Обучение иностранному языку в контексте межкультурного общения является актуальной задачей при подготовке специалистов. В настоящее время значительно расширились возможности для профессионального межкультурного общения (международные конференции, семинары и т. д.), что, в свою очередь предполагает высокий уровень знаний иностранного языка.
Обучение иностранному языку невозможно без понимания иноязычной речи на слух, т. е. аудирования. Аудирование включает следующие умения:
- дифференцировать воспринимаемые звуки;
- интегрировать звуки в смысловые комплексы;
- удерживать звуки в памяти во время слушания;
- осуществлять вероятностное прогнозирование;
- понимать воспринимаемую звуковую цепь [4].
Обучая аудированию необходимо:
- развивать слуховую память;
- развивать слуховую реакцию;
- формировать аудитивные навыки;
- учить обучающихся выделять главное в потоке информации [2].
Трудности в процессе аудирования можно разделить на три группы:
1. фонетические:
- восприятие отдельных языковых явлений на уровне слов и структур;
- узнавание слов в контексте.
2. грамматические (наличие грамматических форм, не свойственных родному языку);
3. лексические (необходимо вырабатывать у обучающихся способность понимать информацию даже при наличии незнакомых языковых явлений, путем их фильтрации).
Кроме того, к трудностям аудирования относятся:
- индивидуальная особенность произношения;
- тембр и высота голоса;
- темп речи;
- дефекты речи.
Разрабатывая комплекс упражнений для аудирования, следует учитывать:
- взаимодействие аудирования и говорения;
- наличие подготовительных и речевых упражнений;
- постепенное увеличение трудностей [1, 3].
Приведем несколько примеров упражнений на преодоление фонетических трудностей восприятия иноязычной речи.
1. Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком ….
2. Прослушайте и повторите несколько пар слов:
[i:] — [i] |
feel — fill keen — kin leap –lip |
[i] — [e] |
bill — bell lift — left pin — pen |
[e] — [æ] |
bed — bad letter — latter men — man |
[æ] — [a:] |
back — bark carry — car hat — heart |
[a:] — [o:] |
far — four part — port star — store |
[u:] — [u] |
food — foot pool — pull shoot — should |
[u] — [o] |
good — god look — lock put — pot |
3. Прослушайте слова. Найди в каждой строчке то слово, которое произносится:
[f] — [θ] |
fin — thin four — thaw freeze — threes |
[t] — [d] |
fate — fade neat — need pay — day |
[f] — [v] |
fast — vast fine — vine proof — prove |
[b] — [p] |
bear — pear bride — pride cub — cup |
[s] — [θ] |
face — faith pass — path worse — worth |
[k] — [g] |
back — bag dock — dog duck — dug |
[l] — [r] |
lace — race lighter — writer play — pray |
4. Определите количество слогов в услышанных предложениях.
5. Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов.
6. Пронумеруйте данные слова в соответствии с той последовательностью, в которой они звучат.
7. Прослушайте предложения. Скажите сколько вопросительных, утвердительных, отрицательных предложений Вы услышали.
Таким образом, аудирование занимает важное место уже на начальном этапе обучения иностранному языку и предполагает систематичность обучения. Сформированные навыки и развитые умения аудирования способствуют пониманию иноязычной речи, подготавливают говорение, обеспечивают возможность общения на иностранном языке.
Литература:
1. Малыгина Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию // Молодой ученый. 2010. № 7. С. 283–287.
2. Овсянникова А. Ю. Обучение аудированию на уроках иностранного языка. http://www.rusnauka.com/15_APSN_2010/Philologia/65699.doc.htm (дата обращения: 15.05.2015).
3. Перфилова С. Е. Обучение аудированию на начальном этапе // Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14). С. 154–158.
4. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 224 с.