По объемам выпускаемой продукции и методам ее производства Уралвагонзавод всегда занимал лидирующие позиции. В тридцатые годы на предприятии впервые в отечественной практике были сконструированы: саморазгружающиеся полувагоны, литая тележка на роликоподшипниках, авто сцепное устройство и многое другое. В передвоенный период головным в отрасли КБ по вагоностроению была проведена огромная работа по унификации конструкций крытого вагона, полувагона, платформы. За неполные пять лет эксплуатации завода страна получила 35400 вагонов, что было в два раза больше, чем выпустили все вагоностроительные предприятия страны за годы 1 и 2 пятилеток.
К началу Великой Отечественной войны завод обладал большими производственными площадями, мощными энергетической и металлургической базами. Одиннадцать предприятий страны в конце 1941 года были эвакуированы на завод. Потребовалось лишь два с половиной месяца, чтобы на базе Уралвагонзавода организовать производство небезызвестных танков Т-34, признанных военными специалистами лучшей машиной второй мировой войны. К концу 1944 года выпуск боевых машин на Уральском танковом заводе увеличился более чем в 9 раз по сравнению с довоенным уровнем выпуска танков на Харьковском паровозостроительном заводе. Ежесуточно на фронт отправляли эшелон боевой техники. Такой высокой продуктивности не достигал ни один танковый конвейер мира.
С окончанием Великой Отечественной войны завод перестраивается на выпуск вагонов. Уже в начале 1946 года началось производство большегрузных вагонов – платформ. В 1947 году приступили к производству полувагонов, в 1948 году – крытых вагонов. Опыт конвейерного производства танков, новейшие технологии, оборудование были использованы в период восстановления вагонного производства на Уралвагонзаводе. В этот период очень активно силами конструкторов, инженеров, технологов модернизируется старое заводское оборудование, внедряются сварочные автоматы института электросварки Е. О. Патона для сборки вагонов на конвейере.
С начала 70-х годов на предприятии шла модернизация в условиях действующего производства, причем с планомерным увеличением выпуска продукции. В 1972-1979 гг. на ее основе было создано комплексно-механизированное конвейерное производство цельнометаллических грузовых четырехосных полувагонов. В 1974 году с конвейера сошел последний вагон с деревянной обшивкой.
Творческому поиску по созданию более совершенных видов продукции помогает содружество с 45 научно-исследовательскими институтами. Характерным примером в этом отношении является развитие сварки – ведущего технологического процесса в изготовлении вагонов. 95% достиг уровень механизации и автоматизации сварочных работ благодаря более чем полувековому сотрудничеству с Киевским институтом электросварки им. Е. О. Патона.
Начало 90-х годов сопряжены с конверсионными процессами, разработкой и внедрением новых видов мирной продукции.
На сегодняшний день «Уралвагонзавод», не изменяя своей более чем 80 летней истории, является производителем огромного ассортимента техники гражданского и военного назначения, а именно:
1. Железнодорожная продукция: железнодорожные цистерны (для нефтепродуктов, для олеума); платформы; полувагоны; криогенные железнодорожные цистерны.
2. Продукция военного назначения (предприятие способно производить до 1,5 тысячи танков в год): танковый бульдозер-снегоочиститель ТБС-86; боевые ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1и БРЭМ-1М; танк T-72( и его экспортный вариант Т-72С); танк T-90; боевая машина разминирования БМР-3М; танковый мoстoукладчик MTУ-72; инженерная машина разграждeния ИМР-3М.
3. Другое: погрузчик малогабаритный; контейнер-цистерна; экскаватор гусеничный ЭО-5126; трактор РТМ-160 и модификации, в том числе тяговый модуль; вагонов, электросварочный и др.; экскаватор ЭТ-1; туковая сеялка; экскаватор на колесном ходу ЭО-33211А.
В 2011 году предприятие вошло в список ста крупнейших мировых производителей боевой техники и вооружения, составленный Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI), заняв в рейтинге 90 место. За 9 месяцев 2012 г. OAO НПК «УВЗ» выпустило товарной продукции на сумму свыше 39,8 млрд. руб., себестоимость которой составила 28,9 млрд. руб. Выручка предприятия за этот период составила 35,8 млрд. руб. Прибыль от продаж - 6,146 млрд. руб. Рентабельность товарного выпуска составила 21,4%. Рентабельность продаж - 17,1%. Чистая прибыль превысила 2,67 млрд. руб. За 9 месяцев 2012 г. выпущено полувагонов модели 12-132 8946 штук. Рентабельность вагоносборочного производства составила 11%. В 2013 году «Уралвагонзавод» снова вошёл в список SIPRI, однако оказавшись уже на 86 месте.
