В данной статье рассмотрены особенности механизма оспаривания правоприменительных решений в национальной спортивной атлетической федерации Новой Зеландии.
Ключевые слова: спортивное право; спортивный трибунал; правоприменительный решения в сфере спортивного права; механизм оспаривания; международная ассоциация атлетических федераций; атлетическая федерации Новой Зеландии; CAS.
This article is about the mechanism of appeal of the New Zealand athletics federation’s decisions.
Keywords: Sports law; Sports Tribunal of New Zealand; sports law decisions; mechanism of appeal; International Association of Athletics Federations; IAAF; Athletics Federation of New Zealand; CAS.
Исследуя проблемы спортивного права, нельзя обойти стороной вопрос о механизмах обжалования правоприменительных решений национальных федераций. На мой взгляд, одним из наиболее ярких проявлений данного процесса может выступать апеллирование решениям национальных спортивных федераций в Новой Зеландии.
Сложная система спортивных организаций обуславливает широкий спектр возможностей для спортсменов и иных субъектов спортивного права в части обжалования правоприменительных решений национальных федераций. Это можно проследить на примере легкоатлетического спорта.
Общие положения об обжаловании таких решений содержатся в Правилах соревнований, утверждаемых на каждый последующий год Международной Ассоциацией Атлетических Федераций. Так в правилах, предназначенных к применению на сезон 2014–2015, пункт 60 «Разногласия» представляет незамкнутый перечень случаев, подлежащих обжалованию. К таким относятся, в частности, случаи:
1) если национальная федерация приняла решение о том, что спортсмен или иные субъекты совершили нарушение правил либо противоположное решение о том, что не совершали такового;
2) если национальная федерация не вынесла санкцию в соответствии с инструкциями, утвержденными Советом, в отношении спортсмена или иного субъекта, совершившего нарушение правил;
3) если национальная федерация считает, что доказательств в поддержку обвинения в соответствии с правилами недостаточно;
4) если национальная федерация провела заслушивание в соответствии с правилами, а спортсмен либо иные субъекты считают, что в ходе проведения заслушивания или выводов национальная федерация выбрала неправильное направление или каким-то другим образом пришла к ошибочным заключениям;
5) если национальная федерация провела заслушивание в соответствии с правилами, а ИААФ считает, что в ходе его проведения или выводов национальная федерация выбрала неправильное направление или каким-то другим образом пришла к ошибочным заключениям [5].
Также данным правилом охватываются возможности обжалования решений органов национальной федерации в соответствии с национальными правилами в национальный апелляционный орган, решения которого в свою очередь могут быть оспорены в CAS. Однако данными возможностями обладают далеко не все спортсмены: атлеты, имеющие статус спортсмена международного уровня, вправе обжаловать национальные правоприменительные решения, вынесенные в отношении них, исключительно в CAS.
Субъектный состав, обладающих правом подачи апелляционных заявлений также строго регламентирован в отношении различных категорий спортсменов. В спорах с участием так называемых спортсменов-международников право оспаривания в CAS принадлежит спортсмену или другому лицу, которого затрагивает принятое решение; второй стороне, которую затрагивает данный случай, в результате которого было принято решение; ИААФ; МОК (в случаях, где решение может повлиять на право допуска на Олимпийские Игры). В отношении спортсменов, не имеющих международный уровень, оспаривание в национальный апелляционный орган может быть осуществлено спортсменом или другим лицом, которого затрагивает принятое решение; вторую сторону, которую затрагивает принятое решение; национальной федерацией. Сама же ассоциация не имеет права подавать заявления об оспаривании решений в национальные инстанции, однако обладает правом присутствия на любом из слушаний. ИААФ и МОК также обладают безоговорочным полномочием подавать апелляционные жалобы в CAS по решениям, вынесенным высшим национальным органом в отношении лиц, не относящихся к международной категории. Сами же спортсмены могут обращаться в CAS в том случае, если национальная федерация не имеет действующей процедуры апелляции на национальном уровне; апелляция не подавалась в национальный апелляционный орган ни одной из сторон, управомоченной на то; правила национальной федерации предусматривают такую процедуру. Ответчиком во всех спорах, связанных с обжалованием решений, выступает тот субъект, который принял таковое. Решения CASявляются окончательными и не подлежат обжалованию.
Так как же всё-таки происходит обжалование решений национальной атлетической федерации в Новой Зеландии? Согласно статье 28 Устава Новозеландской атлетической федерации все споры с участием субъектов, находящихся под юрисдикцией национальной федерации, должны быть решены в соответствии с нормативными актами федерации, а также в соответствии с положениями, принятыми Спортивным Трибуналом, и законом об арбитраже 1996 года [4]. Решения в Судебной коллегия атлетической федерации Новой Зеландии и решения Спортивного Трибунала считаются решениями национальной федерации. Однако такое правило не применяется в отношении споров, связанных с международным антидопинговым контролем.
Подробная информация о сроках и особенностях процедуры подачи жалоб на вынесенные национальными органами решения в национальную апелляционную инстанцию содержатся в статье 10.5. дисциплинарных правил федерации. Такая жалоба должна быть подана в течение 3 дней с момента вынесения оспариваемого решения с обязательным указанием ответчика по жалобе, а также оплатой в размере 50$ [4].
