Перестройка российской системы образования неоднозначно воспринимается образовательным сообществом. В данной работе не даются какие-либо оценки проводимым реформам, а лишь приведена точка зрения автора по вопросу позиционирования ступени магистратуры в системе высшего образования и в соответствии с этим приведена предполагаемая структура выпускной квалификационной работы магистра направления подготовки «Строительство».
Как известно любой процесс начинается с анализа положения дел в области деятельности и постановки целей, что наиболее отчетливо отражено в работах [1], [2]. Какие же цели следует поставить перед обучением в магистратуре? По мнению автора, основной целью магистратуры следует считать начальную ступень для формирования высококвалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава образовательных и научно-исследовательских учреждений, управленческих кадров предприятий и организаций. Исходя из отмеченной выше цели, можно ответить и на такой вопрос — что должна в себя включать магистерская диссертация? При ответе на этот вопрос, магистранту направления подготовки «Строительство» с учетом современных тенденций развития науки и инженерного образования, можно дать следующие рекомендации.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) магистров представляет собой самостоятельную, логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида деятельности, к которым готовится магистр. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема должна быть актуальной.
Диссертация закрепляет полученную научную информацию в виде текстового и иллюстративного материала. В работе магистрант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость положений, выносимых на защиту. Содержание работы могут составлять результаты научных исследований, разработка новых методов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера. Магистерская диссертация отличается от квалификационной работы бакалавра более глубокой теоретической и практической проработкой проблемы, а от дипломной работы специалиста более глубокой научной направленностью, но в отличие от кандидатской диссертации выпускная работа магистра может не содержать четко выраженной научной новизны исследования.
Магистерская диссертация выполняет квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты. В этой связи основная задача ее автора — продемонстрировать уровень своей квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно решать конкретные профессиональные задачи в соответствие с видами профессиональной деятельности — инновационной, изыскательской, проектно-расчетной, производственно-технологической, научно-исследовательской и педагогической. Содержание магистерской диссертации не обязательно должно быть новым, но новизна должна быть либо в установлении подходов к исследованию темы, либо в методах решения проблемы, либо в определении источников используемой информации.
Магистерская диссертация оценивается по следующим критериям:
- актуальность темы исследований;
- четкость постановки цели и задач исследований;
- качество и достоверность полученных результатов, их научная новизна и практическая значимость;
- соответствие темы направлению подготовки и магистерской программе;
- качество представления материала и оформления диссертации;
- качество доклада и ответов на вопросы при защите;
- заключения и оценки научного руководителя и рецензента.
Магистерская диссертация состоит из пояснительной записки и графического материала. Рекомендуемый объём пояснительной записки — 80–100 страниц печатного текста (без учета приложений) на листах формата А4, и содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- задание на магистерскую диссертацию;
- аннотация;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- выводы и основные результаты исследования (заключение);
- список использованных источников;
- приложения.
Графический материал работы включает в себя упорядоченный набор плакатов или чертежных листов, выполненных на стандартных форматах. Графические материалы могут содержать информацию, позволяющую оценить:
- актуальность темы диссертации, постановку цели и задач исследования;
- используемые математические методы;
- общий принцип функционирования разрабатываемой системы, программного продукта и т.д.;
- результаты эксперимента;
- вопросы разработки и особенности эксплуатации проектируемых средств, систем, технологий;
- основные результаты и выводы.
Также можно привести следующие методические рекомендации к содержанию магистерской диссертации, отраженные в [3], [4]:
а) Аннотация.
Качественные авторские аннотации на русском и английском языках необходимы в условиях информационно перенасыщенной среды. Они дают возможность получить представление о содержании работы и определить интерес к ней до ознакомления с ее полным текстом. Аннотации значительно повышают вероятность ссылок на содержание работы коллегами и тем самым влияют на индекс цитирования.
б) Введение.
Введение к диссертации должно содержать следующие разделы:
- актуальность темы;
- объект исследования;
- предмет исследования;
- цель исследования;
- задачи исследования;
- методы исследования,
- достоверность и обоснованность результатов;
- новизна положений, выносимых на защиту;
- личный вклад автора;
- практическая значимость результатов;
- реализация результатов работы;
- апробация работы;
- публикации;
- структура и объем работы.
в) Главы основной части.
В главах основной части диссертационной работы подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение магистранта излагать материал сжато, логично и аргументировано.
г) Выводы и основные результаты исследования.
Диссертационная работа заканчивается заключительной частью. Эта часть диссертации обусловлена логикой проведения исследования и носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации, содержит последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
д) Приложения.
Приложение к диссертации может содержать справочный и иллюстративный материал, использованный соискателем и необходимый для цельности восприятия основного содержания диссертации. В приложении включают материалы, связанные с выполненной магистерской диссертацией, которые нецелесообразно включать в основную часть.
По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть:
— копии подлинных документов;
— выдержки из отчетных материалов;
— производственные планы и протоколы;
— отдельные положения из инструкций и правил;
— отчет о патентном поиске;
— промежуточные математические преобразования, зависимости и расчеты;
— таблицы вспомогательных цифровых данных;
— протоколы испытаний и опытов;
— описание программных средств, аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;
— инструкции, методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, разработанных в процессе выполнения магистерской диссертации;
— распечатки компьютерных программ;
— иллюстрации вспомогательного характера;
— акты опытно-промышленных испытаний и внедрения результатов магистерской диссертации в производство и другие материалы.
Все материалы, как графические, так и пояснительная записка должны быть выполнены в соответствии с действующими стандартами.
Литература:
1. Ефимов, В.А. Камертон образования в России / В.А. Ефимов // Ректор ВУЗа. — 2008. — № 6.
2. Ефимов, В.А. ЕГЭ как свидетельство трансформации целей и характера системы российского образования / В.А. Ефимов // Ректор ВУЗа. — 2010. — №1.
3. Педагогическая практика [Электронный ресурс]: рабочая программа учебной дисциплины / Оренбургский государственный университет — Фонд рабочих программ — Оренбург: ОГУ, 2012. — Режим доступа: http://ito.osu.ru/
4. Итоговая государственная аттестация [Электронный ресурс]: рабочая программа учебной дисциплины / Оренбургский государственный университет — Фонд рабочих программ — Оренбург: ОГУ, 2013. — Режим доступа: http://ito.osu.ru/