Развитие постиндустриального общества связано с достижениями науки и образования. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства и социальных аспектов образовательного процесса актуален на любом этапе развития человеческого общества [1].
Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:
- с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;
- с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев [2].
Основной фактор социальной мобильности - профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня [3]. Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на «…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, «формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни», и в-третьих, престиж рождения или профессии. С другой стороны, П. А. Сорокин отмечал, что «роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами» [4].
Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж. Но профессиональный статус в условиях высокой конкуренции необходимо постоянно подтверждать, укреплять, повышать. Возможности курсового обучения (переаттестация, курсы повышения квалификация и т.д.) не создают прочного фундамента профессиональной мобильности, т.к. не формируют многоуровневость знания, а лишь определяют направленное линейное развитие на достигнутом уровне. Фактором, определяющим как профессионализм, так и профессиональную гибкость является непрерывность образования.
В 21 веке непрерывность и так называемая поликультурность образования становятся основными принципами образовательной политики. Непрерывное образование - стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение её духовного мира [5]. Концепция непрерывного образования получила признание во всем мире как руководящая основа образовательной политики. В современном обществе непрерывное образование приобретает характер парадигмы научно-практического мышления. Обращение современной философско-педагогической мысли, а затем и поворота специальных педагогических исследований к проблематике непрерывное образование связано с образовательными последствиями научно-технического прогресса. По мнению исследователей, непрерывное образование выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Каналы реализации непрерывное образование охватывают всю сферу формального и неформального образования и включают государственную образовательную систему, частные учебные заведения, очное, вечернее, очно-заочное и заочное обучение.
К понятию непрерывное образование тесно примыкает дефиниция «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительности образования в образовательном учреждении, оторванной от трудовой деятельности, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой. В задачу непрерывное образование входит создание условий для всестороннего развития любого человека, независимо от его возраста, места жительства, первоначально приобретенной профессии, но с учетом индивидуальных способностей, мотивов и интересов. Непрерывное образование ориентировано не только внешне на запросы общества, но и внутренне - на запросы личности, на её активность. Основой практики непрерывное образование стала установка на изучение и удовлетворение образовательных потребностей, создание широкого набора образовательных услуг.
Содержание непрерывного образование включает следующие блоки:
- совершенствование традиционных звеньев в системе образования: дошкольного, общего среднего, профессионального, повышение квалификации переподготовки кадров;
- развитие общественных форм образования и самообразования в учебно¬-информационных центрах, на разнообразных курсах. Семинарах, в клубах по месту жительства, работы, учебы и т. п. особое место отводится средствам массовой информации, библиотекам, различным обществам и др. педагогически сориентированным формам общественного образования и самообразования;
- создание и совершенствование единой государственной и общественной системы профессиональной ориентации и профотбора;
- развитие непрерывного образования по отраслям науки и самообразования, ориентированных на опережающее кадровое обеспечение.
Модель непрерывного образования включает следующие элементы:
- Временная характеристика: процесс всей жизни.
- Пространственная характеристика: место неограниченно.
- Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы».
- Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех ее элементов, плавные переходы от низших ступеней к высшим. Различные типы обучения взаимно дополняют друг друга.
- Количественная характеристика: включает не только подрастающее поколение, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим.
- Функциональная характеристика: обучающийся – субъект самообразования
- Характеристика развития: ведущая тенденция – непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация педагогического процесса.
Развитие системы непрерывного образования происходит с учетом следующих принципов:
- принцип гуманизации – ориентирование на личность;
- принцип индивидуализации - учет различий в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах различий личности, принятие во внимание физических особенностей её психического развития и возможностей включения в коллективные формы деятельности;
- принцип дифференциации – ориентирование процесса образование на создание условий для полного проявления возможностей присущих человеку и его выбор;
- принцип гуманитаризации – усиление внимания к дисциплинам гуманитарного цикла, обогащение естественных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу идей, человеческой судьбы, зависимость социально-экономических и научно-технического прогресса, от личностных способностей, профессиональной компетентности специалистов;
- принцип демократизации – развитие активности, инициативы, творчества личности, соучастие в управлении образованием, равенство доступа;
- принцип интеграции – объединение всех воспитательных сил общества: школы, семьи, трудовых коллективов, общественных организаций, направленных на развитие целостных знаний и достижения поставленных целей. «Горизонтальная интеграция» непрерывное образование – соотнесённость образования, получаемого вне формальной образовательной системы, с образованием в рамках образовательного учреждения и специально организованных образовательных программ»;
- всеобщий характер непрерывное образование (включенность всего населения в различные структуры и уровни образования);
- преемственность между различными ступенями образования и разными направлениями формирования личности;
- взаимосвязь общего и профессионального образования;
- политехническое образование, дополняемое подготовкой на производстве, обеспечение возможности переквалификации;
- открытость и гибкость системы образования: свобода выбора профиля обучения и возможность воспользоваться услугами системы образования в любом возрасте;
- релевантность (связь с жизнью индивида профессиональной и социальной деятельностью).
