Предприятие имеет неустойчивое финансовое состояние, но находится в стадии, когда ещё можно восстановить платежеспособность

 

Рис. 1. Динамика показателей ИСС, ВОА и ККЗ

 

На втором этапе предлагается рассчитать следующие относительные показатели финансовой устойчивости. Расчет и необходимые пояснения представлены в таблицах 3-5.

Таблица 3

Расчет коэффициентов финансовой независимости, задолженности и финансирования

Коэффициент финансовой

независимости (КФН)

Расчет

СК/ВБ (собственный капитал/валюта баланса)

Значение в 2013 году

3172/151 995= 0.021 ( 2.1%)

Значение в 2014 году

4046/171135=0.024 ( 2.4%)

Сравнение

Незначительное увеличение доли собственного капитала в валюте баланса (всего на 0.3%) в 2014 году по сравнению с 2013

Вывод

Ни в 2013, ни в 2014 нет превышения 50 % рубежа коэффициента, что указывает на высокую, почти полную финансовую зависимость от внешних источников

Коэффициент

задолженности (Кз)

Расчет

ЗК/СК (заёмный капитал/собственный капитал)

Значение в 2013

148823/3172= 46,9(4690%)

Значение в 2014 году

167 089/4046=41,3 ( 4130%)

Сравнение

Уменьшение коэффициента задолженности на 5,6 (на 560 %)

2013 год - В 70 раз превышает рекомендуемое соотношение (40 % на 60%) Уже в 2014 - почти в 62 раза.

Вывод

Наблюдается тенденция к снижению количества заёмных средств, что имеет положительное влияние на организацию

Коэффициент. финансирования (Кфин.)

Расчет

СК/ЗК (собственный капитал/заёмный капитал)

Значение в 2013 году

3172/148823= 0.021 ( 2.1%)

Значение в 2014 году

4046/167089=0.024 ( 2.4%)

Сравнение

Наблюдается незначительное увеличение значения показателя финансирования. Тенденция роста в сравнении с прошедшим годом 0.3%

Вывод

Ни в 2013, ни в 2014 величина собственного капитала не способна покрыть заёмные средства

 

Таблица 4

Расчет коэффициентов обеспеченности собственными оборотными средствами,

маневренности и финансовой напряжённости

Коэф. обеспеченности собственными оборотными средствами (Кобесп.)

Расчет

СОС/ОА (собственные оборотные средства/оборотные активы)

Значение в 2013 году

(-2329)/146 494=  - 0,016( - 1,6%)

Значение в 2014 году

(-1713)/165 376 = - 0.01 ( -1%)

Сравнение

Величина собственных оборотных средств в 2014 году имеет лучшее положение, происходит снижение отрицательного показателя на 0,6 %

Вывод

 Ни в 2013, ни в 2014 г предприятие не способно проводить независимую финансовую политику (наличия СОС в оборотных активах нет)

Коэффициент  маневренности (Км)

Расчет

СОС/СК (собственные оборотные средства/собственный капитал)

Значение в 2013 году

(-2329)/3172= - 0.73

Значение в 2014 году

(-1713)/4046 = - 0.42

Сравнение

Снижение отрицательного значения коэффициента в 2014 году произошло на 0,31

Вывод

У предприятия нет возможностей для маневрирования свободными денежными средствами

Коэффициент финансовой напряжённости (Кф.напр.)

Расчет

ЗК/ВБ (заёмный капитал/валюта баланса заёмщика)

Значение в 2013 году

148 823/151 995= 0.979 ( 97,9%)

Значение в 2014 году

167 089/171135=0.976 ( 97,6%)

Сравнение

Незначительное снижение доли заёмных средств в валюте баланса( на 0, 6 %) в 2014 году по сравнению с предыдущим годом

Вывод

Коэффициент финансовой напряжённости в течение последних двух лет превышает верхнюю границу (0,5) почти в 2 раза, что подтверждает большую зависимость предприятия от внешних источников

 

Таблица 5

Расчет коэффициента соотношения мобильных и иммобилизованных активов и коэффициента имущества производственного назначения

Коэф. соотношения мобильных и иммобилизованных активов (Кс)

Расчет

ОА/ВОА (оборотные активы /внеоборотные активы)

