Актуальность данной темя заключается в том, что коррупция — очевидное зло всей системы социального управления. Оно присуще всем государствам и существовала во все времена. Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть. Такое поведение коррупции провоцирует легальных обладателей власти к противодействию ей.
Государство и общество по мере своего развития с учетом многих факторов объективного и субъективного характера формирует средства противодействия коррупции и апробирует их на различных уровнях власти, в том числе и на государственном и муниципальном. Среди многих апробированных в региональной антикоррупционной практике средств особое место занимают программы противодействия коррупции, которые, как правило, носят комплексный организационно-правовой характер.
Обратившись к правовой реальности, можно констатировать чрезмерную радикальность современного российского антикоррупционного законодательства, которое даже за совершение служебных дисциплинарных проступков государственными (муниципальными) служащими, и иными лицами, связанных с несоблюдением антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений предусматривает безальтернативное наказание — увольнение с государственной (муниципальной) службы либо освобождение от занимаемой (замещаемой) должности.
Увольнение с государственной (муниципальной) службы прямо предусмотрено Федеральным законом «О противодействии коррупции» [1] за совершение следующих служебных дисциплинарных проступков:
а) за несоблюдение запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (статья 7.1 часть 3) — в связи с утратой доверия;
б) за не предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (статья 8 часть 9);
в) за не предоставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно (статья 8.1 часть 3);
г) за непринятие государственным (муниципальным) служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (статья 11 часть 5.1).
Помимо этого, статья 9 названного закона за невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений также содержит санкцию в виде увольнения с государственной (муниципальной) службы либо применение иных мер юридической ответственности.
Более того, названный федеральный закон предусматривает безальтернативное наказание в форме увольнения в связи с утратой доверия для лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности за совершение следующих дисциплинарных проступков [4]:
1) непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществление предпринимательской деятельности;
5) вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений;
6) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо (статья 13.1).
Итак, подведем итоги:
1. «Бороться» с коррупцией на муниципальном уровне управления невозможно, поскольку этот уровень лишен каких-либо инструментов собственно борьбы с коррупцией в формате административного и уголовного преследования или следственных действий по выявлению проявлений коррупции. Речь на муниципальном уровне следует вести именно о противодействии коррупции, главным средством обеспечения которого является эффективность муниципального управления. Иными словами, наведение элементарного порядка в муниципальном управлении само по себе дает прекрасный антикоррупционный результат [5].
2. Организационная структура муниципальных органов управления, ее эффективность и целесообразность является одним из главных факторов эффективного управления. Необходимо не допускать возникновения органов власти, дублирующих друг друга либо не имеющих строго оформленных и экономически целесообразных функций, которые в отсутствии собственной функциональности способны заместить ее коррупционной составляющей. Кроме того, там, где и самые необходимые функциональные задачи утеряны или неэффективно перераспределены, возникают должностные лица, которые исполняют эти же функции, но только за коррупционную мзду, подменяя, тем самым, государство и дискредитируя саму идею эффективного управления по принципу «я этого делать не обязан, но, так и быть, за взятку возьмусь». Также необходимо строго и детально регламентировать действия конечных исполнителей, следить за исполнением регламентов предоставления муниципальных услуг, что повлечет снижение уровня бытовой коррупции.
3. Необходимо выстроить строгую систему разработки и принятия муниципальных правовых актов, которая основывается на всех регулятивных полномочиях органов местного самоуправления, постоянном выявлении лакун и противоречий в муниципальном правотворчестве. То есть, необходимо выстроить системную работу по планированию программных действий муниципальной администрации на определенный период, обеспечивающих их финансовых ресурсов и нормативных правовых актов. Необходимо не допускать появления коррупциогенных факторов в содержании этих правовых актов, в особенности, неоднозначности их толкования. Необходимо стремиться к современным методам управления муниципальным имуществом, в том числе, бюджетированию «на результат» [2].
4. Необходима разработка стратегических региональных антикоррупционных программных документов на долгосрочную перспективу — 10–15 лет, которые можно именовать по-разному — Стратегии, Концепции и т.д. [3].
5. Продолжение проведения научных исследований в области прогнозирования и планирования антикоррупционной деятельности на различных уровнях с последующей подготовкой модельного нормативного правового акта по организации и осуществлению антикоррупционного планирования и программирования.
6. Начать реализацию уже имеющихся образовательных программ по антикоррупционному планированию и программированию для различных категорий обучающихся, с учетом антикоррупционной практики их успешной реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
7. Для повышения качества разработки и эффективности реализации антикоррупционных программ необходимо привлечение квалифицированных специалистов из общественных организаций и иных институтов гражданского общества.
Литература:
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228.
2. Кабанов П. А. Об обеспечении реализации отдельных положений антикоррупционного законодательства на муниципальном уровне // Административное и муниципальное право. — 2013. — № 6. — С. 104–107.
3. Куракин А. В. Административно-правовые аспекты юридической ответственности в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Административное право и практика администрирования. — 2013. — № 7. — C. 137–157.
4. Марьян А. В. К вопросу о совершенствовании административно-правового механизма противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. — 2013. — 3. — C. 74–75.
5. Меньшенина Н. Н., Антропова Ю. Ю., Коробейникова А. П. Коррупция в современной России // Политика и Общество. — 2013. — 12. — C. 1429–1438.