Рассматривается, на реальном примере, метод проведения экспертизы промышленной безопасности железнодорожных кранов. Настоящая статья продолжает цикл статей, посвящённый проведению экспертизе промышленной безопасности (обследованию) различных грузоподъёмных механизмов.
Ключевые слова: обследование конструкций, экспертиза промышленной безопасности, техническое устройство, железнодорожно-строительный кран.
В соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.», утвержденной Правительством РФ в 2008 году предусматривается комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог. Отсутствие надёжного железнодорожного сообщения со многими регионами для столь протяженной страны, как России, является угрозой ее экономической безопасности. Важную роль в обеспечения безопасности при строительстве объектов железнодорожной и транспортной инфраструктуры является обеспечение безопасности грузоподъёмных механизмов (кранов). В ходе их эксплуатации, важно периодически (не реже чем раз в 5 лет) проводить экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) [1..3].
Железнодорожный кран — передвижной грузоподъёмный механизм на платформе (колея может быть как нормальная, так и «узколейка»). Железнодорожный кран используется для производства различных путевых работ при ремонте и эксплуатация железнодорожного пути, а также при строительстве продольных линий (автоблокировки, энергоснабжения и т. п.) и прокладке др. коммуникаций вдоль железнодорожного пути.
Приведём наиболее распространённые дефекты железнодорожных кранов на примере крана EDK-300 в табл.2: При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных дефектов эксплуатация крана запрещается, до устранения всех замечаний. Пренебрежение элементарными правилами безопасности при работе с использованием грузоподъёмной техники ведёт к трагическим последствиям, вплоть до гибели людей [4].
Таблица 1
Характеристика крана EDK 300
1. |
Тип крана (модель) |
EDK 300 |
2. |
Грузоподъемность: |
60 |
3. |
Тип металлоконструкции стрелы крана (коробчатого сечения, сварная; ферменная сварная; коробчатого сечения, клепанная и т. д.) |
Сварная коробчатая
|
4. |
Длина стрелы, м |
14 |
5. |
Группа классификации (режим работы) крана паспортная по ГОСТ или ИСО |
А5 |
6. |
Скорости механизмов (м/м) |
|
|
гл. подъема/вс. подъема |
3 |
|
передвижения крана |
60 |
|
передвижения грузовой тележки |
|
7. |
Данные о материалах несущих элементов металлоконструкции, в том числе материалах, использованных при ремонтах |
|
|
опорная рама |
St 38b-2 TGL 7960 |
|
поворотная рама |
St 38–3 TGL 7960 |
|
рабочее оборудование |
St 52–3 TGL 7960 |
8. |
Паспортные данные о нижних пределах температур рабочего и нерабочего состояния крана |
-250С +350С |
9. |
Допустимая скорость ветра, м/сек |
18,2 |
10. |
Завод изготовитель |
НПТМ им. Кирова, г. Лейпциг, ГДР |
16. |
Характер выполняемых работ |
Погрузо-разгрузочные |
Рис. 1. Расположение узлов и механизмов на кране ЕДК-300/2: 1 — пневматический тормоз системы Матросова; 2 — рама подкрановой платформы; 3 — механизм подъема противовеса; 4 — рама корпуса крана; 5 — электрооборудование крана; 6 — блок; 7 — механизм изменения вылета стрелы; 8 — силовое отделение; 9 — механизм подъема; 10 — пневматический тормоз; 11 — электрооборудование кабины; 12 — кабина управления в сборе; 13 — внутреннее оснащение кабины; 14 — стрела в сборе; 15 — электрооборудование стрелы; 16 — крюковая обойма; 17 — кузов крана в сборе; 18 — механизм поворота; 19 — электрооборудование кабины крана; 20 — ударно-тяговое устройство; 21 — шкворьевая система; 22 — ограничитель угла поворота; 23 — электрооборудование подкрановой платформы; 24 — гидравлика в сборе№ 25 — стопорное устройство; 26 — ходовая тележка
Помимо физических дефектов, при обследовании необходимо тщательно проверять эксплуатационную документацию, сведения об обучении людей эксплуатирующих (и ответственных) башенный кран. В связи с тем, что ППРк с 2013 года не подлежит экспертизе промышленной безопасности и не регистрируется в территориальном Ростехнадзоре, необходимо крайне внимательно подходить к выбору организации изготовляющие ППРк.
Рис. 2. Общий вид ж/д крана
Таблица 2
Дефекты конструкция крана EDK-300
№ п/п |
Вид дефекта. |
Характеристика дефектов |
||
Дефекты изготовления и монтажа |
Дефекты из-за грубого нарушения нормальной эксплуатации |
Дефекты, возникшие при нормальной эксплуатации |
||
Количество баллов. |
||||
1. |
Нарушение лакокрасочного покрытия. |
- |
||
2. |
Коррозия ответственных элементов: · до 5 % толщины элемента вкл. · до 10 % толщины элемента вкл. |
-
|
||
3. |
Трещины, разрывы в швах или в околошовной зоне. |
- |
||
4. |
Трещины, разрывы в зонах, удаленных от сварных швов. |
- |
- |
- |
5. |
Ослабление болтовых соединений, в которых болты работают на растяжение (а также износ резьбы винтовых опор). |
-
|
-
|
-
|
6. |
Ослабление болтовых соединений, в которых болты работают на срез. |
- |
- |
- |
7. |
Деформации элементов решетчатых конструкций, превышающие предельные значения: · пояса · элементы решетки. |
|
1,5 |
|
8. |
Деформации элементов листовых конструкций, превышающие предельные значения. |
- |
- |
- |
9. |
Расслоение металла. |
- |
- |
- |
10. |
Смятие проушин и выработка отверстий в шарнирах, превышающие предельные значения. |
- |
- |
- |
11. |
Любые дефекты, возникающие в месте предыдущего ремонта. |
- |
- |
- |
Для повышения безопасной эксплуатации железнодорожных кранов авторы предлагают использовать ряд наработок учёных Пензенского государственного университета архитектуры и строительства [6,7].
Литература:
1. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Забиров А. И. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений: характерные проблемы [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 285–286.
2. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Системные исследования при технической экспертизе строительных конструкций зданий и сооружений // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3; URL: http://www.science-education.ru/117–13139 (дата обращения: 19.05.2014).
3. Фадеева Г. Д. Гарькин И. Н., Забиров А. И. Экспертиза промышленной безопасности промышленных кирпичных труб [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 11. — С. 122–125.
4. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Забиров А. И. Анализ причин несчастных случаев на строительных предприятиях Пензенской области // Современные научные исследования и инновации. — Июнь 2014. — № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35594 (дата обращения: 09.06.2014).
5. http://lokomo.ru/podvizhnoy-sostav/zheleznodorozhnyy-kran.html
6. Данилов А. М., Гарькин И. А., Гарькин И. Н. Защита от удара и сопровождающей вибрации: экспоненциально-тригонометрическая аппроксимация функций // Региональная архитектура и строительства. 2012– № 3. — С.85–89
7. Нежданов К. К., Гарькин И. Н. Об увеличении надёжности и скорости движения железнодорожных составов // Современные проблемы транспортного комплекса России: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А. Н. Рахмангулова. Магнитогорск: ГОУВПО «МГТУ», 2011-С.169–177