В рамках концепции компетентностного подхода результатом образовательного процесса признаётся компетентность, она рассматривается как личностная характеристика, позволяющая студенту успешно решать личностно и профессионально значимые задачи. В связи с чем образование получает направленность на обобщённые и универсальные знания, на формирование общей культуры и на развитие обобщённых способов мышления и деятельности, т. е. на фундаментальность. Предлагаемая концепция позволяет обосновать стратегии и тактики формирования и развития интеллекта, необходимые для формирования фундаментальных знаний с помощью новых технологий обучения. Исследования образовательного процесса в контексте реализации компетентностного подхода указали на необходимость разработки и актуализации условий для развития потенциала образовательной деятельности, способной развить компетентность как результат.
Организация образовательной деятельности как условие развития компетентности предполагает качественные изменения педагогической деятельности. Она преобразуется в деятельность по проектированию и организации психолого-педагогических условий образования личности, развитию способностей к самообразованию. Студент соответственно рассматривается как субъект, приобретающий образование через личностное развитие, в ходе которого он образует (творит) и образовывает (развивает) интеллект. Образование представляет собой процесс взаимодействия человека с интеллектуальной средой, в ходе которого происходит развитие интеллектуального потенциала личности. Задача такого образования — создание оптимальной среды для воспитания гибкого многогранного мышления, освоения научно-информационной базы и современной методологии осмысления действительности, формирование внутренней потребности в непрерывном саморазвитии и самообразовании.
Решение поставленной задачи в новых условиях способствует формирование когнитивной компетенции. Когнитивная компетенция — это способность (готовность) к осуществлению различных видов познавательной деятельности и решению разнообразных житейских и профессиональных проблем на основе саморазвития, оценки своих знаний и возможностей их применения. Таким образом, когнитивная компетенция, являясь продуктом обучения студента, представляет следствие его развития и саморазвития.
Развитие когнитивных способностей представляется нам предпосылкой к формированию когнитивной компетенции. Когнитивные способности являются свойствами человека, которые являются условием успешного осуществления отдельных этапов когнитивного процесса как процесса оперирования знаниями. При освоении любой профессиональной деятельности когнитивные способности включаются в более сложную функциональную систему, которая взаимосвязана с реальной структурой деятельности и структурой знаний, организуя вместе с ними метасистему. Образуемая метасистема определяет профессиональную компетентность любого специалиста, при этом когнитивные механизмы, к которым относится переработка профессиональной информации, являются ключевыми в профессиональном становлении любого специалиста.
Федеральные государственные образовательные стандарты регламентируют реализацию метасистем в каждой учебной дисциплине или профессиональном модуле. Метасистема учебной дисциплины «Экономика организации» включает компетентностный подход (процесс).
Когнитивные компетенции
Знания: З(1) основные термины и определения в области экономики организации; З(2) основные показатели эффективности хозяйственной деятельности организации.
Умения: У(1) проводить экономический анализ и рассчитывать основные технико — экономические показатели работы предприятия; У(2) рассчитывать рентабельность организации; У(3) рассчитывать цены на продукцию.
В процессе освоения когнитивных компетенций развиваются когнитивные способности, которые являются условием успешного осуществления отдельных этапов когнитивного процесса, как процесса оперирования знаниями. Они предопределяют свойства человека, к ним относятся общие компетенции:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
При освоении любой профессиональной деятельности когнитивные способности включаются в более сложную функциональную систему, которая взаимосвязана со структурой деятельности и структурой знаний, организуя метасистему — она определяет профессиональную компетентность любого специалиста. При изучении дисциплины должны быть определены профессиональные компетенции, ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации; ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. Результатом метасистемы учебной дисциплины «Экономика организации» является курсовая работа, экономическая часть выпускной квалификационной работы в рамках государственной итоговой аттестации, а так же освоение профессионального модуля «Организация деятельности структурного подразделения организации» на базе знаний вышеуказанной дисциплины.
Графически уровни сформированности компетентностного подхода, при освоении учебной дисциплины «Экономика организации», можно отразить следующим образом (рис.1, табл.1):
Рис. 1. Метосистема учебной дисциплины «Экономика организации»
Таблица 1
Матрица освоения учебной дисциплины «Экономика организации»
Наименование тем учебной дисциплины |
Знания |
Умения |
Общие компетенции |
Профессиональные компетенции |
З (1);З(2) |
У(1);У(2);У (3) |
ОК 1–9 |
ПК 3.1; ПК 3.4 |
|
1. Введение |
З(1) |
ОК 1–9 |
||
2. Основные средства |
З(1);З(2) |
У(1) |
ОК2,3,4,5 |
ПК 3.1 |
2. Капитальные вложения |
З(1) |
ОК2,4,5 |
||
3. Оборотные средства |
З(1);З(2) |
У(1) |
ОК2,3,4,5 |
ПК 3.1 |
4. Кадры организации |
З(1) |
ОК2,4,5 |
||
5. Формы и системы оплаты труда |
З(1);З(2) |
У(1) |
ОК2,3,4,5 |
ПК 3.1 |
6. Издержки производства |
З(1);З(2) |
У(1);У(3) |
ОК2,3,4,5 |
ПК 3.1 |
7. Ценообразование |
З(1);З(2) |
У(1);У(3) |
ОК2,3,4,5 |
ПК 3.1 |
8. Показатели результативности деятельности организации |
З(1);З(2) |
У(1);У(2) |
ОК2,3,4,5 |
ПК 3.1 |
9. Курсовое проектирование |
З(1);З(2) |
У(1);У(2);У(3) |
ОК 1,2,3,4,5, 6,7,8,9 |
ПК 3.1; ПК 3.4 |
10. Дифференцированный зачет |
З(1);З(2) |
У(1);У(2);У(3) |
ОК 1,2,3,4,5, 6,7,8,9 |
ПК 3.1; ПК 3.4 |
Главным результатом учебной деятельности в рамках рассматриваемой технологии обучения является формирование у студента теоретического сознания и мышления, детерминирующего характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. В свою очередь формирование теоретического мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности. Рассматриваемая модель организации учебно-познавательной деятельности как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. Для достижения любого уровня усвоения студент должен осуществить учебную деятельность, состоящую из трех видов действий: ориентировочной основы действия, исполнительских действий и контрольных действий. Ориентировочная основа деятельности включает два процесса: планирование и контроль. Планирование заключается в получении знаний обо всех компонентах деятельности: предмете, продукте, средствах, действиях. Контроль сводится к проверке соответствия исполнения ориентировочной основе действия. Корректировка означает возврат к тем или иным исполнительным или ориентировочным действиям.
