Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра,
через неделю, через месяц и через год.
А потом объяснить, почему этого не произошло
Уинстон Черчилль
Современные российские социально-экономические преобразования, развитие средств массовой информации и политического рынка предъявляют новые требования к субъектам власти и их деятельности. Одним из основных требований к их деятельности становится завоевание доверия населения — объекта власти, так как власть ассоциируется с конкретной личностью.
Неотъемлемым компонентом «информационной жизни» человека становится политизация, а именно политический дискурс. «Политический дискурс — это актуальное использование языка в социально-политической сфере общения и в публичной сфере общения» [9].
Воздействие на аудиторию, сознание и чувства слушающих является основной задачей любого политического выступления. Выступления политиков перед широкой аудиторией характеризуются рядом особенностей:
- приближенность к художественному стилю речи за счет использования риторических приемов воздействия (например, аллюзия, метафора, ирония, инверсия и т. д.), которые позволяют добиться четкой аргументированности, открытости, ясности и точности информации, содержащейся в политическом сообщении;
- наличие таких коммуникативных качеств речи, как правильность, уместность, красота и правдивость;
- использование политических и экономических терминов;
- предоставление оценки, комментариев, разъяснений и т. д.;
- фактологическая точность (цитирование различных документов, программ и т. д.);
- на фонетическом уровне — замедленный темпом речи, усиленная громкость, высокая частотность прагматических и логических пауз, чередование быстрого и медленного темпа речи [2, 3].
Успешность публичной речи во многом зависит от использования различных средств выражения оценки, которые делают ее понятной, наглядной и адаптируют для понимания в различных аудиториях:
- эмоциональность;
- экспрессивность;
- выразительность;
- стилистически маркированные средства языка [5].
Публичное выступление политика — это мощное оружие и эффективное средство для достижения цели. Политическая речь обладает рядом особенностей, она:
- коррелирует с важными событиями общественно-политической жизни;
- отражает борьбу за власть либо ее удержание;
- влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферы слушающих;
- насыщена цитатами из официальных документов (например, программа партии);
- опирается на определенную систему ценностей (например, демократия, законность, справедливость, свобода и др.);
- насыщена комментариями, разъяснениями и оценками говорящего.
А. В. Федоров отмечает следующие особенности общественно-политической речи:
- полемичность;
- страстность тона;
- слияние элементов научной речи и различных средств эмоциональности и образности;
- отсутствие сложных предложений;
- четкость построения фраз;
- повторение сложных по смыслу словосочетаний, предложений [6].
Существует несколько жанров политической речи:
- лозунг;
- программные документы;
- публичная речь политика;
- предвыборная агитация;
- предвыборные дебаты;
- инаугурационная речь;
- поздравительная речь;
- юбилейная речь;
- послание президента о положении дел в стране;
- отчетный доклад;
- парламентские дебаты [1, 8].
Планируя свое выступление, политик апеллирует скорее к рациональным и оценочным, нежели к эмоциональным качествам публики. Не менее важным является его поведение (положение и движения головы, движения тела, положение ног, походка и т. д.), внешний облик, манеры речи, мимика и пластика [4].
В политической сфере успех оратора определяется умением аргументировать свою позицию, учитывать особенности различных социальных групп, к которым он обращается с речью, так как его основная задача — быть понятым. Немаловажно и заразить слушателей своей уверенностью в правоте позиции, вызвать у них определенный эмоциональный настрой [7].
Таким образом, большую часть политической информации массовая аудитория узнает из выступлений политических лидеров. Разрабатывая текст своего выступления, политику следует уделять внимание не только содержательным аспектам, учету национального склада ума и национального характера, но и ориентироваться на конкретную аудиторию, проводить аудио (-видео) запись выступлений для осознания себя со стороны, развивать умения презентовать себя так, чтобы аудитория воспринимала выступление адекватно.
Литература:
1. Андрющенко О. К. К вопросу о жанровой классификации политических текстов. http://www.rusnauka.com/15_APSN_2010/Philologia/65699.doc.htm (дата обращения: 15.05.2015).
2. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 333 с.
3. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 1997. 544 с.
4. Егорова-Гантман Е. В. Имидж лидера: психол. пособие для политиков. М.: Наука, 1994. 264 с.
5. Скрипаль А. А. Метафора как характеристика политического дискурса // Вестник ВолГУ, 2011, Вып. 9, серия 9. С. 36–38.
6. Федоров А. В. Основы общей теории перевода (Лингвистический очерк). М.: Высш. школа, 1968. 396 с.
7. Характерные особенности политических речей. URL: http://talkbusedst.ru/vystuplenie-pered-auditoriej/46-harakternye_osobennosti_politicheskih_rechei.html (дата обращения: 15.05.2015).
8. Шейгал Е. И. Власть как концепт и категория дискурса // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/scheig_vlast.php (дата обращения: 15.05.2015).
9. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис». 326 с.