В последние годы в Узбекистане опубликовано немало статей, проведено немало научных конференций, посвященных изучению понятия духовности, ее места в жизни общества, в развитии личности и нации. Все трактовки понятия духовности можно оценить в качестве первых попыток определения этого понятия. Авторы книги «Чувство Родины» А.Иброхимов, Х.Султонов и Н.Жураев считают, что «Духовность — свод духовного и умственного мира человека… Духовность — понятие, олицетворяющее внутренний мир, душевные переживания, умственные способности, волю общества, нации или отдельного человека» [3]. А.Жалолов пишет, что “духовность — персональный признак человека, составная часть его деятельности, продукт его сознания, ума и сообразительности” [4]. В свою очередь, А.Эркаев пишет, что «духовность — сущность человека в качестве социально-культурного существа, то есть комплекс, объединяющий в единое целое такие истинно человеческие качества и достоинства, как благородство, справедливость, честность, душевность, совесть, честь, патриотизм, любовь к прекрасному, воля, мужество и т. п». [5].
Кроме того, дают определение понятию духовности и представители других различных сфер. В этих определениях отражаются те или иные грани духовности, так как каждый исследователь подходит к трактовке понятия исходя из своих взглядов. Завершенное же определение формируется в результате обобщения и научного обоснования различных взглядов.
Если понимать духовность как «итог», «продукт» умственной деятельности человека, останутся в стороне процессы ее развития и совершенствования, то есть, не проявятся такие ее стороны, как постоянное влияние на что-то (на общество, на личность, на нацию и т. д.), ее важная роль в развитии личности, общества и нации. Важная сторона духовности состоит в том, что она является важным фактором определения места человека в обществе, его самосознания, обеспечения нации как самостоятельной этнической единицы, развития общества. Духовность не только внутреннее душевное состояние человека, не только позитивные показатели, данные ему во благо, но вместе с тем это и комплекс качеств, которые необходимо последовательно развивать, совершенствовать, формировать, использовать их в процессе развития человека, нации и общества. Духовность не только развивает личность, общество и нацию, она развивается вместе с ними.
Духовность формируется и развивается в процессе взаимоотношений людей, в процессе обогащения их жизненного опыта. Каждый человек, начиная с осознания своей духовности, с осознания себя личностью, формируется и совершенствуется, развивается до конца своей жизни. Потребность человека в развитии своей духовности является неограниченным процессом. Он формируется и развивается в течение всей сознательной деятельности человека, и в то же время развивает и человека. В этом смысле, духовность не только существующий фактор, но вместе с тем включает в себя способности и устремления человека, его сознательной деятельности в дальнейшем развитии и совершенствовании существующих качеств и достоинств.
Духовность считается понятием, отражающим в себе скрытый, внутренний мир человека. А скрытый мир человека можно сравнить с бездонным морем, полным жемчужин. Сколько бы вы не брали из него жемчуга, они никогда не кончаются, так и внутренний мир человека бездонный, безграничный, разнообразный. Насколько глубже проникаете в душевный, внутренний мир человека, настолько он обогащается всё новыми гранями. Поэтому очень сложно дать окончательное определение духовности. К тому же каждый человек представляет и понимает этот скрытый мир по-своему.
Президент Ислам Каримов, раскрывая понятие духовности, писал: «Говоря о духовности я, прежде всего, представляю могущественную скрытую силу, призывающую человека к духовному очищению и возвышению, обогащающую внутренний мир человека, укрепляющую его веру, волю и убеждения, пробуждающую его совесть» [1].
Ещё одним фактором развития духовности является просвещение. Просвещение — это познание, знание, самосознание и образование. Если у человека высокие знания, высокое образование, это приводит к его духовному развитию. Конечно же, это не означает, что человек без высшего образования бездуховный. Хотя человек не имеет достаточного образования, они могут воплощать в себе такие положительные качества, как патриотизм, гуманизм, трудолюбие, справедливость, добросердечность, совестливость, благородство, честность и др., которые подчеркивают его духовность.
Тем не менее, просвещение составляет важную отрасль духовности. У высоко просвещенных людей всегда была высокая духовность. Они всегда отличались такими положительными качествами, как человечность, преданность, справедливость и др. Люди с высокой духовностью всегда стремились к просвещению и пополняли свои знания.
