Сущность реализации и методов социально-культурной реабилитации молодых инвалидов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 2993 раза

Библиографическое описание:

Демченко, Ю. И. Сущность реализации и методов социально-культурной реабилитации молодых инвалидов / Ю. И. Демченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1879-1881. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19099/ (дата обращения: 18.12.2024).

Понятие социально-культурная реабилитация характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений

Социально-культурная реабилитация — комплекс мероприятий включающих культурологический механизм направленный на возвращение, создание психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Приобщаясь к культуре инвалид становится частью культурного сообщества. Вообще социально-культурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социальных, культурных услуг, в доступных видах творчества. Социально-культурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека — семьи, дома-интерната и т. д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам — взрослым и детям — основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным проблемам.

Содержание социальной реабилитации рассматривается как процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Цель реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.

Сущность реабилитации — не столько восстановление здоровья, сколько восстановление возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения обладает инвалид.

Социальная реабилитация инвалидов включает в себя деятельность по социально-бытовой адаптации и социально-средовой реабилитации.

Социально-бытовая адаптация — это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.

Социально-средовая ориентация — система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

-                   информирование и консультирование инвалида и его семьи;

-                   адаптационное обучение инвалида и его семьи;

-                   обучение инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;

-                   обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;

-                   адаптацию жилья инвалида к его потребностям.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:

социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную (по телефону) психологическую и медико-психологическую помощь;

-                   обучение: общению, социальной независимости, навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом.

-                   оказание помощи в решении личных проблем;

-                   социально-психологический патронаж семьи.

Мероприятия по социальной реабилитации реализуются отделением социальной реабилитации, входящим в виде структурного подразделения в учреждение социального обслуживания населения.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а так же способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Проблемы инвалидности не могут быть рассмотрены вне социокультурного окружения человека — семьи, дома-интерната и т. д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к числу чисто медицинских явлений. Большое значение для понимания этой проблемы и преодоления её последствий имеет социально-культурная реабилитация.

Вообще социально-культурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социальных, культурных услуг, в доступных видах творчества. Социально-культурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

Социально-культурная реабилитация личности — это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

 

Литература:

 

1.                  Некрасова, Т. А. Социально-культурная деятельность в системе социализации людей с ограниченными возможностями [Текст] / Т. А. Некрасова // Современные проблемы туризма и сервиса.- 2009. — № 2. — С. 206–212.

2.                  Легенчук, Е. А. Основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями [Текст] / Е. А. Легенчук. Д. В. Легенчук. — Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2009. — С. 47.

3.                  Романов, О. Ю. Социализация через социально-культурную реабилитацию: практика и опыт применения методов арт-терапии [Текст] / О. Ю. Романов, Г. В. Игнатенко // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: науч. и социо-культ. журн. — 2012. — № 2. — С. 56–65.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная реабилитация, социально-бытовая адаптация, социально-культурная реабилитация, доступный вид творчества, понимание этой, проблема инвалидности, реабилитационная деятельность, согласование действий, социально-культурная деятельность, социокультурное окружение человека.


Похожие статьи

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста как результат самообразовательной деятельности

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Похожие статьи

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста как результат самообразовательной деятельности

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Задать вопрос