Производство грузовых вагонов в России и странах CHГ, в последние несколько лет, уверенно росло на фоне восстановления после кризиса 2008- 2009 гг. Несмотря на то что в 2009 г. выпуск грузового подвижного состава сократился вдвое, уже в 2010 г. он превысил докризисный уровень, а в 2011 г. вырос еще на 26% (до 114 тыс. вагонов). Связано это с тем, что основные отрасли экономики, использующие ж/д транспорт, такие как: сырьевой сектор, металлургия, производство стройматериалов следуют политике модернизации, а так же благодаря увеличению загрузки вагонного парка. На рисунке 1 представлен график распределения выпуска вагонов по годам.
Рис.1. График распределения вагонов
Как видно из графика, в 2011 г. УВЗ, по собственным оценкам, выпустит порядка 28 тыс. вагонов, то есть на 10% больше, чем в 2011 г. Текущий год должен стать «пиковым» с точки зрения спроса: в 2013 г. участники рынка ожидают снижения продаж. При этом сравнительно лучшую динамику могут показать производители, предлагающие продукцию с улучшенными эксплуатационными характеристиками, в частности полувагоны, допускающие более высокую нагрузку на ось и, как следствие, имеющие более высокую грузоподъемность. Вагоны нового поколения предлагают на рынке 4 производителя, в том числе Уралвагонзавод. В новом подвижном составе заинтересованы РЖД, поскольку в этом случае снижается нагрузка на железнодорожную сеть. По данным СМИ («РБК Дэйли» от 09.10.12), железнодорожная монополия предложила ФСТ ввести тарифные скидки для владельцев полувагонов нового поколения[1].
ОАО НПК «Уралвагонзавод» является одним из крупнейших машиностроительных комплексов России и стран СНГ, имеющим в своем арсенале самое современное и уникальное оборудование, обеспечивающее весь производственный цикл, начиная от получения литых и штампованных заготовок до сборки и комплексных испытаний готовой продукции.
На рисунке 2 представлена диаграмма доли производимой УВЗ продукции, относительно наиболее крупных конкурентов.
Рис. 2. Доли производимой продукции
Как видно из представленной выше диаграммы, «Уралвагонзавод» занимает одну из лидирующих позиций (23% против 14% у «Азовмаша», ближайшего конкурента) в производстве вагонов и тяжелой железнодорожной технкики.
Ниже представлены данные, полученные по результатам SWOT-анализа [2].
Таблица 1
SWOT-анализ
Внутренняя среда |
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. производство двух видов вагонов - пассажирских и грузовых 2. производство продукции как гражданского, так и военного назначения 3. высокие профессиональные качества персонала 4. высококвалифицированное руководство 5. огромные производственные мощности 6. поддержка со стороны государства
|
1. зависимость от внешних рынков сбыта продукции 2. недостаточная загруженность производственных мощностей предприятия 3. несвоевременная оплата изготовленной продукции для предприятий государственной собственности 4. малое количество молодых сотрудников 5. высокая зависимость от государственных заказов 6. изношенность основных производственных фондов |
Внешняя среда |
|
Возможности |
Угрозы |
1. разработка и внедрение в производство новых видов продукции 2. увеличивающиеся потребности железных дорог в замене подвижного состава 3. увеличение заказов со стороны ВПК 4. возможность сбыта продукции зарубежным партнерам 5. монопольное положение по ряду товаров ассортимента; 6. уникальность производимой продукции |
1. зависимость от поставок стратегического важного сырья 2. высокая степень конкуренции 3. рост цен на сырье, материалы, электроэнергию 4. увеличение курса мировых валют и введение новых санкций 5. появление новых моделей спецтехники у конкурентов (в первую очередь иностранных) 6. уход с предприятия высокопрофессиональных кадров |
Рассмотрев производственные возможности предприятия OAO «Уралвагонзавод», его слабые и сильные стороны, а также потенциальные угрозы, исходящие из внешней среды, можно определить стратегию фирмы. Выводы, которые можно сделать на основании матрицы SWOT, приведенной в таблице 1, приведены ниже в таблице 2.
Таблица 2
Результаты SWOT-анализа
«Сильные стороны и возможности» |
«Сильные стороны и угрозы» |
· выход на новые рынки (в том числе и международные), увеличение ассортимента позволит высокая квалификация персонала и хорошая маркетинговая компания; · повышение квалификации персонала, увеличение контроля качества и неорганизованное поведение конкурентов дадут возможность успеть за ростом рынка. |
· усиление конкуренции, политика государства, инфляция, санкции и рост налогов, повлияют на постановку стратегических целей; · маркетинговая компания добавит преимуществ в конкуренции; |
«Слабые стороны и возможности»
|
«Слабые стороны и угрозы»
|
· персонал не участвует в принятии решений; · снижение уровня цен и налогообложения при сохранении среднего уровня цен и инфляции позволит получать сверхдоходы. |
· появление новых конкурентов и высокий уровень цен и инфляция ухудшит конкурентные возможности; · неблагоприятная политика государства может привести к снижению производственной мощности; |
Литература:
1. НПО «Уралвагонзавод». [Электронный курс]. – Режим доступа: http://www.uvz.ru/ свободный. – Загл. с экрана.
2. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. – М.: ЮНИТИ, 2002.