К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 1827 раз

Библиографическое описание:

Мурзаева, В. В. К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи / В. В. Мурзаева, Н. А. Тумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1233-1235. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19105/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, лингвистические особенности, коммуникативный процесс.

 

В методике преподавания иностранного языка большое внимание уделяется обучению всем видам речевой деятельности. В методике преподавания иностранного языка, будь то начальный, средний или продвинутый этап обучения, большое внимание уделяется обучению всем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму и говорение в его монологической и диалогической формах.

Важность овладения диалогической речью обусловлена тем, что в обучении иностранному языку основной целью является коммуникативная, то есть овладение обучающимися иностранным языком как новым средством коммуникации.

Многие специалисты в области методики, такие как В. А. Бухбиндер, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров занимались исследованием вопроса устного речевого общения, в частности продуцированию диалогического высказывания на иностранном языке.

Диалогическая речь или диалогическая форма общения, предполагает не только формулирование обучающимися собственного высказывания, но и восприятие и понимание речи, продуцированной собеседником, поскольку это гораздо более сложный и трудоемкий процесс, нежели обучение монологическому высказыванию.

Немаловажно и признание факта того, что устное речевое общение является ведущей формой коммуникативного взаимодействия между людьми. Именно поэтому развитие у обучающегося диалогических речевых умений крайне значимо на иностранном языке также, как и на родном [2; 5].

Речь любого человека, будь то школьник, дипломированный специалист-выпускник или заслуженный деятель научной сферы, не ограничивается исключительно запросом информации или же ответом на поставленный вопрос [4, c. 1059]. Индивиду всегда присуща потребность выражения собственной точки зрения, эмоционального состояния, отношения к тому или иному предмету, действию, к той или иной ситуации; обмене информацией [6, c. 128]. Желание выразить собственные мысли относительно всего этого и является причиной акта коммуникации.

Коммуникативный процесс может протекать, как было сказано ранее, в монологической форме или диалогической [1, c. 467]. Под диалогической речью понимается обмен высказываниями, порожденными в процессе коммуникативного акта между двумя или более собеседниками.

Диалогическая речь — это действие непосредственного общения, протекающее в форме перемежающихся ситуативно-обусловленных речевых действий, возникающее по инициативе одного из говорящих в тот момент, когда обстоятельства этой деятельности создают перед ним проблему, которую возможно решить посредством вовлечения в эту деятельность коммуникативного партнера и, как следствие, акт коммуникации развивается в направлении решения проблемы и сводится на «нет» по мере ее разрешения [2]. Для оценки речевой деятельности, а именно диалогической речи, необходимо обозначение функциональной роли различных единиц языка при построении высказывания.

Речевая деятельность наделена следующими свойствами:

-                   ситуативность;

-                   клишированность;

-                   фразеологичность;

-                   эллиптичность;

-                   стилистическая дифференцированность [2].

Все эти свойства отражаются в реальном коммуникативном акте в их тесном взаимодействии, каждое из этих свойств необходимо для придания высказыванию законченности и целенаправленности [3, c. 971]. Известен тот факт, что речевой поступок органично объединяет в себе как языковые, так и неязыковые знаки, дополняющие друг друга и реализующиеся в определенной ситуации.

Ситуация представляет собой совокупность обстоятельств и отношений, создающих определенное положение, однако значимость для коммуникативного акта приобретают лишь те, которые отражаются непосредственно в этом акте общения. Именно они (обстоятельства) оказывают непосредственное влияние на отбор языковых средств, формируя речевую ситуацию.

По мнению В. А. Бухбиндер, в методике обучения иностранным языкам существует разделение ситуации на различные типы, а именно на естественные (встречающиеся в условиях языковой среды и не связанные какими-либо ограничениями и учебные (имеющие искусственный характер, приспособленные к учебному процессу, отражающие предвидимые акты речевого общения и опирающиеся в своей реализации на усвоенный учебный материал [2].

Чтобы смоделировать и воспроизвести в учебном процессе ситуацию, приближенную к естественной ситуации общения, необходимо проникнуться сутью этой ситуации.

Если тема коммуникативного акта непосредственно тесно связана с собеседниками и в процессе общения в условиях личностных отношений невербальные средства коммуникации активно используются говорящими, то это наделяет речь разговорностью и эллиптичностью, то есть свойствами, упомянутыми нами ранее.

Весьма ценный вклад в исследование ситуации внесён Е. М. Верещагиным и В. Г. Костомаровым, различающими

-                    стандартную и

-                    вариабельную ситуации.

Стандартная ситуация довольно жестко регламентирует человеческое поведение в процессе коммуникации, в то время как вариабельная характеризуется авторами не только изменчивостью ее параметрами, но и форм речи. Составляющими естественной ситуации являются предситуация, обстоятельства и отношения, задающие мотивы, стимулы, условия и цели совершенствования речевого действия [2].

Ситуативность-свойство речи отражать действительность языковыми средствами, подключая к ним и неязыковые. Любое высказывание, по мнению В. А. Бухбиндер, наделено ситуативностью, но не все наделены ею одинаково.

