Экономический анализ и оценка качества прибыли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 24.05.2015

Статья просмотрена: 1959 раз

Библиографическое описание:

Морева, И. С. Экономический анализ и оценка качества прибыли / И. С. Морева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 920-923. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19238/ (дата обращения: 18.12.2024).

Организации любого вида и промышленности ставят различные цели для итогов своей деятельности, но основной всегда является получение прибыли. Доходы и расходы как основные носители влияния на экономическую выгоду компании являются коренными и в то же время самыми сложными элементами развития их производственно-хозяйственного механизма.

Поскольку процесс получения прибыли выступает основной задачей предпринимательской деятельности, то доходы и расходы — это основные факторы, влияющие на получение прибыли и, следовательно, на все элементы, её формирующие.

Анализ доходов и расходов, являясь частью локальной целенаправленной системы финансового анализа, исполняет обеспечение субъекта управления информацией о составе, структуре и способах формирования прибыли. При этом здесь требуется не только констатация и регистрация хозяйственных фактов, под воздействием которых формируются финансовые результаты деятельности организации, но и активное на них воздействие. В этой связи становится необходимым постоянное улучшение качества экономической информации, большая ее детализация и повышение оперативности учетных данных.

Г. В. Сергеева определяет, что необходимость анализа финансовых результатов от деятельности коммерческого предприятия (а именно, конкретизирующий анализ доходов и расходов) обусловлена современными требованиями к информационной поддержке принимаемых управленческих решений. [5, c. 24]

Финансовый результат представляется в виде прибыли либо убытка, которые определяются путём сопоставления доходов и расходов в рамках соответствующих расчётных периодов. Обычно под периодом понимается один год.

Как замечают Селезнева Н. Н. и Ионова А. Ф., выручка от реализации продукции, работ или услуг характеризует завершение кругооборота производственного цикла предприятия, возврат авансированных производству материально воплощённых средств в денежной форме и начало нового цикла оборота всех средств. Колебания в объёме реализации продукции, работ или услуг оказывают чувствительное воздействие на финансовые результаты деятельности предприятия. [4, c. 170]

Свой вклад в факторный анализ выручки от реализации продукции, работ и услуг внёс Иванов Ю. Н. Автор предлагает в качестве показателей взять четыре экономических, наиболее весомых фактора: основные средства, оборотные активы, персонал и финансы. [3, c. 114]

Этот метод помогает определить влияние отдельных факторов на изменение прибыли деятельности предприятия.

В ряде экономических моделей факторы по своему назначению делятся на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы представляют собой натуральные значения ресурсов — это численность персонала, стоимость основных производственных средств предприятия, стоимость оборотных активов предприятия. Интенсивные факторы представляют собой производные этих значений — производительность труда, фондоотдача, материалоотдача, зарплатоотдача, капиталоотдача.

По мнению Донцовой Л. В. и Никифоровой Н.А проведение факторного анализа качества прибыли — это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. [1, c. 114]

Как определяет Зимин Н. Е., объём прибыли от продаж непосредственно зависит от факторов производства и продажи продукции, является определяющим на производственных предприятиях, так как в большинстве случаев эта прибыль является «донором» для других расходов. [2, c.8]

Хомидов А. У. помечает, что для того чтобы принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, следует классифицировать факторы изменения прибыли и параметры, количественная оценка которых позволит выявить влияние факторов на этот процесс.

Модель факторного анализа прибыли представим на рис.1.

Рис. 1. Факторная модель анализа прибыли от продаж

 

Объём получаемой предприятием прибыли непосредственно зависит от направления и эффективности её использования. Поэтому в процессе анализа особое внимание обращают на сбалансированность интересов всех участников её использования: государства, предприятия и работников. Все участники имеют одинаковый интерес — получить как можно больше: государство — в бюджет, предприятие — на развитие, работники — на повышение оплаты труда или в качестве дохода на капитал (дивиденды).

Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, способствует сокращению объёмов производства и уменьшению поступлений в бюджет. То же самое может произойти, если большую часть прибыли направлять на материальное стимулирование работающих. В этом случае могут появиться тенденции замедления воспроизводства основных производственных фондов, уменьшения собственного оборотного капитала, и как результат, сокращения рабочих мест.