Помимо апелляционной коллегии отдельно взятых спортивных федераций Новой Зеландии, существует так называемый Спортивный Трибунал, который является независимым органом по разрешению отдельных спортивных споров. Он рассматривает дела о нарушении антидопинговых правил, об обжаловании решений национальных федераций и решений национального олимпийского комитета, споры, отнесенные по соглашению сторон к его ведению. Спортивный Трибунал был создан в 2003 году. Его работа детально регламентирована правилами Спортивный Трибунал, последние изменения в которые были внесены в 2012 году.
Обжалование решений той или иной национальной федерации в Спортивный Трибунал может быть связано, например, с несогласием спортсмена с каким-либо дисциплинарным решением, вынесенным в его отношении. Обжалование решений национального олимпийского комитета в Спортивный Трибунал связано с решением вопроса об отборе спортсменов в состав олимпийской сборной Новой Зеландии.
Первоначальным действием лиц, желающих обжаловать то или иное решение, вынесенное органом национальной федерации, должна быть проверка на правомочность таких действий. То есть правила федерации или олимпийского комитета должны прямо разрешать возможность обжалования своих решений в Спортивный Трибунал.
Более того, подача апелляции в Спортивный Трибунал должна быть осуществлена не позднее сроков, предусмотренных нормативными актами национальной спортивной федерации или национального олимпийского комитета. Если предельный срок не установлен, либо вообще отсутствует какое-либо указание на него, то жалоба подается в течение 28 дней с момента осведомления спортсмена или иного субъекта о принятом решении.
Подаваемая жалоба в Спортивный Трибунал должна быть обоснована в соответствии с правилами, изложенными в нормативных актах федерации либо олимпийского комитета. В случае если такое заявление на обжалование решений национальной федерации не будет содержать особенных оснований, оно может быть подведено под одну из перечисленных жалоб: о нарушении принципа справедливости, о неправомочности вынесения решения тем или иным органом, о возникновении новых обстоятельств после вынесения решения, о чрезмерности и неправомерности вынесенного наказания. Обжалование решений олимпийского комитета может быть подведено под следующие основания: о неприменении или отклонении от критериев отбора, о неправильности выбора спортсмена уполномоченным лицом в связи с отсутствием должной возможности верной оценки соответствия критериям, об отсутствии в вынесении решения принципа беспристрастности, о неправильности вынесенного решения об отборе в связи с отсутствием обеспеченности необходимыми информационными и иными материалами [6].
Первоначально апеллянт заполняет уведомление о жалобе, сопровождающееся оплатой специальной пошлины в размере 500$ и отсылкой копии уведомления в национальную федерацию или олимпийский комитет. Затем пишется сама апелляционная жалоба в срок до 10 рабочих дней, копия также направляется в органы, вынесшие решение. После получения этих копий соответствующие органы направляют свои возражения по иску в течение 14 рабочих дней. Спортивный Трибунал рассматривает все документы и затем назначает слушание, а если необходимо — и предварительное в том числе. По окончании слушания по делу Спортивный Трибунал выносит решение и, если необходимо, дает по нему соответствующие разъяснения. Все правила о ходе подачи жалобы, ее рассмотрения и вынесения по ней решения содержатся в правилах о разбирательствах в Спортивный Трибунал, принятых в 2012 году.
По общему правилу решения Спортивного Трибунала являются окончательными, однако в случаях, не запрещенных правилами спортивной федерации, его решения также могут быть обжалованы в CAS.
Таким образом, сложные механизмы, связанные с обжалованием правоприменительных решений национальной атлетической федерации Новой Зеландии, предполагают возможность апеллирования не только в национальные органы спортивной федерации (например, дисциплинарная комиссия), но и в специализированный орган, созданный в целях разрешения споров, связанных в том числе с оспариванием правоприменительных решений органов национальных федераций, — Спортивный Трибунал, а также в Спортивный Арбитражный Суд в Лозанне (CAS — Court of Arbitration for Sport).
Литература:
1. Алексеев С. В. Международное спортивное право: учебник / С. В. Алексеев; под ред. П. В. Крашенинникова. — М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2008. — 895 с.
2. Зыков Р. О. Правовые и организационные аспекты создания спортивного арбитража в России // Третья международная научно-практическая конференция «Спортивное право: перспективы развития»: Матер. конф. / Под ред. К. Н. Гусова, А. А. Соловьева; сост. Д. И. Рогачев, О. А. Шевченко. — М., 2010. — С. 41–50.
3. Третья международная научно-практическая конференция «Спортивное право: перспективы развития»: материалы конференции / Под ред. д. ю.н., проф. К. Н. Гусова, к. ю.н. А. А. Соловьева; сост. к. ю.н., доц. Д. И. Рогачев, к. ю.н. О. А. Шевченко. — М., 2010. — 123 с.
4. Athletics New Zealand [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.athletics.org.nz (дата обращения: 20.04.2015).
5. International Association of Athletics Federations [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.iaaf.org/home (дата обращения: 20.04.2015).
6. Sports Tribunal of New Zealand [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.sportstribunal.org.nz (дата обращения: 20.04.2015).