Важной чертой практики непрерывное образование становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения.
Идея непрерывное образование связана с переходом образовательной теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках которой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме непрерывное образование, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, саморазвитие обучающихся.
Определяя непрерывное образование как непрерывное обучение, В.А. Трайнев и И.В. Трайнев подчеркивают, что оно являет собой «комплекс государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, удовлетворяющих стремление человека к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни» [6, с. 72]. В понятие «непрерывное образование» вкладывается идея пожизненной незавершенности незавершимости образования человека, а значит существует необходимость оставаться на позиции ученичества.
Можно выделить две основные причины, по которым непрерывное образование занимает важнейшее место в жизни личности и развитии государства:
- современное общество основано на знании, а это означает, что информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором развития, конкурентоспособности специалиста и эффективности рынка труда. В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования;
- сложная социально-политическая среда, где полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах, адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию. И лишь образование в самом широком понимании этого процесса может помочь справиться с данной задачей.
Эти причины определяют цели непрерывного образования: повышение качества образования, формирование активной гражданской позиции и конкурентоспособность на рынке труда. Требования конкурентоспособности и эффективного трудоустройства абсолютно понятны гражданам и являются мощным мотивом для их образования [7]. Участие в гражданском обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благополучия, а значит, определяет качество жизни. В то же время успех на рынке труда и участие в общественных процессах требуют определенных умений и навыков, доступа к современным знаниям. Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразования. Государство должно проводить широкое информационное сопровождение образовательных процессов в обществе с использованием современных информационных и телекоммуникативных технологий [7].
Если рассматривать непрерывное образование как систему, то необходимо учитывать, что оно должно быть:
- доступным для любого человека не зависимо от его возраста, социального положения, места жительства, имеющейся профессии;
- свободным по выбору параметров обучения (времени, места, продолжительности, стоимости, организации, форм и методов обучения, выбора преподавателей, учебных заведений и т.п.);
- индивидуальным, учитывающим различия в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах;
- дифференцированным, ориентированным на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого обучающегося;
- ступенчатым: от сложного к простому;
- непрерывным и дискретным, т.е. сочетание периодов самообразовательной деятельности человека с периодами обучения в образовательных институтах; соединение производственного труда с обучением и постоянной профессиональной подготовкой и переподготовкой;
- системным, а не эпизодическим.
Непрерывность образования гарантирует человеку и всему обществу возможность постоянного самосовершенствования, придает уверенность и ощущение полноты и бесконечности жизни.
В свою очередь прагматизация образования приводит к ориентации вузов исключительно на профессиональную подготовку и отказ от таких важных аспектов содержания образования, как воспитание и социализация. Это выносит за рамки образования такие актуальные для трансформирующегося общества процессы, как выработка приемлемой для большинства россиян новой системы ценностей, формирование социальных норм, направленных на утверждение этих ценностей, и в первую очередь социального партнерства разных статусных групп.
Таким образом, доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции индивида могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах каждый может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности это есть изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения и брак с представителями более высокого статусного слоя. Сюда относится и образование, с учетом непрерывности которого происходит перемещение индивида по профессиональной лестнице.
Литература:
1. Вишневский, Ю. Р. Студент 90-х – социокультурная динамика/ Ю.Р. Вишневский, В.О. Шапко // Социологические исследования. – 2000. – №12. – С. 57.
2. Социология образования перед новыми вызовами («круглый стол») // Социологические исследования. – 2000. – №6. – С. 65-66.
3. Бейсенова, Г. А. Феномен образовательного знания / Г. А. Бейсенова // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 1. - С. 301-311.
4. Алексеев, П. В. Социальная философия: учеб.пособие для вузов / П. В. Алексеев. - М.: Проспект, 2004. - 256 с. - ISBN 5-98032-325-2.
5. Гридина, Е. Г. Система федеральных образовательных порталов: 3 года в INTERNET / Е. Г. Гридина [и др.] // Открытое образование. – 2005. - № 1. – С. 35-53.
6. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учеб.пособие /В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – 2-е изд. – М., 2006. – ISBN 5-94798-534-9.
7. Шленов, Ю. Непрерывное образование в России / Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак // Высшее образование в России. – 2005. - №3.