В работе рассмотрена динамика процессов организации/реорганизации и ликвидации предприятий в России. Даны основные понятия реорганизации и ликвидации фирм. Приведены статистические данные за 2014-2015 г. по Сибирскому ФО. Проведён анализ статистических данных. Предложены рекомендации. Сделаны выводы по ситуации в целом.
Ключевые слова: организация, ликвидация, реорганизация, индивидуальный предприниматель.
The paper considers the dynamics of the organization / reorganization processes and liquidation of businesses in Russia. The main concepts of reorganization and liquidation of companies are given. The statistical data of 2014-2015 year for the Siberian Federal District is considered. The analysis of statistical data is considered. Recommendations are presented. The conclusions on the situation at whole are presented.
Keywords: organization, liquidation, reorganization, individual entrepreneur.
На рубеже XX– XXI веков условия российского бизнеса, характеризующиеся довольно резким изменением внешней среды, увеличением требовательности потребителей, усилением конкурентной борьбы, выдвинули на основной план вопросы эффективного руководства и управления организацией, наиболее важной из которых является поддержание и сохранение конкурентоспособности в условиях постоянно изменяющихся факторов микро и макросреды. Адаптация к более современным условиям подразумевает изменения во внутренней среде организации. Необходимость в этом возникает в связи с тем, что существующая система управления и организации либо устарела, либо не соответствует текущим целям организации. В итоге, ключевыми факторами благополучия становятся именно те процессы, которые позволяют переосмыслить деятельность компании, реконструкции производства и реорганизации бизнес-процессов.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современном мире очень мало организаций и предприятий может просуществовать более десяти лет. Старые стандарты меняются, технологии развиваются. То, что могло казаться инновационным может устареть уже в течение 3-5 лет. В связи с этим, компаниям приходится своевременно пересматривать свою политику не только в области использования технологий но и в области организации и управления производства и бизнес-процессов. В особой степени это касается небольших предприятий, и, в частности, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, так как они наиболее зависимы от ситуации на рынке и в области технологических изменений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у “проблемной” организации есть 2 пути:
1. Ликвидация предприятия;
2. Полная либо частичная реорганизация предприятия.
Понятие «ликвидация» можно интерпретировать как несостоятельность, то есть отсутствие у юридического или физического лица средств и, в связи с этим, отказ платить по своим долговым обязательствам, что влечёт за собой цивилизованную процедуру ликвидации организации, продажи её имущества и расчётов с кредитными организациями.
Реорганизация подразумевает необходимость в изменении структуры и функций предприятия. Т.е. это один из видов корпоративных действий, результатом которых становится создание одного либо нескольких новых и/или прекращение одного либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Как правило, реорганизация это довольно сложный процесс как с экономической, так и с правовой точки зрения.
Для наглядности, рассмотрим статистику о регистрируемых и ликвидируемых предприятиях с учётом их организационно-правовой формы за период с 01.01.2014 по 01.01.2015 гг. в Сибирском ФО.
Таблица 1
Количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных за период с 01.01.2014 по 01.01.2015
Наименование субъекта РФ |
Индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с присвоением ОГРНИП |
|
Всего (после 01.01.2001) |
Индивидуальные предприниматели |
|
Зарегистрированные в отчётном периоде |
||
Сибирский ФО |
347 911 |
75 666 |
Таблица 2
Количество юридических лиц, зарегистрированных за период с 01.01.2014 по 01.01.2015.
Наименование субъекта РФ |
Количество юридических лиц, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, с присвоением ОГРН в отчетном периоде |
||||
Всего |
в том числе |
||||
при создании |
Зарегистрированные до 01.07.2002 |
||||
Всего |
в том числе |
||||
Путём создания |
Путём реорганизации |
||||
Сибирский ФО |
55 079 |
51 058 |
49 578 |
1 480 |
4 021 |
Таблица 3
Количество юридических лиц, прекративших деятельность за период с 01.01.2013 по 01.01.2014
Наименование субъекта РФ |
Количество юридических лиц, прекративших деятельность в отчётном периоде |
|||||
Всего |
В том числе |
|||||
В результате реорганизации |
В связи с ликвидацией |
Из них |
В связи с исключением юридического лица по решению рег. Органа из ЕГРЮЛ |
По иным основаниям |
||
В порядке банкротства |
||||||
Сибирский ФО |
49 267 |
5 562 |
10 801 |
1 645 |
31 988 |
916 |
Таблица 4
Количество индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность за период с 01.01.2014 по 01.01.2015 .
Индивидуальные предприниматели, прекратившие деятельность в отчётном периоде |
|||||||
Наименование субъекта РФ |
индивидуальные предприниматели |
||||||
Всего |
из них |
||||||
В связи с принятием решения о прекращении деятельности |
В связи со смертью |
В связи с принятием судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) |
В принудительном порядке по решению суда |
В связи с вступлением в силу приговора суда, которому индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью |
В связи с аннулированием документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации |
||
Сибирский ФО |
77 245 |
74 816 |
1 667 |
217 |
1 |
2 |
540 |
Из рассмотренных данных можно убедиться, что в Сибирском ФО ликвидируются больше фирм индивидуальных предпринимателей, чем регистрируются. Но дела юридических лиц обстоят немного лучше: 51 058 зарегистрированных против 49 267 ликвидированных фирм.
Исходя из выше следующего, можно сделать некоторые рекомендации. Государство должно стимулировать финансовыми средствами предприятия РФ на модернизацию оборудования, что приведёт к увеличению конкурентоспособности отечественных фирм. Повысить госпошлины на ввозимые товары – это также увеличит конкурентоспособность предприятий. Также, индивидуальным предпринимателям и всему малому бизнесу в целом необходима достойная поддержка со стороны государства
Эти меры увеличат доход фирм, предостерегут эти фирмы от банкротства (частный случай ликвидации), и окупят расходы государства, так как больше доходов у предприятий, больше доходов от налогов, облагаемых государством.
Также немаловажным является тот факт, что процесс реорганизации предоставляет шанс взять “новый старт” и восстановить благополучие. Добросовестно действующие юридические и физические лица могут ставить себя практически в любую форму финансовой зависимости с уверенностью, что при необходимости они получат возможность начать всё сначала и прийти в будущем к финансовому процветанию. Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачи его в аренду и после периода убыточности вновь стать экономически выгодным.
В заключение хочется сказать, что реорганизация и ликвидация предприятий – это вполне объективная реальность, которую необходимо исследовать анализировать и делать соответствующие выводы, поскольку эти выводы позволяют не только не повторять но и избежать ошибок, уже неоднократно пройденных другими.
Литература:
1. Зайцев Н. Л. Экономика организации: Учебник. – М.: «Экзамен», 2009 г. - 624 с.
2. Федеральная Налоговая Служба: Статистическая информация о государственной регистрации юридических лиц // [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru (дата обращения 05.05.2015).
3. Жданов Д. В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. – М., 2002 г.
4. Энциклопедия экономиста // [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru (дата обращения 05.05.2015).