Данная статья посвящена вопросу организации психологической консультации в социальной жизни, в ней ведется речь о ведении деятельности консультантов-психологов и их помощников.
Ключевые слова:психологическая консультация, консультант, пациент, режим работы психолога.
Необходимость организации психологической службы и ее практической деятельности возникает при следующих обстоятельствах:
- Когда у людей, живущих в каком-нибудь районе или работающих в какой-либо организации, возникает много проблем психологического характера и они не могут самостоятельно решить эти проблемы. Здесь речь идет о людях, считающих себя здоровыми и не желающих обращаться за помощью к медицинским работникам, но готовых выслушать и выполнить советы психолога. Такие проблемы возникают у большинства людей, живущих в нашем обществе, когда заметно ухудшаются условия жизни, повышается конкуренция и возникают жизненные обострения.
- Необходимость организации отдельной психологической консультации в одном регионе своего психологического центра может возникнуть, только если он, центр, будет отвечать требованиям деятельности этой службы. Этого можно добиться за счет соответствия деятельности и назначения обязательств специалистов психологической службы.
Назначение обязательств, в свою очередь, осуществляется за счет глубокого овладения специальностью, повышения качества работы и достижения высокого уровня профессии в работе. Тем самым в прикладной психологии среди специалистов-психологов предусматривается распределение должностных обязанностей в трех направлениях: психодиагностика, психокоррекция и психологическая консультация.
Впоследствии предусматривается глубокое изучение специальности в вышеуказанных направлениях во внутреннем круге.
Здесь целесообразным будет выбор практикующими психологами направления специальности в области консультации, касающейся личных и семейных отношений, психологически-педагогической работы.
К общим вопросам организации психологических консультационных работ для ее постоянного размещения считается целесообразным иметь отдельное здание, так как работы по консультации могут быть неэффективными, если в здании разместятся другие организации. Но в настоящее время найти отдельное здание очень трудно. Поэтому к этому вопросу нужно подходить с другой точки зрения.
Прежде всего, комнату психологической консультации нежелательно размещать рядом с организациями, которые могут мешать работе консультанта-психолога с пациентами. Не рекомендуется размещать комнату психологической консультации рядом с торговыми организациями, вблизи больших трасс, то есть в местах, где очень шумно. Размещение комнаты психологической консультации вблизи больницы или внутри ее тоже неблагоприятно, при этом пациент может ощутить себя больным. Деятельность комнат психологической консультации в зданиях, расположенных вблизи военных частей, отделов внутренних дел, тюрем недопустимо. Вместе с этим размещение комнат психологической консультации вдали от центра, в труднодоступных местах может привести к затруднению пациентов.
Одним из общих вопросов, имеющих важное значение в организации деятельности психологической консультации, является правильный подбор кадров. Конечно, было бы целесообразнее в качестве консультанта-психолога нанимать специалистов с высшим образованием. Но, на сегодняшний день обучение общей психологии не всегда может обеспечить такими специалистами, поэтому если консультант-психолог начинает свою деятельность на этом поприще, ему придется обучаться в процессе деятельности.
Для отдельных видов психологической консультации рационально подобрать людей, получивших высшее образование, но обучавшихся на кафедрах по узкой специальности: для семейной консультации — на кафедре социальной психологии, по психолого-педагогическим вопросам рационален выбор кадров с высшим образованием.
Вместе с тем, по возможности и вспомогательный персонал, работающий в психологических консультациях, должен иметь хотя бы общие понятия о психологической консультации и деятельности психологической консультации.
Для удобства пациентов режим работы психологической консультации должен учитывать их возможности, потребности и интересы. В основном, пациенты стремятся получить психологическую консультацию непосредственно до начала или после окончания рабочего времени. Так как многие люди примерно с 9–10 до 17–18 находятся на работе, для них было бы удобнее, если рабочее время психологической консультации будет между с 8–9 до 17–18. Вместе с тем, утреннего времени для полного проведения психологической консультации может быть недостаточно, поэтому будет рациональнее проведение в утреннее время лишь определенной части консультации.
Будет целесообразно, если психологическая консультация каждый день работает утром и вечером или с переменным графиком – один день утром, в другой день – вечером. Также нужно внести в график работы и субботу — выходной день недели, так как именно в этот день многие пациенты бывают свободны от работы.
