В данной статье речь идет об обязанности консультанта в процессе психологической консультации, организации деятельности, о сотрудничестве с коллегами и представителями других отраслей по профессиональным вопросам в ведении деятельности.
Ключевые слова: обязанности консультанта, трудовая мобилизация, сотрудничество по профессиональным вопросам.
В системе обучения и воспитания психологическая служба становится важным этапом процесса. На основании Закона «Об образовании», национальной программы подготовки кадров, Постановления № 203 от 13 мая 1998 года КМ РУз на всех этапах образования внедрена психологическая служба. Психологическая служба в действительности направлена на такие важные задачи как формирование совершенного человека, способности, возможности ученика в процессе удовлетворения потребностей образования, изучение своеобразных индивидуальных свойств, направление и развитие. Вместе с тем, одним из основных направлений психологической службы является процесс психологической консультации. Психологическая служба не только изучает, направляет и развивает способности, возможности, своеобразные свойства учащихся, вместе с тем имеет важное значение в решении таких задач, как проблемы, встречающиеся в процессе их межличностных или семейных отношений.
Обязанности консультанта — это:
- Как?
- На что направлено?
- В какой временной единице можно мобилизовать свой труд?
Трудовая мобилизация — это социально-психологическое событие, складывающееся в разрезе одного точного отрезка времени, за этот период субъект целесообразно мобилизует свою деятельность в кругу профессиональных и творческих возможностей. Эти действия со стороны субъекта выражаются как важное отношение.
Обязанности консультанта состоят из следующих: подготовка к психологической консультации и ее проведение, повышение профессионального мастерства, сотрудничество по профессиональным вопросам с коллегами и представителями других специальностей и другие.
Здесь будет уместным подчеркнуть одну сторону рабочей среды консультанта: несмотря на количество пациентов, трудовой стаж и время года, консультант в своем недельном рабочем режиме должен отвести «дню чтения». Этот день он обязан полностью посвятить повышению профессионального мастерства, то есть посетить библиотеку, участвовать в семинарах-тренингах, лекциях и собраниях, касающихся профессиональной деятельности. К сожалению, некоторые специалисты это обстоятельство во внимание не принимают.
В процессе совета, требующего коллегиального обсуждения, при решении сложной проблемы пациента происходит воссоединение профессиональных отраслей друг с другом или возникают совместные дела.
В случае не владения точным понятием по процессу консультации на основе совместного диагноза специалистов по некоторым видам консультаций приводится в действие воссоединение профессиональных отраслей консультантов. Но, несмотря на то, что консультант достигает высокого профессионального мастерства по своей специальности, он может не занимать важное место присущих зависимостей в системе точных понятий. Это обстоятельство в психологическом понимании показывает взаимозависимость трудностей друг с другом: отражение в проблеме детей проблемы взаимоотношений между мужем и женой, в свою очередь, проблема мужа и жены может истолковываться как осложнение, оставшееся от родителей со времен их детства. Во время отсутствия его на месте работы из-за болезни, командировки или трудового отпуска профессиональные распределения относительно «влияния отрасли» дополняют деятельность в процессе оказания консультации, помощи пациенту. Часто встречающееся в практике консультации обобщение оперативной психологической помощи и консультации – правильное заключение. Так как при возникновении необходимости консультанты могут заменить друг друга, при этом для пациента это не должно никоим образом влиять на качество оказываемой психологической помощи. Равно как и психологическое соединение считается важным процессом. В психологическом соединении могут участвовать не только консультанты, но и другие работников центра консультации.
Естественно общение консультанта-психолога в своей деятельности с представителями других профессий. К ним относятся: педагоги, врачи, работники социальной сферы, представители правоохранительных органов и другие. При совместной деятельности с каждым из них существуют свои особенности.
Совместность консультанта с учителями основывается на понятии «предел», через него решение проблем в психологическом и личном развитии состоит из следующих моментов:
- принятие правильности учебного предмета;
- правильность урока учителя;
- позиция учителя в жизни ученика;
- место ученика в жизни учителя.
Принятие правильности учебного предмета связано со свойствами и интересами принятия конкретного предмета учащимися.
Правильность урока учителя состоит из свойств молодых групп и знаний, связанных на методических основах обучения. Кроме этого, учителя недостаточное значение придают интересу учащихся, влияние изучения по отношению к этому предмету непосредственно зависит от личности преподавателя.
Можно говорить об обстоятельствах проведения взаимодействия в процессе педагогической деятельности в ситуации «Учитель — ученик» и «Учитель — группа». Не секрет, что во многих случаях причинами не усвоения предметов учениками является существование закрытых и открытых противоречий между учителями и учениками или взаимно отрицательные отношения между ними.
Задача консультанта состоит из определения тайных причин в решении вопросов, связанных с негативными поступками в поведении и не усвоения занятий учеником. Но эта проблема, кроме взаимоотношения «Учитель — ученик» зависит и от неблагополучного семейного обстоятельства ученика.
