В современном мире ситуация характеризуется ролью знаний как главного двигателя экономического роста, т.е. речь идет о формировании экономики, основанной на знаниях. Образование в этих условиях приобретает особое значение для формирования интеллектуального потенциала страны. Образование должно стать фактором создания инвестиционной системы России и готовить специалистов, способных создать эту систему. В связи с этим, со стороны общества, базирующегося на знаниях, предъявляются к современному специалисту следующие требования:
- умение переводить получаемые знания в инновационные технологии, превращая новые знания в конкретные предложения;
- обеспечение доступа к глобальным источникам знаний;
- иметь мотивацию к обучению и владеть навыками самостоятельного получения знаний и проведения научных исследований;
- владеть современными информационными технологиями, необходимыми для жизни в условиях современного демократического общества и обладать необходимыми социальными и профессиональными компетенциями.
В связи с этим учебные планы должны быть: гибкими, экономически эффективными, востребованными на рынке образовательных услуг, сочетающими фундаментальную и инновационную подготовку специалистов по стратегическим направлениям и в соответствии с текущими потребностями. Это воплощает в жизнь система не только высшего, но и средне-специального образования. Последняя – является сочетает в себе теоретическую и практическую направленность обучения.
Современные концепции образования требуют перехода к новому стилю и формам обучения, которые должны быть направлены на развитие главных проявлений человеческого интеллекта: способность к обучению, размышлению, действию. Будущее за преподавателями, глубоко знающими свой предмет, владеющими разнообразными методическими приемами, имеющими психолого-педагогическую подготовку. Для совершенствования учебного процесса применяются мультимедийные, интерактивные методы.
В колледже, как элементе средне-профессионального образования, эти аспекты реализуются полностью. Особая роль отводится процессу воспитания. Колледж, как промежуточное звено между средним и высшим образованием, помогает направить деятельность студента таким образом, чтобы появилась мотивация к самообучению, а, значит, к исследовательской работе, которая в полной мере будет реализовываться на ступени высшего образования. Поэтому применяется система образования, основанная на походе: воспитание и образование-неразрывно связанные процессы.
На фоне усложнения условий жизни общества ускоряется рост поступающего в наше сознание объема накопленных знаний. Возникает необходимость быстрой и плотной укладки новой научной информации в длительной памяти человеческого мозга и развитие творческих способностей человека. Помочь студентам понять не только основы экономического образования, но и нравственные ценности, без которых не будет стремления к саморазвитию – это основное направление деятельности каждого педагогического работника колледжа.
Задачи, которые приходится решать педагогу, при организации учебной деятельности студентов:
- вовлечение практически всех учащихся в активный процесс получения знаний;
- дифференцированно походить к уровню подготовленности, способности, мотивации каждого студента;
- осуществлять систематический текущий и итоговый контроль знаний по овладению соответствующими компетенциями;
- по возможности наладить связь с родителями;
- изложение материала сопровождать использованием различных интерактивных методов, помогающих сделать процесс усвоения нового материала более наглядным, интересным и запоминающимся.
Пути реализации поставленных задач:
- реализация личностно-деятельного подхода на каждом занятии;
- консультации для студентов обязательные и по выбору;
- индивидуальный подход к каждому студенту;
- вовлечение во внеаудиторную работу.
Важным фактором успешного педагогического процесса являются такой аспект личности, как обучаемость.Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, отношением к ней. Обучаемость – важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Она является одним из основных показателей готовности к учению и освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.
Обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатами труда. Обучаемость по А.К. Марковой – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а так же готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Одной из проблем ССУЗов является низкое качество общеобразовательной подготовки первого курса, отсутствие у большинства из них сформированности общеучебных умений, навыков организации самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. В результате они испытывают затруднения с овладением на требуемом уровне стандартов СПО, с получением полноценного общего и профессионального образования.