Предприятие может эффективно управлять только той частью прибыли, которая остаётся у него после уплаты налогов, т. е. чистой прибылью. Согласно действующему законодательству предприятия самостоятельно определяют направления использования чистой прибыли, которая распределяется в соответствии с учредительными документами и экономическими интересами. Основными направлениями использования являются: социальная сфера (выплата дополнительной премии персоналу по итогам года); резервный капитал; расходы на благотворительные цели; выплата дивидендов и др.

Остальные направления использования чистой прибыли — оплата процентов по ссудам банков, полученным на восполнение оборотных средств и нематериальных внеоборотных активов; оплата процентов по средствам, взятым взаймы; штрафные санкции и расходы по возмещению ущерба и другие отвлечения оценивают с точки зрения экономической целесообразности.

Основными этапами факторного анализа являются:

1.      Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели;

2.      Классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода;

3.      Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями;

4.      Моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами;

5.      Расчёт влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

6.      Работа с факторной моделью (практическое её использование для управления экономическими процессами).

Создать факторную систему — это значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведений нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления и находятся с ними в функциональной зависимости.

Как правило, номинальная величина прибыли (зафиксированная в отчётности) существенно отличается от её реальной величины (подкреплённой реальным притоком денежных средств).

Основными причинами несовпадения отчётной и реальной величины прибыли является:

1)                 особенностей действующей системы формирования отчётности. В частности, Отчёт о финансовых результатах всеми организациями формируется по методу начисления, поэтому представленные в форме № 2 доходы и расходы не всегда отражают реальные притоки и оттоки денежных средств;

2)                 особенности принятой в организации учётной политики, отражающей используемые организацией методы учёта расходов и других объектов. Величина финансового результата может существенно измениться в зависимости от выбора:

-          метода начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

-          срок эксплуатации этих активов;

-          метода оценки потреблённых производственных запасов

-          порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции и др.

Объективная оценка качества прибыли важная в целях определения надёжности финансового положения организации. Поэтому важнейшей задачей анализа является сокращение разрыва между номинальной и реальной величиной прибыли.

Простейшим способом оценки качества прибыли, реальности их динамики является расчёт и анализ изменения трёх групп соотношений:

1)                 соотношения расходов по обычным видам деятельности с выручкой от продаж;

2)                 соотношения показателей прибыли (убытка) с выручкой от продажи;

3)                 соотношения выручки от продаж и стоимости активов (капитала) организации. Расчёт такого соотношения и анализ его изменения позволяет оценить реальную динамику доходности капитала и деятельности организации в целом.

Среди более инновационных методов качества оценки прибыли можно назвать следующие:

-          способ разделения всех доходов и расходов на обычные (стабильные) и случайные позволяет оценить вероятность их присутствия в будущем, стабильность получения в перспективе. Без сомнения, случайный характер носит основная часть прочих доходов и расходов, особенно те из них которые связаны с чрезвычайными обстоятельствами деятельности организации;

-          неразрывная связь между выбранным методом оценки статей баланса и финансовым результатом. Наличие в балансе сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о низком качестве прибыли. Поэтому в основе анализа должны лежать результаты оценки активов по категориям их риска (чем выше доля активов повышенного риска, тем ниже качество прибыли).

 

Литература:

 

1.         Донцова, Л.В., Никифорова, Н. А. Анализ финансовой отчётности / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова, М. Дело и сервис, 2014 г. — С.114.

2.         Зимин Н. Е. Анализ экономических результатов, диагностика финансового состояния и оценка эффективности / Н. Е. Зимин, М. — С.8.

3.         Иванов Ю. Факторный анализ выручки предприятия / Ю. Иванов, Журнал управление предприятием, № 23, декабрь, 2012 г.- С. 114.

4.         Селезнева, Н.Н., Ионова, А. Ф. Анализ финансовой отчётности организации / Н. Н. Селезнёва, А. Ф. Ионова, М. ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 170.

5.         Сергеева Г. В. Развитие структурно-динамического анализа финансовых результатов, Статья / Г. В. Сергеева, Журнал «Бухгалтерский учёт и анализ», № 3 март, 2011 год — С. 24.

Основные термины (генерируются автоматически): расход, средство, финансовый результат, доход, качество прибыли, оплата процентов, получение прибыли, реализация продукции, реальная величина прибыли, результативный показатель.


Задать вопрос