Главной целью профессионального образования является: «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».
По мнению к.э.н. Отставновой Л.А.: «Ситуация в промышленности характеризуется тем, что работодатель готов принимать на работу даже тех, кто не имеет высокой квалификации, но молод и готов учиться: заводы, понимая необходимость притока свежей крови, идут на вынужденные затраты. При этом часть из них возрождает тесные взаимоотношения с профессиональными училищами, а часть организует обучение на производстве. Второй способ иногда оказывается предпочтительнее, так как материально-техническая база многих предприятий гораздо современнее имеющейся в ПУ, а ученики к тому же с начала обучения усваивают не только азы профессионального мастерства, но и специфику родного предприятия».
Особое значение в этих условиях приобретает проблема кадрового обеспечения отрасли, которая может быть решена при условии качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров как технического, так и управленческого звена. Решение проблемы – инновационный подход в подготовке управленческих кадров легкой промышленности с использованием возможностей дополнительного профессионального образования отраслевых вузов.
Современную систему профессионального образования невозможно представить без привлечения дополнительных форм обучения как: повышение квалификации, тематических семинаров, стажировок и т.п. Работа над повышением профессионального уровня в постоянно изменяющихся условиях рыночной экономики является актуальной и для руководителей и для работников. Потребность в квалифицированных кадрах легкая промышленность Южного Урала испытывала на протяжении всего пути своего становления и развития. Особенно актуально этот вопрос стоял в 1956-1965 гг.
Подготовка и обучение новых, основных рабочих кадров осуществлялась по нескольким каналам: в профессионально-технических училищах, непосредственно на производстве путем бригадного, индивидуального ученичества и курсового обучения. Все перечисленные виды подготовки использовались и на предприятиях легкой промышленности Южного Урала, о чем свидетельствуют отчеты предприятий.
Одним из источников получения профессиональных рабочих кадров школа. В 1958-1964 гг. была проведена школьная реформа, цель которой состояла в том, чтобы превратить школу в резерв пополнения кадров рабочего класса и технической интеллигенции. Во исполнение закона «Об укреплении связи системы народного образования в СССР» распоряжением Совнархоза № 561 от 19 августа 1959 года к предприятиям Оренбургского совнархоза прикрепили учащихся 11 классов для производственного обучения. С этого времени фактически обучение растягивалось на 11 лет, а школе надлежало приобрести «политехнический уровень». После восьмого класса молодежь включалась в обязательной порядке в общественно-полезный труд. На многих предприятиях Оренбуржья было налажено производственное обучение школьников. Так, на Оренбургском шелкокомбинате на 1960 г. планировалось обучить индивидуальным путем 267 человек, из них 117 учащихся школ и 150 рабочих. Обучение прошли 129 человек, из них 75 учащихся и 54 рабочих. Учащихся поступило 99 человек, успешно прошли обучение 75 школьников.
В указанные годы легкая промышленность Оренбуржья испытывала острый дефицит в профессиональных учреждениях. В 1959-1960 гг. в Орске было открыто ПТУ № 2 (швейное отделение). Своих техникумов, готовивших специалистов для легкой промышленности в Оренбургской области не было, ближайшие техникумы легкой промышленности находились в Челябинской области. В 1956 г. был открыт Челябинский техникум легкой промышленности, в 1959 г. открылся его филиал в г. Копейске, а в 1964 г. в Златоусте был создан филиал Копейского техникума. Проблема оставалась нерешенной и в 60 – е гг. ХХ века. Крупнейший в стране комбинат шелковых тканей, строившийся в Оренбурге и первую очередь которого планировалось запустить в 1967 г., мог остаться без рабочих в связи с тем, что в Оренбургской области не было профессионального училища, готовившего молодых квалифицированных рабочих для предприятий шелковой промышленности. Только с помощью секретаря Оренбургского обкома КПСС, который в 1965 г. обратился в ЦК КПСС по РСФСР с просьбой о строительстве в Оренбурге профессионально-технического училища при комбинате шелковых тканей. Бюро ЦК КПСС по РСФСР одобрило строительство с некоторыми поправками на 1966 - 1967 гг. Действовавший вечерний техникум, в котором обучалось 750 учащихся, располагался в шести классных комнатах и арендовал помещения вечерней общеобразовательной школы, не имел возможности обеспечить возросшие потребности в квалифицированных кадрах.
30 июня 1965 г. на открытом партийном собрании управления легкой промышленности ЮУСНХ было отмечено, что за последние три года в экономическом районе было открыто 3 техникума. Положительным моментом было открытие учебно-консультативного пункта института легкой промышленности. В решение открытого партийного собрания было отмечено, что управление, руководство предприятий не приняли должных мер к укреплению швейных фабрик квалифицированными кадрами и ИТР.
