Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 3041 раз

Библиографическое описание:

Вязьмитинов, С. Н. Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ / С. Н. Вязьмитинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19331/ (дата обращения: 16.11.2024).

Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» мы будем понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Понятие это охватывает все виды деятельности, оказывающие влияние на безопасность, включая законодательную и исполнительную сферы [1].

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ), риск-ориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций являются кардинальным способом повышения безопасности [2].

Основной целью формирования КБЖ является снижение рисков за счет человеческого фактора, т.е. достижение такого состояния людей, трудовых коллективов, общества в целом, когда обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД) является основной внутренней потребностью [2].

Одной из наиболее эффективных технологий является образовательная деятельность. Это объясняется ее целенаправленностью, длительностью, адресностью и комплексностью воздействия на людей, возможностью осуществления в важнейший период развития и становления личности, наличием действенного механизма контроля качества и коррекции процесса, а также наличием возможности для воспроизводства культурных ценностей, их сознательного отбора, передачи и освоения.

Любая деятельность потенциально опасна. Самые строгие меры и законы не могут снизить потери общества и государства, если не будут созданы условия для развития культуры безопасного поведения.

В настоящее время концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности отражена в научных исследованиях Ю.Л. Воробьева, Л.Н. Гориной, Р. А. Дурнева, А.Л. Михайлова, В.Н. Мошкина, Л.Н. Макаровой, И.Н. Немковой, Н.И. Николаевой, О.Н. Русак и др. На претворение в жизнь механизмов безопасного существования в окружающей среде и более глубокого внедрения культуры безопасности жизнедеятельности направлены инновационные педагогические технологии (Л.Н. Горина, В.Н. Мошкин, И.Н. Немкова и др.).

В Оренбургском президентском кадетском училище обучаются дети с разными интересами, уровнем подготовки, состоянием здоровья и физическим развитием, поэтому задача педагогического коллектива обеспечить благоприятную психологическую атмосферу на основе индивидуального подхода к каждому ребенку и исключить предпосылки нарушения безопасности жизни и здоровья. В нашем училище созданы благоприятные условия для успешного проведения комплекса профилактических мероприятий, имеются инновационные системы и средства обучения.

Педагогический коллектив имеет богатый и многолетний опыт учебной и воспитательной работы, а часть воспитателей и классных руководителей — бывшие военнослужащие, что положительно сказывается на воспитании детей.

Преподавателями-организаторами ОБЖ, инспектором по охране труда, общим, учебным и воспитательным отделами разработаны и утверждены инструкции, регламентирующие деятельность воспитанников и педагогов, начиная с правил пользования душевой, гладильней и заканчивая порядком эвакуации по сигналу «Пожарная тревога». Инструкции размещены на видном месте и доступны каждому воспитаннику и работнику училища. Отработана система инструктажей: вводного, первичного, повторного, целевого и внепланового.

Положительные результаты в обеспечении безопасности жизнедеятельности училища дает работа комиссий: «по профилактике травматизма», «антитеррористическая», «пожарно-техническая», а также созданная в марте 2012 года добровольная пожарная дружина. С сотрудниками училища, перед очередным семестром проводятся занятия, которые призваны обеспечить безопасную жизнедеятельность всего коллектива училища. Традицией стало ежегодное проведение практических занятий по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности происходит на всех школьных предметах, но основной вклад в формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (в училище ОБЖ, как самостоятельный предмет введен в 8-х и 10-х и 11-х классах), в процессе изучения которого осуществляется подготовка кадет к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.

Государственный подход определяет, что предмет ОБЖ в общем образовании — это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления здоровья [3].

В нашем училище, как и во многих других образовательных учреждениях, часы по курсу ОБЖ сокращены, об этом должно задуматься Министерство Образования вместе с Министерством обороны. Упустив подрастающее поколение, мы не сможем вывести общество на верный путь. Изучая ОБЖ, наши воспитанники в 8-м, 10-м и 11-м классах осваивают лишь фрагменты курса ОБЖ, а стройной системы знаний не получается. Хотя в наше непростое время, знания, полученные на уроках ОБЖ, пригодятся кадетам на всю жизнь, позволят им чувствовать себя уверенней в любой экстремальной ситуации природного или техногенного характера. Л. Н. Толстой писал: «Есть знания, необходимые каждому человеку. Пока человек не усвоит всех этих знаний, все другие знания будут во вред ему» [4].