За последнее время понятие «Неудачная семья» обогатилось новым содержанием. За прошедший период «Неудачная семья» характеризовалась как неполная семья (отсутствие отца или матери), семья алкоголиков, семья, в которой родители находятся в местах лишения свободы, семьи, где родители находятся в исправительных учреждениях.
На сегодняшний день многими психологами и психотерапевтами это понятие охарактеризовано как «Разлад взаимных отношений в семье» (В.Сатир, Д.Хейди, К.Маданяс).
Пример из практики: Девочке одиннадцать лет. Учится всегда хорошо, поведение положительное. В последнее время в ее поведении появились агрессивные особенности. При этом сила усваивания выше силы (поступки) внешнего воздействия. Мать оценила это обстоятельство как хозяин высшего чувства и свободы своего ребенка. А учитель воспринял это как невоспитанность и противоречие общепринятым нормам.
Это конфликтное положение стало усиливаться, когда до конца учебного года оставалось полтора месяца. В свою очередь классный руководитель в своем отчёте охарактеризовал отрицательные стороны своей ученицы заместителю директора по учебной работе. Естественно, мать обиделась на такую оценку. Во-первых, не согласна с характеристикой, данной ее ребенку, во-вторых, если ее ребенок так плох, почему учительница до окончания учебного года не обсудила поведение своей ученицы и не обратилась по этому поводу к матери?
Консультант провел анализ этого обстоятельства. Кроме беседы с матерью проведены дополнительные встречи с учителем и ученицей. Можно сказать, что семья полноценная. Отношение матери к своему ребенку хорошее, дружеское, но процесс воспитания пущен на самотек. В ребенке уровень стесненности выше, а самооценка ниже. Общее положение в семье — возникло от неустойчивости взаимоотношений в результате неудовлетворенности браком и это обстоятельство оказало отрицательное влияние на воспитание ребенка.
Отрицательной средой в семье является пристрастие отца к спиртному, оно стало причиной сердечной недостаточности дочери, язвы желудка.
Следующие психологические рекомендация матери:
- советоваться с супругом;
- изменить методы воспитания;
- наметить обязанности ребенка по дому и установить контроль за их выполнением.
С целью улучшения самооценки своего ребенка рекомендуется регулярно поощрять выполнение ею дел; по совету педагога следует организовать отдельную беседу. Поэтому от классного руководителя по отношению ребенка требуется индивидуальный подход, исключить приказной тон.
В области отношений между врачом и консультантом главное место занимает психологическое положение пациента. Например, элементы некоторых болезней считаются знаком чувственных непостоянств. Кроме этого, пациент и внутренний общий вид (в медицинском выражении) болезни, возникшей у него или общий вид (в психологическом выражении) проблемы, является вторичной копией человека, они оказывают свое влияние на развитие болезни. Изучение внутреннего и общего вида болезни ведет к поиску в виде изучения любого заболевания, так как само существующее заболевание приводит к ответу на все вопросы.
Серьезное изучение этих проявлений дает возможность предостеречь от одностороннего подхода к клиническому диагнозу, правильности выбора методов лечения, установления положительной психологической связи между врачом и пациентом.
Еще одно связующее направление — это предположение. Результаты психологического и медицинского исследований приводят к аргументированию предположения и правильности постановки диагноза.
Одной из главных задач социального труда является оказание помощи в преодолении трудностей, возникающих под воздействием объективных обстоятельств на человека. Например, человек потерял работоспособность. Для эффективности этой помощи работник социальной отрасли должен направить свои старания на развитие внутренних возможностей, необходимых для будущего жизни человека.
Психолог ведет совместную деятельность с представителями правоохранительных органов через следователя и адвокатов. Применение психологических знаний оказывает помощь в раскрытии уголовных дел и в нахождении правильного решения вопросов изучения и перевоспитания преступников, совершивших преступление.
В этой отрасли способ раскрытия сущности уголовного дела, совершенного определенным человеком, считается целью психологического исследования, изучения процессов, свойств, положений в психологической деятельности.
Итак, сведения, интересующие следователя и адвоката:
- личность вышеуказанного человека;
- его личная характеристика;
- составление предположительных поступков человека, основываясь на логику события.
При поиске ответа на вопрос «Что?» следователя интересует объективная сторона событий, при поиске ответа на вопрос «За что?» адвоката интересует субъективная сторона событий. При этом задачей консультанта является соединение субъективной логикой поступках, изучаемых в объективных ситуациях человека.
Литература:
1. Айви А. Е., Айви М. Б., Сайман-Даунин Г. Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.:2000.
2. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.:2000.
3. Кеттер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб.: 2001.
4. Кочюнос Р. Основы психологического консультирования. М.: 1999.
5. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: 1999.
6. Психотерапевтическая энциклопедия. // Под общей ред. Б. Д. Карварского. СПб.: Питер ком. 1998.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: 2000
8. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: 2000
9. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: 1998.
10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: 2001