С первых дней пребывания в колледже первокурсников наши педагоги обучают навыкам учебной работы, что позволяет им безболезненно адаптироваться в учебном процессе, повышает качество обучения.На уроках работа направлена на то, чтобы каждый ученик осознал необходимость и обязательность самостоятельной работы дома. Выполнение домашних заданий, как один из элементов самоподготовки, должен быть неотъемлемой частью процесса обучения, особенно в столь трудный переходный период от школьной жизни к взрослой поре студенчества. Таким образом, чтобы достичь высоких результатов успеваемости, необходимо применять воспитательные приемы, которые использует наука педагогика и психология. В противном случае процесс обучения будет скучен и неинтересен. Цель деятельности наших педагогов- выявить мотивационные процессы в развитии учащихся, чтобы воспитать целостную личность, которая осознает важность получения образования и дальнейшего интеллектуального развития.
Мотивационная система человека – это сложное и многогранное образование, включающее помимо мотивов различные компоненты, такие как побуждения, склонности, интересы. Чтобы у студента появилась мотивация, т.е. желание учится и совершенствоваться в этом направлении, педагог должен создать потребность. Причем эта потребность является, согласно классификации психологов, надорганической, т.е. присуща человеку, как социальному члену общества. Для формирования мотивационной и образовательной деятельности студента преподавателям приходится использовать различные воспитательные и психологические подходы в образовательном процессе. К ним относятся:
- побуждающие – побуждают личность ставить перед собой цели для достижения по возможности высокого результата;
- смыслообразующие – придают деятельности учащегося личностный смысл;
- направляющие – направляют студента в ходе его деятельности.
Кроме того, педагоги для успешного образовательного процесса должные учитывать еще и психо-эмоциональное состояние учащихся. Вчерашние школьники практически не подготовлены в этом направлении, а некоторые уехали из родного дома, и без ежедневной опеки родителей просто не готовы к самостоятельной жизни и обучению. Поэтому всем преподавателям приходится, особенно на начальном этапе обучения, обращать пристальное внимание на настроение, эмоции, чувства и мироощущение своих подопечных. В связи с этим преподаватель ССУЗа – это в том числе педагог-психолог, который постоянно совершенствуется в этом направлении, т.к. залог успешного обучения- это его неразрывная связь с воспитанием. Воспитывая личность, не приходится навязывать нравственные ценности, они лишь предлагаются, а ученик сам осознает в них необходимость.
Проблемы обучения и воспитания всегда существовали и будут существовать. Цель деятельности любого педагога – их преодоление. Существуют различные научные подходы, для решения возникающих проблем. При этом учитель должен знать большое их количество – в определенных случаях сочетать или применять только один – выбор зависит от компетентности педагога. Научные труды исследователей в области психологии и педагогики выделяют различные походы в обучении и воспитании, которые можно объединить в следующие группы:
- личностный (центральным элементом является критерий эффективности человека- его личности)
- деятельностный (основа развития человека – его деятельность)
- культорологический (культура воспринимается в качестве универсальной характеристики деятельности социальной среды)
- этнопсихологический (этнические особенности социализации личности)
- антропологический (используются данные всех наук о человеке, как предмете воспитания).
Важно, чтобы применяемые методы были адекватны поставленным задачам в процессе образования. Все урони методологии обучения и воспитания тесно связаны с прогрессом научной, технической, организационной и других форм деятельности. Поэтому важно в системе образования использовать научную методологию не только в преподавании различных дисциплин, но и в воспитании студента, как личности.
Литература:
1. Баранов, А.Е. Интернет-психология /А.Е. Баранов. – М.: ИЦ РИОР, 2012. – 264 с- ISBN 978-5-369-01000-6.
2. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: КНОРУС, 2014. – 344 с. –ISBN 978-5-406-03254-1.
3. Макогон, И.К. Психология. Краткий курс /И.К. Макогон. – М.: Проспект, 2014. - 112 с. – ISBN 978-5-392-13471-7.
4. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учеб.пособие. /О.В. Пастюк. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 160 с. – ISBN 978-5-16-006300-3.
5. Лобб, М.С. Открытие в каждый момент // Наша психология. – 2014. – №7. – С.72-84.