Режим работы сотрудников психологической консультации для пациентов отличается от их режима работы (мы это условно назовем внутренним и внешним режимом работы). Режим работы психологической консультации устанавливается в зависимости от личных возможностей и условий работы консультантов-психологов и вспомогательного персонала.
В самом удобном внутреннем режиме работы психологической консультации консультант-психолог, кроме работы с пациентом, занимается и другим видом деятельности, определяющим эффективность психологической консультации. Это могут быть психодиагностика, повторная работа итогов ее работы и ее толкование, обсуждение с сотрудниками вопросов профессиональной и общей консультации работы, анализ информации и сведений, принятых у пациента, работа с документами, требуемыми для эффективного проведения психологической консультации и другие.
Если все это принять во внимание, предварительно можно посчитать, сколько времени в среднем уходит у консультанта-психолога: на работу, на индивидуальную работу с пациентом и другие дела, касающиеся психологической консультации. Выйдет, что приблизительно они равны. Поэтому во многих случаях при планировании дел психологической консультации нужно учитывать все подобные обстоятельства.
При определении порядка индивидуальной работы психологической консультации нужно учитывать индивидуальные свойства пациента, в частности, удобный для него режим дня, режим работы, отдыха и другие. Если у некоторых людей самое высокое качество работы наблюдается в утренние часы, то другие наиболее продуктивны в вечерние часы. Многие приступают к методу работы быстро, но и устают быстро, а другие берутся постепенно, однако сохраняют работоспособность надолго и на высоком уровне.
Число специалистов и род их деятельности в психологической консультации могут быть различными. Имеются большие психологические консультации, где работает много психологов, занимающихся малой консультацией частной практики узкого профиля, являющиеся специалистами различных отраслей психологии.
Представьте такую ситуацию, когда один консультант-психолог занимается различными проблемами и вместе с тем одновременно выполняет и обязанности вспомогательного персонала. А это отдельные специалисты, занимающиеся частной практикой в психологической консультации. Также психологическая консультация может быть большой организацией, включающей в себя десятки консультантов-психологов различного профиля и много обслуживающего персонала. В большинстве случаев распространены дневные психологические консультации с 16-18 часов, в них работают два-три консультанта-психолога, остальные – обслуживающий персонал.
Вопрос распределения специальных обязанностей между сотрудниками психологических консультаций в большинстве возникает при работе людей. В этой ситуации распределение обязанностей между ними проводится примерно так же, как в медицинских учреждениях и больницах, то есть учитывается обеспечение узких, глубоких специальностей отдельных видов психологической консультации, если в консультации много специалистов, то распределение целесообразно.
Эта рекомендация связана с тем, что по отношению к специалисту, занимающемуся понемногу по каждому направлению, специалист узкого профиля по профессиональному мастерству достигает более высокого уровня.
Однако могут быть такие случаи, когда в психологической консультации работают всего двое консультантов-психологов, между ними не обязательно распределение профессиональных обязанностей в их психологической консультации по различным направлениям. Тогда как если один из психологов временно не участвует, в этом случае может возникнуть проблема с пациентом. В этой ситуации будет правильным придерживаться следующего пути: одну часть обязанностей в общем порядке распределить для обоих консультантов-психологов, остальную распределить, учитывая уровень узкой специальности. Вместе с этим должна быть общая обязанность, связанная с оперативностью, которая часто встречается в психологической консультации. А к общим обязанностям желательно включать обязанности, не требующие оперативности необходимого выполнения и не требующие принятия быстрого решения.
Вместе с этим, при выполнении всех обязанностей консультантами-психологами очень важен фактор взаимодополнения друг друга, то есть, когда у одного из них нет возможности работать с пациентом, другой психолог обязан заменить его. Точно такой же режим должен учитываться при распределении обязанностей среди вспомогательного персонала психологической консультации. Важно еще одно взаимодополнение вспомогательного персонала: они должны соответствовать не только между собой, но и с консультантами-психологами.
Литература:
1. Айви А. Е., Айви М. Б., Сайман-Даунин Г. Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.:2000.
2. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.:2000.
3. Кеттер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб.: 2001.
4. Кочюнос Р. Основы психологического консультирования. М.: 1999.
5. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: 1999.
6. Психотерапевтическая энциклопедия. // Под общей ред. Б. Д. Карварского. СПб.: Питер ком. 1998.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: 2000
8. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: 2000
9. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: 1998.
10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: 2001