В связи с вышесказанным актуальным представляется изучение способов формирования и развития когнитивного компонента, а также методов оценки и измерения уровня их сформированости на основе технологии контроля знаний в соответствии с принципами системно-деятельного подхода к обучению мыследеятельностной методологии, что отражает технологилизацию учебного процесса любой дисциплины (предмета) (табл.2–5).
Таблица 2
Пример освоения когнитивных компетенций
Показатели |
I уровень |
II уровень |
III уровень |
Знание |
Основные термины и определения в области экономики организации |
||
Уровень освоения |
Воспроизводит понятия об основных средствах, оценки их стоимости амортизации, износе |
Объяснить понятия и термины к теме основные средства, их класси-фикацию и взаимосвязи (включает в себя I и II) |
Сопоставляет и выстраивает взаимосвязи понятий и терминов темы основные средства, четко их обосновывает. (включает I, II и III уровни) |
Задания для освоения |
Дать определение экономических категориям |
Задание I. Дать определение экономическим категориям. Задание II. Ответить на теоретические вопросы |
Задание I. Дать определение экономическим категориям. Задание II. Ответить на теоретические вопросы. Задание III. Определить пути улучшения использования основных средств |
Таблица 3
Пример уровней освоения когнитивных способностей
Проверяемые общие компетенции (ОК) |
Уровневые показатели сформированности ОК в процессе учебной деятельности на занятии |
Формы контроля |
||
Базовый уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
||
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Выполняет задание по самостоятельной работе, но при этом ответы не полные, имеются ошибки. Выполнено задание |
Выполняет задание по самостоятельной работе, ответы правильные, четкие. Выполнено задание |
Самостоятельно выполняет задания по самостоятельной работе, ответы полные, присутствует элемент творчества. Выполнено задание |
Деятельность по выполнению самостоятельной работы |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Имеет представление о поиске информации необходимой для выполнения самостоятельной работы. Защита самостоятельной работы не полная имеются ошибки. |
Точно и правильно, по заданному алгоритму, осуществляет поиск информации и выполняет самостоятельную работу. Защита самостоятельной работы четкая |
Самостоятельно осуществляет поиск информации, для эффективного выполнения самостоятельной работы. Защита самостоятельной работы полная с использованием профессионального языка. |
Отчет по самостоятельной работе |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Имеет представление о программе «Word» и др. источниках, их возможностей, для выполнения самостоятельной работы. |
Точно и правильно, по заданному алгоритму, осуществляет поиск информации в программе «Word» и др. источниках выполняет самостоятельную работу. |
Самостоятельно осуществляет поиск информации в интернет источниках и программе «Word» для эффективного выполнения самостоятельной работы. |
Деятельность с использование ИКТ |
Таблица 4
Фрагмент самооценки сформированности компетентностного подхода обучающихся по учебной дисциплине «Экономика организации»
Наименование разделов и тем |
Знания |
Умения |
Профессиональные компетенции |
Общие компетенции |
|||||||
З (1) |
З (2) |
У1 |
У2 |
У3 |
ПК3.1 |
ПК3.4 |
ОК |
ОК |
ОК |
ОК |
|
Раздел I Материально -техническая база организации |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
Тема 1 «Основные средства» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
СР 1 |
1 |
||||||||||
СР2 |
2 |
||||||||||
ТО 1 |
1 |
||||||||||
ПР1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Таблица 5
Фрагмент сформированности компетентностного подхода обучающимися при изучении учебной дисциплины «Экономика организации»
Ф. И. О. |
Раздел 1 |
Раздел 2 |
Раздел 3 |
Курсовое проектирование |
|||||||||||||||
З1 |
З2 |
У1 |
ПК 3.1 |
З1 |
З2 |
У1 |
ПК 3.1 |
З1 |
З2 |
У2 |
У3 |
З1 |
З2 |
У1 |
У2 |
У3 |
ПК3.1 |
ПК3.4 |
|
Иванов И. И. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Внедрение компетентностного подхода (метасистемы) позволило создать кейс студента, в котором сформированы уровни компетентностного подхода. Разработаны и внедрены технологии измерения уровней, сформированных когнитивных и профессиональных компетенций по учебной дисциплине «Экономика организации». Разработаны фонды оценочных средств с разбивкой по уровням, определены самооценка и оценка полученных результатов.
Литература:
1. Карташова, В.Н., Приходько, А. В. Экономика организации (предприятия) [Текст]: Учебник для средних специальных учебных заведений/ В. Н. Карташова, А. В. Приходько. — М.: Приор-издат., 2006.
2. Пантелеева, З.В., Учебное пособие для студентов «Экономика организации» [Текст] / З. В. Пантелеева. — Челябинск: ТК ЮУрГУ, 2013.
3. ФГОС СПО «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».