Модернизация российской системы образования, сопровождающаяся переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Стали появляться образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации, целью которых стало выявление, обучение и развитие одаренных детей. В связи с этими изменениями, в общественном сознании стало формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.
Современная общеобразовательная школа имеет в наличии огромный диапазон интеллектуальных и других способностей школьников. В любой современной общеобразовательной школе встречаются дети с повышенной готовностью к обучению и с пониженной готовностью к обучению (вплоть до детей с задержкой психического развития и с ограничениями возможностей). А между ними находится основная масса детей со своими индивидуальными особенностями, которые также требуют к себе специального внимания.
При работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, большая часть которых связана с разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множеством теоретических подходов и методов выявления одаренности и обучения детей, вариативностью современного образования.
С теоретической точки зрения сложность проблемы обучения и развития одаренных детей обусловлена разнообразием подходов к проблеме одаренности и ее развитию у детей с явными и скрытыми признаками одаренности. Одаренность проявляется через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими [1, с.136].
Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности [2]. Одаренность и способности отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, другой – в другой, но и в уровне сформированности одаренности.
Ведущие специалисты по одаренности сходятся во мнении, что выражения «одаренные ученики», «выдающиеся дети» – весьма условные. Этими терминами (применительно к умственной сфере школьников) чаще обозначают учеников с достаточно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных способностей, с признаками благоприятных предпосылок развития их научного таланта и поисковой деятельности. Но поскольку речь идет о детях, все эти характеристики имеют значение чего-то предварительного: проявившиеся способности могут остаться нереализованными, могут не получить ожидаемого развития, либо в силу других увлечений ребенка быть «закрытыми» для их дальнейшего развития. Вместе с тем, подлинные способности других детей могут находиться как бы в скрытом состоянии и обнаружиться лишь впоследствии, что является опровержением отрицательного прогноза, если он был сделан [3, с.143]. При этом Н.С. Лейтес подчеркивает, что указанные признаки одаренности могут быть проявлением и так называемой возрастной одаренности.
Существенно, что по своей природе одаренность имеет системный, динамический и индивидуальный характер. Следует также отметить, что медлительность и плохая успешность в школьном обучении не являются признаками того, что данный ученик не может быть одаренным. Одаренность в этом случае может иметь латентный, потенциальный характер.
Индивидуальная одаренность школьника может рассматриваться как определенный природный дар, к которому подстраивается, пытается сохранить и развить, и в определенном смысле, «эксплуатирует» учитель, организуя учебный процесс. Необходимым условием реализации этого подхода являются более ранее выявление и отбор одаренных детей, организация для них специальных учебных занятий, учебных программ и т.д. Критерии подобного отбора зависят чаще всего от вида образовательного учреждения (программы) и от психолого-педагогических предпочтений педагога и психолога, проводящих этот отбор. Учебный процесс здесь ориентирован на достижение успеха по тем учебным предметам, которые соответствуют данному виду одаренности, независимо от того, насколько действительно развивающими и здоровьесберегающими являются используемые при этом образовательные технологии. Развитие этих детей ориентировано на формирование личности, реализующей данную одаренность, со всеми как положительными, так и отрицательными последствиями. Таким образом, учебные программы и учебный процесс в данном случае ориентированы на формирование высокоподготовленного специалиста в области соответствующей одаренности ученика: математике, физике, музыке, филологии, естествознании и т.д.
Подобный подход достаточно приемлем, если проблему свести только к удовлетворению повышенной познавательной потребности таких детей. Также он хорош, если на первый план поставить вопрос о сохранении и умножении интеллектуального потенциала страны, о ее обеспечении высокопрофессиональными специалистами в конкретной области знаний. Но рассматривая данный подход с другой стороны, мы наблюдаем, как образовательные технологии, узко ориентированные на развитие только одного вида одаренности, зачастую сужают возможности для общего, личностного развития ребенка: физического, эмоционального, интеллектуального, социального и духовного. Часто, преуспевая в учебе, большая часть этих детей имеет достаточно серьезные психологические проблемы, игнорирование которых может иметь не только личностные, но и весьма значимые социальные последствия.
Одна из особенностей развития одаренных детей состоит в осознании ими своей исключительности по сравнению с другими детьми. Вследствие этого у некоторых из них формируется чувство, что им позволено больше, чем другим. Но, как известно, чем больше имеет возможностей человек, тем более развитым у него должно быть чувство ответственности за свои действия. Отсюда следует, что обучение, ориентированное на развитие природной одаренности детей, обязательно должно уравновешиваться особенным развитием у них духовно-нравственной сферы их сознания, чувства ответственности за себя и задругих, толерантности и т.д. Это означает, что обучение одаренных детей обязательно должно включать психологическую основу для их личностного развития.