Диалогическая форма общения четче отражает колебания языковых и незыковых средств, нежели монологическое высказывание, где ситуативный фон не так явен: или письменная речь, в которой более четко проявляется контекст. Диалогическая речь, главным образом, ситуативна и содержание её становится понятным с учетом ситуации, в которой эта речь продуцируется.

Что касается такого свойства речи как клишированность (употребление в речи определенных клише, то оно позволяет речи быть

-                   сжатой;

-                   устойчивой;

-                   ситуативно заданной.

Клише могут быть

-                   полностью неварьируемыми

-                   ограниченно варьируемыми;

-                   закрытыми

-                   открытыми;

-                   готовыми

-                   неготовыми.

Стоит отметить и такое немаловажное свойства диалогической речи как эллиптичность.

Эллипс определяется как пропуск элемента высказывания из члена контекста или из ситуации. Редуцирование может быть как прямым-в форме неполных, сокращенных фраз, так и косвенным — как правило это фонетический, грамматический или синтаксический эллипс, где редуцируются звуки, опускаются предлоги или артикли, один или несколько членов предложения.

Эллиптичность как и клишированность задает речи ситуативный вектор, придает ей экономичность, делает устное речевое высказывание эффективным и незатрудняющим обмен информацией между участниками акта коммуникации.

Фразеологичность представляет собой одно из основных и немаловажных лингвистических свойств речи, насыщающее эту речь фразеологическими единицами. В диалогической форме общения, говоря о фразеологичности, тождественно будет обозначить экономность и эффективность речевого высказывания, его компактность и устойчивость [2; 5]. Изобилуя фразеологизмами, речь становится стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной.

Для обучающихся фразеологичность имеет практическую направленность, выраженную в обогащении словарного запаса фразеологическими единицами, повышая, тем самым, плавность, беглость и непринужденность владения диалогической формой общения.

Стилистическая дифференцированность, как свойство речевой деятельности, присуща каждому произведению речи: невозможно представить речь без определенного стиля. Речь, приспособленная к ситуативности, требует от партнеров по коммуникативному акту двусторонней стилевой регуляции в процессе общения, среди которых можно обозначить следующие личностные характеристики: тембр, общая тональность и речевое паузирование. Здесь стоит отметить и значимость такого ситуативного аспекта, как регистр, позволяющий определить стили общения с тем или иным собеседником, соблюдая определенные нормы речевого поведения.

Рассмотрение лингвистических свойств диалогической речи позволяет говорить о том, что именно гармоничное сочетание ситуативности, клишированности, эллиптичности, фразеологичности и стилистической диффернецированности позволяет собеседникам не только целенаправленно осуществлять речевое взаимодействие, повышать экономичность, активность и рациональность высказываний, но и эффективно обмениваться информацией, отбирая именно те языковые единицы, придающие высказыванию ориентацию на определенный стиль речи и регистр.

 

Литература:

 

1.             Аксенова Н. В., Шепетовский Д. В. Использование электронного ресурса Википедии в обучении чтению на начальном этапе в неязыковом вузе // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 465–468.

2.             Бухбиндер В. А. Устная речь как процесс и как предмет обучения //Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 2001 г.

3.             Жилинская А. В., Сенцов А. Э., Трунтягин А. А. Патриотическая риторика как источник сохранения политического порядка в современной России // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 970–973.

4.             Захарченко Е. А., Тумакова Н. А. К вопросу аутентичности в обучении иностранным языкам // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1058–1060.

5.             Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. -4-е издание, стереотипное. — Минск, «Вышейшая школа», 1998. — 522 с.

6.             Сенцов А. Э. Образ сильного государства в программах современных политических партий России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2011. — № 3. — С. 126–130.

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, иностранный язык, речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный акт, речь, коммуникативный процесс, монологическое высказывание, устное речевое общение, учебный процесс.


Похожие статьи

Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма)

К вопросу о коммуникативных особенностях иноязычной диалогической речевой деятельности

Лингвистика и формы ее взаимообусловленности

В данной статье идет речь об отборах в современных лингвистических теориях, синтаксической теории языка при анализе семантического различия.

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

В данной статье идет речь о взаимосвязи и мышления иностранного языка, речи и его формирования.

К проблеме сравнительного изучения понятия обладания на материале французского и русского языков

Исследование национально-культурной семантики фразеологизмов и их роли в развитии культуры речи учащихся

В данной статье рассматривается национально-культурная семантика фразеологизмов и их роль в развитии культуры речи учащейся молодёжи.

К вопросу о контекстуальных синонимах

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Похожие статьи

Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма)

К вопросу о коммуникативных особенностях иноязычной диалогической речевой деятельности

Лингвистика и формы ее взаимообусловленности

В данной статье идет речь об отборах в современных лингвистических теориях, синтаксической теории языка при анализе семантического различия.

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

В данной статье идет речь о взаимосвязи и мышления иностранного языка, речи и его формирования.

К проблеме сравнительного изучения понятия обладания на материале французского и русского языков

Исследование национально-культурной семантики фразеологизмов и их роли в развитии культуры речи учащихся

В данной статье рассматривается национально-культурная семантика фразеологизмов и их роль в развитии культуры речи учащейся молодёжи.

К вопросу о контекстуальных синонимах

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Задать вопрос