Основа рыночной экономики, присущая большинству развитых и развивающихся стран, — здоровая конкуренция. В современном мире сложилась жесткая конкурентная борьба как между крупными, так и между средними и мелкими предприятиями. Конкурентоспособным считается та бизнес-единица, которая: 1) способна удовлетворить потребителя лучше, чем другая организация, выпускаемая аналогичный товар или услугу, 2) наиболее устойчива к изменениям внешних факторов: поправкам нормативно-правовых актов государственными органами, государственные стандарты качества товаров и услуг, уровню рыночных цен, уровню спроса и предложения, уровню жизни населения и другое.
На всех стадиях функционирования организации важным фактором, обеспечивающий жизнеспособность, а также конкурентоспособность предприятия является качество.
Рис. 1. Влияние качества продукции на конкурентоспособность предприятия на всех стадиях ее существования
На стадии формирования предприятия фундаментом для возникновения его хорошей конкурентоспособности является качество товаров или услуги, которое позволит создать имидж организации, достаточный спрос на продукцию, возможность дальнейшего развития компании. На стадии интенсивного роста и стабилизации поддержание или улучшение качества обеспечит высокий уровень реализации продукции, а, вместе с тем, прибыль. На стадии спада или банкротства предприятию важно увеличить объемы продаж. Одним из эффективных способов обеспечения роста реализации является повышение качества продукции. Как утверждал американский ученый Деминг, улучшение качества ведет к уменьшению риска возникновения брака на производстве, вследствие чего снижаются затраты на производство (возмещение стоимости или замена бракованного товара покупателю, сервисные услуги по ремонту бракованного товара, совершение дополнительных затрат на логистическую деятельность по замене бракованного товара на действующий и т. д.), возрастает объем производства продукции (инвестиции чистой прибыли не на ликвидацию и исправление бракованной продукции, а на расширение производства), а значит, увеличивается занимаемая доля на рынках сбыта, укрепляется финансовое, конкурентное положение предприятия. [1]
Качество продукции — это набор свойств товара или услуги, определяющий его (ее) способность удовлетворить потребности покупателя наилучшим образом. Все критерии качества можно разделить на три большие группы: отвечающие интересам покупателя, отвечающие интересам производителя и отвечающие интересам общества в целом.
Рис. 2. Взаимосвязь критериев качества продукции по группам
Обладая большинством из этих критериев продукт пользуется достаточным спросом на рынке, в первую очередь, за счет возникновения наилучшего имиджа организации, который направлен на создание мнения потребителей о продуктах данного предприятия. Иными словами, качество продукции, в первую очередь, должно ориентироваться на интересы клиента. Чтобы решить эту проблему производитель должен провести маркетинговые исследования, направленные на: 1) изучение потребностей покупателей, 2) выявление конкретных критериев оценки продукции, используемых клиентами, 3) создать и реализовать маркетинговую стратегию, включающая мероприятия по улучшению качества продукции, прогнозированию объемов производства и продаж, созданию, стимулированию или сдерживанию спроса на продукцию и т. д.
Одним из путей повышения качества является совершенствование производственного процесса. Для реализации этого направления рекомендуется использовать мероприятия, представленные на рис. 3.
Рис. 3. Мероприятия по совершенствованию производственного процесса
Увеличение производительности труда на производстве позволяет сократить затраты на производство, следовательно, уменьшить себестоимость и цену продукции. Модернизация или внедрение новой техники (оборудования) приведет к снижению затрат на производство, при использовании более производительного оборудования, либо оборудования, заменяющего трудовые ресурсы, снизит риск брака на производстве и сокращению производственного цикла. Модернизация или внедрение новой технологии производства уменьшает такие показатели, как: трудоемкость, фондоемкость, материалоемкость производства, а также сокращает производственный цикл и/или используемое пространство, площади. Использование более прочных, надежных и экологичных материалов и сырьё увеличивает срок хранения, использования товара, уменьшает риск брака на производстве и возникновение проблем с нарушение целостности товара при транспортировке и хранении. Изменение дизайна, упаковки товара обеспечение соответствия товара современности, снижение затрат на транспортировку, хранение и складирование, в случае уменьшения физического объема товара. Соблюдение государственных и международных стандартов качества, стремление получить награды и премии улучшение имиджа организации, повышение узнаваемости бренда, всеобщее признание.
Каждый из этих способов улучшения качества требует инвестиций предприятия в разработку мероприятий, их реализацию и оценку результатов после проведения мероприятий, что ведет к повышению цен на продукцию. Именно поэтому в условиях рыночной экономики предприятию важно не только постоянно совершенствовать качество товаров и услуг, но и сдерживать рост цен, чтобы сформировать и поддерживать устойчивое положение на рынке, а также осуществлять успешную конкурентную борьбу. Так как для потребителя преимуществом будет пользоваться тот аналогичный товар, который будет давать наибольшую полезность для него, и при этом обладать наименьшей стоимостной оценкой продавца — ценой.
Опираясь на потребности покупателей, также важно правильно адаптировать качество продукции в соответствии с национальными и региональными (географическими, климатическими и другими) особенностями рынков сбыта, то есть определить кому и какие товары нужно предлагать. Например, производителям женской одежды в мусульманских странах, где приняты закрытые фасоны женской одежды, не выгодно и нецелесообразно производить одежду с коротким рукавом или одежду, открывающих значительную часть ног и тому подобное.
Таким образом, качество товаров и услуг неразделимо связано с имиджем предприятия, объемом производства продукции, занимаемой долей рынка сбыта, ценой и, в следствие, со способностью предприятия вести конкурентную борьбу с производителями аналогичных товаров и услуг.
Литература:
1. Деминг В. Е. «Выход из кризиса». Тверь.: Издательство Альба/ 1994
2. Левушкина С. В. Триада взаимосвязи устойчивости, нового качества роста и эффективности как системная парадигма развития малых и средних бизнес — структур / С. В. Левушкина // Бизнес в законе. — 2013. — № 5. С.157–162
3. Левушкина С. В. Тенденции развития и императивы обеспечения устойчивости малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса / С. В. Левушкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». — Майкоп: изд-во АГУ, 2013. — Вып. 3(127). С. 222–232
4. Левушкина С. В. Методология выявления и оценочные аспекты новых качественных характеристик устойчивости экономического роста малого бизнеса / Левушкина С. В. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12. С. 18.
5. Левушкина С. В. Инструменты и параметры количественного и качественного измерения устойчивости экономического роста малых и средних бизнес-структур / Левушкина С. В. // Микроэкономика. 2013. № 6. С. 100–107.