Второй подход индивидуализации обучения по проблеме одаренных детей отличает построение учебных программ и организация учебного процесса, которые должны соответствовать природно-возрастным возможностям гармоничного развития детей в разных условиях. Здесь для ребенка создаются условия для развития его тела, эмоциональной и интеллектуальной, а также социальной и духовно-нравственной сфер его познания [4, с. 125]. В этом случае изначально ставится задача расширения сознания ребенка, развитие его способности ощущать себя неотъемлемой частью окружающего мира, думающего не только «за себя», но и «за всю Планету». Одним из способов развития такого чувства ответственности является развитие у детей «планетарного (глобального)» или «космического» мышления. Рассматривая проблему с этой точки зрения, учебные программы и образовательная среда в целом должны создавать возможность учащемуся по-разному проявить себя, ощутить и познать свою способность быть разным, причем как в одной и той же ситуации, так и в разных ситуациях. Образовательная среда в данном случае должна обеспечивать возможность каждому учащемуся найти свою нишу для своего развития, а тем самым иметь возможность для обретения и проявления своей собственной индивидуальности.
При этом следует помнить, что одаренность как психологическое явление будет и проявляться по-разному. Есть одаренность явная и стабильная, которая постоянно проявляет себя на протяжении всей жизни школьника, иногда одновременно в разных видах деятельности. В этом случае часто говорят, что «если человек талантлив, то он талантлив во всем». Таких случаев одаренности, которая проявляется рано и на всю жизнь, очень мало.
Значительно чаще учителя и иные специалисты имеют дело с одаренностью возрастной (временной), когда, ярко проявляясь в одном возрасте, она вдруг исчезает (или внезапно возникает) в другом возрасте. В этом сензитивном возрастном периоде ребенок попадает в категорию одаренных, а через какое-то время его одаренность как бы растворяется [5].
Менее изучена и трудно поддается определению скрытая одаренность. Нужны особые условия, или, особый вид деятельности, при выполнении которой возможно обнаружить, что данный ребенок действительно одарен. Когда речь идет об одаренности в явной форме, мы имеем дело с одаренностью как явлением не только психологическим, но и социальным, ведь одаренность проявляет себя через те виды деятельности, которые предоставляет ребенку социальная среда. Когда речь идет о скрытой одаренности, то она выступает больше как явление природно-психологическое, что в свою очередь означает, что любой ребенок по своей природе обладает способностью к творческому саморазвитию.
Чтобы дать возможность проявиться одаренности и способности, и индивидуальности вообще, образовательная среда изначально должна быть разноориентированна и построена таким образом, чтобы не навредить естественному развитию психических и физических задатков школьников [4, с. 127]. Образовательная среда как условие обучения и развития учащихся, с одной стороны, должна включать в себя возможность интеллектуальной, эмоциональной и физической не только нагрузки, но и разгрузки учащихся. С другой же стороны она должна выступать не только как объект проектирования и моделирования, но и как объект психолого-педагогической экспертизы с целью установления ее соответствия образовательным целям и задачам, а также соответствия природе физического и психического развития учащихся.
Работа с одаренными детьми должна предполагать и коррекцию их развития. Так, например, интеллектуально одаренный ребенок совсем необязательно будет также и физически одаренным. Более того, наличие одаренности у ребенка еще не означает наличия у него готовности к обучению в общеобразовательной школе. Часто интенсивное развитие интеллектуальной сферы у одаренных детей может сопровождаться отставанием в способности к произвольной регуляции своих движений, эмоционального состояния, социального поведения. Есть дети, которые «от природы» или по стечению определенных обстоятельств имеют ограниченные возможности для своего физического и познавательного развития, в связи с чем необходимо создание специальных условий и усилий для их развития.
Способствует развитию творческой природы одаренного ребенка, в первую очередь учитель, являющийся ключевой фигурой в создании образовательной среды. Это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. Здесь уже недостаточно высокой предметной подготовки, потому что обучение при таком подходе начинает приобретать развивающий характер. На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.
Учитывая психологические, физиологические, дидактические и иные особенности обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно изменение сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения и, в итоге, методов обучения и воспитания.
Одним из основных психологических принципов работы с одаренными детьми является принцип «принятия другого». Согласно этому принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение «ученик – учитель» уже не может строиться на принципе объект-субъектного взаимодействия, потому что ученик и учитель выступают по отношению друг к другу в роли равноправных партнеров, то есть субъектов по совместной деятельности в образовательном, учебно-воспитательном процессе. Этот же принцип является базовым для педагогики сотрудничества, для гуманистической психологии и для парадигмы развивающего образования в целом. Именно благодаря ему происходит превращение знаний-умений-навыков из цели образовательного процесса в средство развития познавательных, личностных и духовно-нравственных способностей учащегося.