В годы семилетки выпуск специалистов высшими и специальными средними учебными заведениями увеличился. Но темпы развития легкой индустрии страны оказались значительно выше. В результате насыщенность инженерно-техническими кадрами оказалась крайне недостаточной и стала даже несколько слабее, чем была, например в 1954 г., на тысячу рабочих легкой промышленности в 1965 г. приходилось всего 9 специалистов с высшим образованием, в то время как в машиностроении имелось 32, а в химической – 40. В легкой промышленности 40 % должностей главных инженеров и 45 % должностей директоров фабрик занимали лица, имевшие среднетехническое образование или практики. За 1961 – 1965 гг. численность специалистов с высшим образованием в легкой промышленности СССР увеличилась более чем на 65 тыс. человек
Большое значение для повышения квалификации рабочих имели командировки по обмену опытом. В 1961 г. были направлены на предприятия Москвы работники Оренбургской обувной фабрики, Оренбургского шелкокомбината и других предприятий. В результате полученного опыта на Оренбургском шелкокомбинате было модернизировано текстильное оборудование, что позволило высвободить 15 человек. Таким образом, повышение профессионального уровня рабочих и ИТР сказалось и на росте рационализаторского движения, которое, кроме принесения вполне реальной экономической выгоды, способствовало формированию наиболее квалифицированной и сознательно относящейся к исполнению своих трудовых обязанностей части трудового коллектива промышленного предприятия. Количество рационализаторов и изобретателей на предприятиях легкой промышленности в 1961 г. составило 479 человек. За год ими было подано 681 рацпредложение, из них внедрили 472. Сумма условной годовой экономии составила 1350 тыс. рублей.
Многие работники предприятий легкой промышленности владели 2-3 смежными профессиями, что помогало ликвидировать простои и лучше использовать оборудование. Особенно эта практика распространилась вначале 60-х гг. На многих предприятиях Оренбургской области развернулись соцсоревнования по изучению смежных профессий и специальностей, были организованы школы передового опыта. Многие работники предприятий легкой промышленности владели 2-3 смежными профессиями, что помогало ликвидировать простои и лучше использовать оборудование. Особенно эта практика распространилась вначале 60-х гг. На большинстве предприятиях Оренбургской области развернулись соцсоревнования по изучению смежных профессий и специальностей, были организованы школы передового опыта. Положительно сказывалось участие в соцсоревнованиях на профессиональном уровне подготовки рабочих. Так на Бузулукской швейной фабрике в 1963 г. 72 человека учились заочно в техникумах и институтах, в течение 1960-1963 гг. каждая пятница являлась днем учебы для тех, кто посещал школы и кружки. Для работниц читали лекции в красном уголке фабрики.
В годы семилетки легкой промышленностью Оренбургской области был сделан новый крупный шаг вперед. Общий объем производства в 1965 году увеличился по сравнению с 1958 годом на 62 %. В 1965 году промышленными предприятиями области было произведено семь миллионов метров шелковых и хлопчатобумажных тканей, свыше полутора миллионов пар кожаной и резиновой обуви, шесть с половиной миллионов пар чулочно-носочных изделий, свыше четырех миллионов штук бельевого и верхнего трикотажа, 360 тысяч штук пуховых платков; сшито 250 тысяч пальто, 280 тысяч костюмов, около 500 тысяч платьев, 700 тысяч мужских сорочек и т. д.
Современная легкая промышленность области представлена текстильным, швейным и кожевенно-обувным производствами. Доля легкой промышленности в структуре объема производства обрабатывающих отраслей составляет менее 1,0%. Однако отрасль имеет весомое социальное значение для региона, обеспечивая работой более 4,5 тыс. человек, преимущественно женского населения.
Не утратили свою актуальность для промышленности вопросы слабого решения проблем благосостояния работающих, улучшения их жизненных ценностей, повышения имиджа труда и культуры производства; низкие возможности предприятий в создании условий, необходимых для привлечения молодых высококвалифицированных специалистов и профессиональных рабочих кадров. Следствием этого является ежегодный отток рабочих кадров, дефицит в высококвалифицированных специалистах (маркетологах, менеджерах, управленческих кадрах), способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка, а также в рабочих основных профессий, низкие темпы роста производительности труда.
В настоящее время взаимосвязь между перспективой построения эффективной экономики регионов и наличия в них сложившейся, качественной системы профессионального образования считается все более очевидной. Развитые учебные заведения, традиционно представляющие собой ведущий элемент любой регионально-административной системы, обеспечивают ей более высокую конкурентоспособность, притягивают к себе новые инвестиции, производства, а также интеллектуальный капитал.