Основной формой учебной работы в училище является, безусловно, урок. Каждый урок ОБЖ начинается с построения, доклада дежурного или старосты о наличии и готовности кадет к уроку, приветствия и осмотра внешнего вида. Это заставляет кадет следить за своим внешним видом, осанкой, физическим состоянием. На уроках обращаюсь ко всем кадетам по фамилии и на Вы, считая, что это заставляет их быть более ответственными, видеть себя личностями, равными с преподавателем.

Для качественного обучения безопасной жизнедеятельности имеется современная учебно-материальная база, включающая интерактивные средства обучения, современные учебники и периодические издания: научно-методический и информационный журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности», газета «Красная звезда», всероссийская газета «Добрая дорога детства», журнал МО России «Ориентир», Литературно-художественный журнал «Воин России» и другие.

Училище тесно взаимодействует с военкоматами города и воинскими частями Оренбургского гарнизона. Особенно тесное взаимодействие установлено с командованием войсковой части 33680, на базе которой ежегодно проводятся однодневные полевые занятия. Пятидневные военно-полевые сборы с кадетами 10 класса ежегодно проводятся на базе отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в поселке Тоцкое. На этих занятиях и сборах наши кадеты знакомятся с жизнью и бытом современного солдата армии нового облика. Кадеты получают возможность стрелять из стрелкового, пневматического и мелкокалиберного оружия, знакомятся с противопехотными и противотанковыми минами, образцами вооружения и военной техники, преодолевают полосу препятствий, перемещаются по полигону на бронированных объектах и получают первоначальные навыки работы с приборами РХБ разведки, наблюдают за работой при обезвреживании вооруженных преступников.

Современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности формируется также в работе кружков (прежде всего практической направленности: физическая культура, технология).

Положительно решать задачи по обеспечению безопасной жизнедеятельности удается с помощью воспитателей, которые находятся с воспитанниками в течение суток. Именно они каждый день проводят разного рода инструктажи по безопасности с обязательной росписью кадета в журнале, организуют воспитательные мероприятия, следят за здоровьем и безопасностью кадет.

Таким образом, в училище ведется планомерная и кропотливая работа обучению кадет ОБЖ и подготовке их к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Все очевиднее становится тот факт, что управление безопасностью следует осуществлять через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения. Важно, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достичь путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

 

Литература:

1.    Улахович, В. Е. Чернобыль… слово, которое хотят забыть / В.Е. Улахович // ОБЖ. — 2011. — №4. — С. 36–38.

2.    Воробьев, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Воробьев Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А.; под общ.ред. Ю.Л. Воробьева. МЧС России. — М.: Деловой экспресс, 2006. — 316 ?.

3.    Рудаков, Д.П. Современные взгляды на предметную область «Безопасность жизнедеятельности» /Д.П. Рудаков //ОБЖ. — 2011. — № 12. — С. 7–8.

4.    Шульман, Р.Л. Моя педагогическая философия /Р.Л. Шульман //ОБЖ. — 2012. — №2. — С.24–26.

 

Основные термины (генерируются автоматически): безопасная жизнедеятельность, формирование культуры безопасности жизнедеятельности, безопасное поведение, внешний вид, кадет, педагогический коллектив, современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности, урок ОБЖ, училище.


Похожие статьи

Концептуальные аспекты функционирования рынка углеводородов Волгоградской области

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе ссуза

Формирование коммуникативных УУД средствами технологии группового обучения на уроках обществознания

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания учебной дисциплины «Инженерная графика»

Элементы музейной педагогики в образовательном и воспитательном пространстве ДОУ

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОО

Похожие статьи

Концептуальные аспекты функционирования рынка углеводородов Волгоградской области

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе ссуза

Формирование коммуникативных УУД средствами технологии группового обучения на уроках обществознания

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания учебной дисциплины «Инженерная графика»

Элементы музейной педагогики в образовательном и воспитательном пространстве ДОУ

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОО

Задать вопрос