Волонтерское движение направлено на формирование и развитие социальной активности, повышение уровня ответственности, воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия. Обучение в высшем учебном заведении предполагает не только формирование и развитие профессиональных компетенций, но и культурное, нравственное развитие, формирование гражданской позиции, развитие способностей к труду. Решение этих задач предусматривает применение различных технологий, одной из которых является вовлеченность студентов в добровольческую деятельность.
Волонтерская деятельность — это добровольная форма объединения для достижения общественно значимых целей, способствующая социальной активности и личностному росту его участников [2]. Развитие и популяризация волонтерского движения, студенческого самоуправления направлены на повышение уровня социальной активности студентов и является одной из приоритетных задач учебно-воспитательной работы в вузе [4].
Волонтеры являются лидерами вуза, его главным интеллектуальным и инновационным капиталом. Развитие волонтерского движения — это неотъемлемый компонент воспитательной деятельности в вузе. Волонтерская деятельность позволяет решить ряд задач:
- создание условий для вовлечения молодежи в развитие вуза, области и страны в целом;
- создание условий для участия студентов в социально-значимых акциях;
- организация досуга студентов;
- развитие творческого потенциала и уверенности в себе;
- приобретение новых знаний и навыков;
- повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, имеющих навыки общественного развития [ 7 ].
Развитие волонтерского движения осуществляется в условиях:
- пропаганды идей добровольчества, как среди преподавателей вуза, так и среди студентов;
- работы тех, кто поддерживает идеи добровольного служения обществу, и способствует их реализации.
- осуществления безвозмездной помощи.
Волонтерское движение — это системная работа администрации вуза и студентов, Оно предусматривает:
- целенаправленность обучения и воспитания как средству достижения целей;
- демократическое управление;
- признание равенства личных и общественных потребностей;
- добровольность и право выбора деятельности;
- неформальность, нестандартность содержания деятельности;
- выбор средств достижения целей;
- совместное решение проблем;
- готовность защищать интересы других;
- личностный рост волонтеров [ 2 ].
Вовлеченность молодежи в добровольческую деятельность способствует:
- развитию патриотического воспитания и понимания национально-государственных интересов;
- укреплению общечеловеческих ценностей;
- развитию духовно-нравственных ценностей;
- снижению агрессивности;
- снижению рисков вовлечения молодежи в антиобщественные поступки;
- развитию готовность к сотрудничеству с другими людьми;
- развитию самовыражения, самоопределения, самореализации;
- развитию уважения к другой точке зрения;
- творческому росту;
- увеличению межкультурной толерантности в обществе [1, 3, 5, 6].
Осуществление волонтерской деятельности возможно в рамках ряда проектов:
- гуманитарных;
- социально-культурных;
- информационно-консультативных;
- экологических [4].
Добровольческая деятельность обладает рядом достоинств, она:
- развивает проектную культуру и проектное мышление;
- развивает коммуникативные способности;
- учит делегировать полномочия;
- учит нести ответственность за совместное взаимодействие;
- развивает лидерские навыки;
- повышает дисциплину;
- развивает инициативность.
Толерантность является ценностью и социальной нормой гражданского общества, так как направлена на обеспечение баланса между различными группами (этническими, политическими, религиозными и т. д.), развитие уважения и готовности к пониманию представителей различных культур. Толерантный человек обладает адекватной самооценкой, высоким чувством собственного достоинства и системой нравственных норм и ценностей [ 8 ].
Таким образом, участие в волонтерском движении развивает ценностные ориентации, позволяет решить актуальную проблему организации досуга, повышает коммуникативный потенциал, учит грамотно распределять свое свободное время, снижает недоброжелательность, нетерпимость и агрессивность.
Литература:
1. Белозерцева Г. В. Вовлечение молодежи в социальную практику путем развития волонтерской деятельности // Образование. Карьера. Общество. 2013, Вып 3 (39). С. 64–65.
2. Конвисарева Л. П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Дис. … канд.пед.наук. Кострома, 2006. 211 с.
3. Куимова М. В., Габерлинг И. П., Тясто А. А. О воспитании духовно-нравственных ценностей студентов // В мире научных открытий. 2013. № 5.2 (41). С. 27–34.
4. Макаров А. В., Луцева И. Ю. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив // Молодой ученый. 2014. № 12. С. 285–287.
5. Пальчевская Е. С., Куимова М. В. Volunteerism as a means to promote spiritual and moral development // Молодой ученый. 2015. № 4 (84). С. 597–599.
6. Первак Е. В. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с молодежью». Екатеринбург, 2009. Вып 1, С. 38–40.
7. Подхомутникова М. В. Волонтерское движение как важный компонент процесса социализации студенческой молодежи (на примере Кубанского государственного университета) // Историческая и социально-образовательная мысль, 2012, № 3 (13). С. 165–168
8. Пономарев С. Д. Толерантность в молодежной среде. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с молодежью». Екатеринбург, 2009. Вып 1, С. 40–44.