Необходимым условием для практической реализации принципа «принятия другого» является принятие самого себя, образа своего «Я». В психологии существует такое понятие, как образ «Я», который складывается из трех компонентов: «Я-идеальное», «Я-социальное» и «Я-зеркальное», означающие в свою очередь Я – такой, каким бы я хотел быть, Я – такой, каким меня воспринимают и видят другие, и Я – такой, какой есть на самом деле.
Профессиональная (преподавательская, учебная, административная и т.п.) деятельность и индивидуальный жизненный опыт формируют у каждого человека определенным образом воспроизводимые способы поведения в стандартных ситуациях. Это относится как к взрослым, так и к детям, а к одаренным особенно. Такие стереотипы неосознанно накладывают отпечаток на наше восприятие, мышление, поведение и общение. С одной стороны, это позволяет, традиционными и уже наработанными методами быстро и без особых усилий решать проблемы, возникающие в стандартных ситуациях, в том числе и при обучении. С другой стороны, в нестандартной ситуации указанные стереотипы не позволяют увидеть всю ее проблемность и огромный диапазон возможностей для ее разрешения.
Одаренные дети очень часто представляют собой или своим поведением именно такие нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее стереотипы не только бесполезны, но и даже вредны, опасны и для ребенка, и для самого учителя. Один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания в том и заключается, что ученик изначально рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса. Учителю и любому другому наставнику одаренного ребенка следует помнить, что широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и сохранять последовательность действий, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в сущность проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления. Важно, увидев талант ребенка, не пускать процесс развития его способностей на самотек, не надеяться на то, что ребенок сам найдет дорогу. Нужно обеспечить максимальное развитие.
Встреча с одаренным учащимся, по сути, является и для педагога, и для любого другого специалиста своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи – отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность продвижения на пути профессионального и личностного становления.
Применяя большое разнообразие методов и форм работы по выявлению одаренности учащихся и непосредственной работы с ними, наша гимназия достаточно преуспела в данном направлении. В школе создана комплексная программа по работе с одаренными детьми, которая, успешно реализуясь поэтапно, дает свои положительные результаты. При этом результативность реализации программы на всех ее этапах можно оценить достаточно высоко. Показателями результативности явились увеличение количества участников Всероссийской олимпиады школьников, Всероссийского конкурса-игры по языкознанию «Русский медвежонок», игрового конкурса по английскому языку «British Bulldog», Всероссийского конкурса «КИТ – компьютеры, информатика, технологии», общероссийских предметных олимпиад для учеников 1-9 классов «Олимпус», городской открытой конференции учащихся «Интеллектуалы XXI века» и др. До 40% учащихся начальной школы принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах всероссийского и международного уровней: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Коала», «Британский бульдог», «Пермские предметные чемпионаты» и др. В рамках реализации данной программы учителями-предметниками были пройдены проблемные курсы повышения квалификации по работе с одаренными учащимися. В гимназии созданы все условия для работы с данной категорией учащихся. Учителя-предметники на уроке систематически проводят уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи разного содержания, доклады о достижениях в различных отраслях науки и техники. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь. Используя дополнительную литературу, а также Интернет ресурсы, учащиеся готовят презентации, видеоролики к уроку, где они представляют цели, задачи, делают выводы.
Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее – за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня многие учителя-предметники могут решать множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно компьютерные технологии выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы с одаренными детьми, по самообразованию ученика. Компьютерные технологии способствуют индивидуализации и дифференциации обучения. А главное, используя информационные технологии, возможно развивать способности и навыки обучения и самообучения.
Значительно место в образовательном процессе гимназии, и в частности, в работе с одаренными детьми, занимает тема проекта, которая, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже. Это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки. И, наконец, возможность использования не только учебного материала, но и расширение информационного пространства за его рамки (развитие навыков поиска необходимой информации) и умение преподносить плоды собственной деятельности (презентация) с последующим выходом на участие в научно-практических в конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся.
В результате смены в стране образовательной парадигмы от знаниевой к компетентностной, неизбежно меняется система работы в современной школе, и с одаренными учащимися в особенности. Это влечет за собой динамичные изменения в системе работы учителей, психолога, администрации образовательного учреждения. Однако высоких результатов в деле работы с одаренными учащимися в современной школе возможно добиться лишь при выработке единой концепции работы в данном направлении всеми участниками образовательного процесса.
Литература:
1. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. – М.: Смысл Питер Питер-Принт, 2004. – 412 с.
2. Щебланова, Е. И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности /Е.И. Щебланова // Школа здоровья. – 1999. – № 3. – С. 41-55.
3. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды /Н.С. Лейтес. – М.: МПСИ, 2003. – 412 с.
4. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика /В.И. Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352с.
5. Лейтес, Н. С. Ранние проявления одаренности /Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. – 1998. – № 4. – С. 98-107.