Ещё одной важной отраслью духовности считается культура. Культура — понятие, объединяющее в себе все материальные и культурные (духовные) богатства, созданные трудом и умом человека. Культура создаётся на основе деятельности, созидания. Однако не все созданные бездуховной личностью вещи могут быть культурой. Только те положительные богатства, созданные человеком, которые служат ему и для развития общества, могут называться культурными богатствами.
Таким образом, духовность является широким понятием, включающим в себя просвещение и культуру, и образует самостоятельное направление в развитии человека и общества. Поэтому достижение развитой духовности станет основным источником для развития культуры и просвещения. Если духовность станет материальной силой, то расширятся возможности стабильного развития культуры и просвещения.
Превращение духовности в материальную силу проявляется в действиях каждого человека, в его отношении к своей семье, нации, Родине и к другим людям. Эти отношения строятся на искренности, взаимоуважении, ответственности за судьбы и будущее нации, в любви к Родине, уважении к представителям других наций и народностей, в признании того, что у них тоже есть свои интересы. Нельзя забывать и того, что такие отношения не возникают сами по себе. В их формировании важное место занимают родители, образовательно-воспитательная система, влияние национальных ценностей, гуманизма и атмосфера в обществе.
Семья — это первичный очаг воспитания каждого ребенка физически и духовно здоровым. Семья — это поистине духовная крепость каждого из нас. Как отмечает И.Каримов в своей работе «Высокая духовность — непобедимая сила», «…семья была и остается для населения нашей республики одной из важнейших жизненных ценностей, соответствующей многовековым традициям и менталитету нации. И именно на основе создания благоприятных условий для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям, повышения их образовательного уровня, с раннего детства закладываются трудолюбие, уважение к старшим, стремление к овладению знаниями» [2]. Без сомнений понятно каждому, что формирование нравственных ориентиров, культурных предпочтений, вкуса и, наконец, мировоззрения начинается именно в семье. Если ребенок получает по-настоящему доброе воспитание в родном доме, то ему не опасно никакое дурное влияние двора или одноклассников, телевидения или Интернета [6].
Таким образом, под духовностью сегодня мы понимаем систему ценностей человека, общества, выражающую потребности, желания, интересы, надежды на достойную жизнь, веру, убеждения, возможность и необходимость достижения целей посредством разнообразных усилий. Это значит, что человек, вследствие занимаемого им места в мире и выполняемой роли, выступает как высшая ценность. То есть его жизнь, интересы, всестороннее гармоничное развитие, стремление к счастью являются целью и для общества в целом.
Духовность выступает как наиболее последовательное и целенаправленное выражение гуманистической природы человека и как важнейший фактор социального прогресса общества, занимая тем самым важное место в процессе воспитания всесторонне развитого и здорового поколения.
Духовность — это основа развития общества, единственная сила, наряду с просвещением и нравственностью, способная привести к прогрессу. Без нее вряд ли возможны научные открытия или высокопроизводительный труд, творческие и спортивные достижения. Ведь все это трудно представить без высоких помыслов, таких, как любовь к Родине, желание отдать ей свои знания, силы, а если понадобится, то и жизнь. Именно духовность учит всех нас почитать Отчизну как родную мать, святыню, защищать и возвеличивать ее, приумножать ее славу.
Духовность — это прочная основа воспитания гармоничного поколения. А гармонично развитый человек — это гарантия прогресса всего общества. Говоря о дальнейшем духовном обновлении общества, И.Каримов отмечает, что «…перед нами стоит задача сформировать духовность свободного гражданина, личности, иначе говоря, воспитать свободных, всесторонне развитых людей, которые хорошо знают свои права, опираются на свои силы и способности, имеют самостоятельный взгляд на происходящее вокруг них и вместе с тем, сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа» [2].
Литература:
1. Каримов И. А. Ўзбекистон XXI асрга интилмоқда. — Тошкент: «Ўзбекистон», 1999, 17-бет.
2. Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. — Тошкент: «Маънавият», 2008.
3. Иброҳимов А., Султонов Х., Жўраев Н. Ватан туйғуси. Тошкент, «Ўзбекистон», 1996, 111-бет.
4. Жалолов А. Мустақиллик масъулияти. Тошкент, «Ўзбекистон», 1996, 29-бет.
5. Эркаев А. Маънавият — миллат нишони. Тошкент, «Маънавият», 1997, 27-бет.
6. Гордеев С. Роль духовности в воспитании здорового поколения. // URL http://l.mvd.uz/news/display/rol-duhovnosti-v-vospitanii-zdorovogo-pokoleniya