Подготовка молодых профессионалов для легкой промышленности крайне важна. Трудовые традиции во многом потеряны, и сейчас нужно возрождать профтехучилища, о чем недавно говорил Владимир Путин. Одновременно нужно создать научные и учебные центры, которые займутся разработкой современного оборудования и будут обучать работать на нем. Все это возможно только с помощью государства. Это необходимо сделать, чтобы российский легпром мог производить качественные и конкурентоспособные товары. Тем более что со вступлением во Всемирную торговую организацию ситуация для отечественной легкой промышленности обострилась.
Для легкой промышленности подготовка молодых профессионалов остро необходима, нужно восстанавливать трудовые традиции, возрождать профтехучилища, создавать научные и учебные центры, которые займутся разработкой современного оборудования и будут обучать работать на нем. Но все это возможно только с помощью государства, как это было в 1956-1965 гг., только тогда российская легкая промышленность сможет производить качественные и конкурентоспособные товары, столь необходимые населению страны.
По мнению к.э.н. Отставновой Л.А.: «Выход из сложившейся ситуации достаточно очевиден – подготовка молодых рабочих, повышение квалификации и переподготовка рабочих средних возрастов в соответствии с потребностями рынка труда. Однако осуществлению подобных намерений препятствуют отсутствие четкой стратегии промышленного развития, незнание того, какие рабочие, в каких отраслях и в каком количестве потребуются в ближайшие годы и более отдаленной перспективе. Профессиональная переподготовка должна носить опережающий характер, основываясь на прогнозах технико-технологических изменений. Потребность в работниках востребованных профессий следует определять тогда, когда проекты находятся еще в чертежах».
Литература:
1. Бондарев, И. Развитие легкой промышленности СССР (1959-1972) / Бондарев И. - М., 2006.- 475 с.
2. В России стала возрождаться легкая промышленность. [Электронный ресурс]. –Режим доступа :http://zhurnal.mipt.rssi.ru.–01.04.14.
3. Вергаскина, Л. В. Профессиональная подготовка кадров как устойчивый фактор развития легкой промышленности региона: исторический аспект / Л. В. Вергаскина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской начно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: Участок оперативной полиграфии ОГУ, 2015.- С. 2353-2358. – ISBN 978-5-4417-1180-5.
4. Вергаскина, Л. В. Исторические аспекты развития легкой промышленности Оренбургской области в 50-60-е гг. XX века / Л. В. Вергаскина // «Историческое, политико-правовое и социокультурное развитие Уральского региона: история и современность»: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Сибай, 2011. – С. 35-41. – ISBN 987-5-905062-10-0.
5. Вергаскина, Л. В. Подготовка кадров для предприятий легкой промышленности Южного Урала в 50-х-начале 60-х гг. ХХ века / Л. В. Вергаскина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской начно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – С. 2586 – 2591. – ISBN 978-5-4417-0161-7.
6. Вергаскина, Л. В. Профессиональное образование и потребности региона: исторический аспект/ Л. В. Вергаскина// Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. – С. 3194 – 3199. – ISBN 978-5-4417-0309-3.
7. Вергаскина, Л. В. Профессиональное образование как устойчивый фактор развития легкой промышленности региона: исторический аспект/ Л. В. Вергаскина //Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе: материалы III Всероссийской научно-практической конференции/ Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ: ООО ИПК «Университет», 2014. – С. 4–8. – ISBN 978-5-4417-0373-4.
8. Лапаева, М. Г., Лапаев А. П. Экономика Оренбургской области (1743-2004). – Газпромпечать, 2006. – 468 с. – Библиогр.: с. 455-458. – Прил.: с. 459. – ISBN 5-94397-091-6.
9. Орденоносное Оренбуржье / сост. Н.И. Мячин. – Челябинск, 1968. – 392 с.
10. Родионова, В.Д. [Электронный ресурс] Научно-методическое обеспечение деятельности педагогов в системе среднего профессионального образования: На примере учебных заведений легкой промышленности //В.Д. Родионова. Дис. канд. педагогических наук. Казань, 2005. – 180 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com. — 10.04.2015.
11. Отставнова, Л.А. [Электронный ресурс] Формирование конкурентоспособности работников промышленности РФ в системе отношений «человек-производство» / Л.А. Отставнова. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com.– 10.04.2015.
12. Шахратов, Ф. Экономическая эффективность внедрения новой техники // Технико-экономический бюллетень. – 1962. – № 2. – С. 11.
13. Шимко, П. Д. Методология управления услугами высшего / П. Д. Шимко. - Автореферат диссертации … доктора экономических наук. – Санкт-Петербург, 2010. – 22 с.