Значение в 2013 году

146 494/5 501= 26.6

Значение в 2014 году

165 376/5 759=28.7

Сравнение

Изменение Кс на 2,1 в 2013году говорит об увеличении авансированных средств в оборотные активы

Вывод

Увеличились затраты в оборотные активы

Коэф. имущества производственного назначения (Кипн)

Расчет

(ВОА +З)/А ((внеоборотные активы +запасы)/общий объём активов)

Значение в 2013 году

(5 501+61 134)/151 995= 0.438( 44%)

Значение в 2014 году

(5 759+77 566)/171135=0.487( 49%)

Сравнение

Прослеживается рост доли имущества производственного назначения в активах предприятия (5 %) в 2014 году

Вывод

Ни в 2013, ни в 2014 показатель не достигает 50 % отметки, что ведёт к необходимости привлечения заёмных средств для пополнения имущества

 

По результатам расчетов можно сделать вывод о том, что как в 2013, так и в 2014 году предприятие имеет высокую степень зависимости от внешних источников, несмотря на небольшие динамические улучшения относительных показателей финансовой устойчивости.

Таким образом, предложенная методика позволяет достаточно быстро провести анализ финансовой устойчивости в рамках компетенций бакалавра по направлению «Менеджмент», сделать достоверные выводы и наглядно их представить.

 

Литература:

1.      Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений. М.: Омега-Л, 2014. 348 с.

2.      Герасимова В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия. М.: Кнорус, 2015. 358 с.

3.      Каурова О.В. Финансово-экономический анализ предприятия. М.: Кнорус, 2012. 216 с.

4.      Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Кнорус, 320 с.

5.      Харитонова Н.Н. Некоторые подходы у правлению финансовой устойчивостью для повышения конкурентоустойчивости предприятия // Математические модели и информационные технологии в организации производства. 2014. № 1. С. 28-31.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая устойчивость, собственный капитал, расчет, средство, актив, вывод, показатель, сравнение, заемный капитал, производственное назначение.


Похожие статьи

Методика анализа деловой активности организации

В статье представлена авторская методика анализа деловой активности организации, адаптированная для целей проведения анализа деловой активности и финансовой устойчивости, проводимого в рамках выполнения бакалаврской дипломной работы по направлению «М...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)

В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела

В статье рассматривается разработанная и успешно апробированная методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела.

Профессиональное становление студента бакалавра (направление «Государственное и муниципальное управление») путем формирования ключевых компетенций

В работе представлен анализ ряда ключевых компетенций приобретаемых бакалавром (направление «Государственное и муниципальное управление»). Выявленные особенности в подготовке управленцев указывают на весомость информационно-коммуникативной компетентн...

Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования

В статье рассматривается технология проектирования образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования на основе критериев Агентства по гарантии качества EdNet, приводятся предложени...

Практико-ориентированный подход к изучению дисциплины «Эконометрика» в БФУ имени И. Канта

В статье рассмотрен практико-ориентированный подход к преподаванию дисци-плины “Эконометрика” студентам бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика» в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта.

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Методические аспекты проведения практических занятий при подготовке юристов

Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении практических занятий по специальности «Юриспруденция».

Похожие статьи

Методика анализа деловой активности организации

В статье представлена авторская методика анализа деловой активности организации, адаптированная для целей проведения анализа деловой активности и финансовой устойчивости, проводимого в рамках выполнения бакалаврской дипломной работы по направлению «М...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)

В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела

В статье рассматривается разработанная и успешно апробированная методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела.

Профессиональное становление студента бакалавра (направление «Государственное и муниципальное управление») путем формирования ключевых компетенций

В работе представлен анализ ряда ключевых компетенций приобретаемых бакалавром (направление «Государственное и муниципальное управление»). Выявленные особенности в подготовке управленцев указывают на весомость информационно-коммуникативной компетентн...

Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования

В статье рассматривается технология проектирования образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования на основе критериев Агентства по гарантии качества EdNet, приводятся предложени...

Практико-ориентированный подход к изучению дисциплины «Эконометрика» в БФУ имени И. Канта

В статье рассмотрен практико-ориентированный подход к преподаванию дисци-плины “Эконометрика” студентам бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика» в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта.

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Методические аспекты проведения практических занятий при подготовке юристов

Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении практических занятий по специальности «Юриспруденция».

Задать вопрос