В современных условиях Узбекистана возрастают требования к интеллекту и мировоззрению человека, его научному и культурному уровню, профессиональному мастерству и творческим способностям, следовательно, возникает проблема сформировать у каждого члена общества потребность в постоянном повышении своего образовательного уровня. Сегодня в Узбекистане востребован специалист, который вступит в жизнь с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Такого специалиста может подготовить новый тип педагога, который не только стремится создавать нечто новое, но, прежде всего, способен изменять самого себя. В педагогической среде не найдется человека, который будет отрицать роль и влияние личности педагога на эффективность обучения и воспитания молодежи. Характер этого влияния обусловлен, прежде всего, индивидуальными качествами и свойствами педагога, а также его профессиональной компетентностью, авторитетом среди обучающихся и коллег.
Нас преподавателей призывают к перестройке, к поиску нового, к творчеству, к модернизации. Что это значит? Мы ищем такие формы работы с учащимися, которые позволили бы активизировать учебный процесс, перевести его на качественно новый уровень. Давайте же экспериментировать, пробовать, вносить изменения. Позвольте, никто не дает нам права трогать государственные программы. Значит надо работать в рамках программы, сохраняя все положительное, устранив лишь отдельные недостатки. Направление- в усилении акцента на творческой самостоятельной работе студентов, в переходе через образовательные технологии к ориентации содержания образования на практический характер обучения, его насыщение практико-ориентированными жизненными и профессиональными ситуациями
Несмотря на активное внедрение интерактивных технологий в практике обучения по-прежнему доминирует подход к занятиям как к ремесленной практике нацеленной главным образом на вычерчивание схем, типовых деталей, изготовление изделий.
Творческий подход на практических занятиях– это, в общем и целом, умение и желание привносить что-то свое уникальное в любую повседневную рутину. С этой целью необходимо использовать специальную систему производственно-технических творческих задач, связанных с конструированием и изготовлением дизайном изделий, самостоятельной разработкой уникальных технологических процессов, самостоятельной работой с использованием патентной информации, справочной литературы и т.д.
Творческий подход может проявляться в самом типичном стуле из спинок старых стульев или же в необычном дизайнерском решении того или иного проекта. А может быть, сконструировать оправку для обработки фасонной поверхности на детали втулка выдерживая точность 6 квалитета и шероховатостью поверхности Ra 2.5; подобрать оптимальные режимы резания при обработке резьбы и т. д. Непосредственно конструкторские задания возникают и выполняются, в ходе творческой работы над конкретной технической задачей, содержащей комплекс определенных проблем, возникающих по мере работы над изготовлением изделия. Например, при слесарной обработке -разработать крепление слесарного молотка к ручке, которое исключило бы его соскальзывание во время работы. А как выбрать вариант изготовления? Попробуем с помощью мозгового штурма. Зададим открытые вопросы «Как изготовить?», «Каким образом?», «Что может случится?» «Как быть?», и т.д. Получите идеи, может 5-10 для того, чтобы решить определенную проблему. Не пугайтесь смешных и глупых идей. Помните, что основной принцип творческого подхода к решению проблем – «качество происходит от количества». В итоге, среди множества сгенерированных идей будут и идеальное решение проблемы. А сколько эмоций будет получено в результате обсуждения.
Владение «живым знанием» проявляется в процессе профессиональной подготовки на практических занятий как отказ от абсолютизации истины, догматизма и стереотипизации, осознание невозможности «завершенного» знания; способность человека целенаправленно управлять своей умственной деятельностью, овладевать способами грамотного анализа профессиональных ситуаций; стремление продолжать образование на последующей ступени; желание развивать в себе способности к самообразованию, самопознанию и самоопределению, к осмысленной самооценке и самоанализу эффективности своего саморазвития. Усваиваемые профессиональные знания должны осознаваться в более широком социально-гуманитарном контексте, обеспечивающем признание объективного характера многомерности и многообразия человеческой культуры.
Отвечая на вопрос или какое-либо высказанное предложение учащимся, старайтесь выработать схему ответа. Похвалите любую идею. Скажите, что ваше решение уникально. Очертите потенциальные плюсы, которые могут возникнуть при правильном воплощении идеи. Определите возможные риски и проблемы, которые могут возникнуть на пути воплощения идеи в жизнь. Не подсказывайте выход из проблемы, а спросите: «Что мы должны предпринять, чтобы мы смогли выполнить это сейчас?». Не стоит думать, что вы с самого начала знаете верный ответ (даже если это так), может вариант предложенный учащимся воплотится в жизнь в будущем.
Методический прием на «ошибках учатся» приведет еще к более эффективному результату, если будет произведен анализ перед всей группой. Выявления ошибок измерения, крепления заготовки, подбора режимов резания, выбора инструмента или просто чтения чертежа.
Творческий подход преподавателя требует систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний; создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции; определение правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов.
Чтобы убедиться, что разработанное занятие действительно, и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность учащихся? То, что они делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний, вот чему необходимо учить наших студентов.
Литература:
1. Малафеев, Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе: из опыта работы: пособие для учителей / Р. И. Малафеев. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.
2. Шалашова, М.М. Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся средней школы [Электронный ресурс]: Издательский дом «Первое сентября». – Режим доступа: http://him.1september.ru/. – 28.04.2015.
3. Дружилов, С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека / С.А. Дружилов // Ползуновский вестник. – 2004. – №3. – С. 200-208.