Проблема образования всегда играла большую роль в жизни как отдельного человека, так и всего государства в целом. Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать уровнем и качеством высоких технологий диктуемые экономическими потребностями необходимые количественные сокращения. Отстать в развитии базовых и критических технологий, значит, безнадежно отстать в общечеловеческом прогрессе.
Государство заинтересовано в том, чтобы подготовить специалистов высокого уровня, скажем так «вырастить» из молодого поколения достойное звено, силами которого наша страна стала бы идти вперёд, твёрдо держась на ногах. Эта нелёгкая задача ложится на плечи высшей школы.
После окончания школы каждый абитуриент сталкивается с проблемой выбора: куда дальше пойти учиться, какой профессии посвятить свою жизнь? И вот именно на этом этапе самое главное выбрать правильный путь, не ошибиться. Конечно, большую роль в выборе играет семья. Если в семье на протяжении нескольких поколений все работали врачами, то выбор как бы очевиден. Но это далеко не так. Если будущий студент выбирает не ту профессию, какую выбрали для него родители, то не нужно его отговаривать, лучше помочь ему в этом, показать, что вы уважаете его выбор. Ведь очень важно, чтобы впоследствии специалист занимался не просто делом, которое приносит ему материальные блага (заработную плату), но ещё и приносит удовольствие. Занимаясь любимым делом, работник будет не просто отрабатывать свой рабочий день, а будет стараться работать на результат, всё больше повышая планку своего профессионального мастерства, будет стремиться к новым достижениям.
На этом этапе возникает проблема: большое количество абитуриентов просто не знает, какую профессию они хотели бы освоить. Вот тут как раз и необходима профориентация. Очень важна взаимосвязь школы с высшим учебным заведением. Представитель от вуза, проводя пояснительную беседу со школьниками старших классов, должен понятно разъяснить ученикам о профессиях, получаемых в данном учебном заведении, рассказать о специфике предполагаемой работы, о перспективах, которые ожидают специалиста после окончания данного вуза. Школьники должны иметь представление о характере предполагаемой профессии.
От степени подготовленности преподавателя, проводящего профориентацию, от его педагогического мастерства зависит, заинтересует ли данная профессия школьника, придёт ли он учиться именно в это учебное заведение или нет?
В настоящее время выбор профессий достаточно велик, все зависит в первую очередь от желаний самого абитуриента. Российские социологи составили рейтинг самых престижных профессий. В тройку лидеров вошли врачи, юристы и экономисты.
Профессия инженера хоть и вошла в десятку, однако обладает невысоким статусом в обществе. Число абитуриентов, желающих поступать на технические специальности, падает. Также среди поступающих много тех, кто имеет низкие баллы по ЕГЭ.
Многие абитуриенты поступают на обучение по техническим специальностям из-за невысокого конкурса. Для них важно только одно — только бы получить диплом о высшем образовании, а какой — не важно.
Это можно связать с отсутствием системного подхода к раннему выявлению людей, у которых есть тяга, интерес, талант к инженерному делу. В Советском Союзе была система, формирующая такой интерес, начиная с кружков юных техников, юных моделистов, судостроителей. Школьная программа поддерживала стремления ребят. Как правило, учителя физики, труда являлись руководителями подобных кружков в самих школах или такие кружки существовали в центрах дополнительного образования, куда привлекались соответствующие специалисты.
В настоящее время хорошие результаты показывает проведение различных олимпиад для школьников, в ходе которых абитуриенты получают хорошую подготовку и мотивацию для поступления в технические вузы.
Большинство новоиспечённых инженеров не работает по специальности, предпочитая другие профессии, где предлагают заманчивые условия труда или быстрый успех на трудовом поприще. Поэтому в настоящее время на производстве инженерные должности остаются вакантными. Не смотря на высокий уровень безработицы в стране, у нас нехватка инженеров, мало специалистов. На предприятиях приходится работать людям пенсионного возраста просто потому, что на их место нет замены.
Но здесь тоже не однозначная ситуация. Руководители предприятий, с одной стороны, сетуют на нехватку кадров, а с другой стороны, не всегда рады молодому специалисту. Конечно, знания и навыки, полученные в вузе, может быть, недостаточно полные, для того, чтобы сразу после окончания учёбы специалист был компетентен во всех сферах деятельности предприятия.
Конечно же, работодателю нужен специалист под конкретное производство и оборудование. Но тогда в этом случае нужна немного другая подготовка, более расширенная, а, следовательно, удлинение срока обучения неизбежно. Но здесь дело даже не в этом.
Неприятно признавать, но в последнее время качество школьного образования оставляло желать лучшего. С каждым годом математическая подготовка ухудшается, а профессия инженера непосредственно связана с математикой. Вместо того, чтобы читать первокурсникам лекции, преподавателям приходится объяснять студентам фактически школьный курс математики, физики.
Становится также очевидным важность личностного развития студентов, что требует индивидуализации обучения, повышения самостоятельности в учебной деятельности. Большая мотивация в обучении может возникнуть лишь на основе творческого освоения, как знаний некоторой предметной области, так и постановки практически важных задач, не решенных на сегодняшний день. Развитие творческих способностей невозможно только в рамках академических занятий. Нужно активное участие в научно-исследовательской работе кафедр, в инженерных разработках, тесные творческие и личные контакты с инженерами, конструкторами, исследователями. Формы такого взаимодействия разнообразны — это и участие в учебной исследовательской работе, и работа в студенческих конструкторских бюро, по хозяйственным договорам кафедр. Существенны для повышения мотивации и творческих способностей любые возможности практического использования знаний и внедрения студенческих разработок.
Нередко приходится слышать, что у нас недостаточно развито инженерное образование. На мой взгляд, это не совсем правильная формулировка. В настоящее время статус инженера приобрел прежнее исконно ему соответствующее содержание. Система обучения инженеров, оставив основу теоретических знаний, претерпела изменения в плане возможности обрабатывать и предоставлять информацию техники и других дидактических материалов.
Наиболее важным достижением России в инженерном образовании является организация подготовки инженеров нового типа, которых мы назовем инженерами-исследователями. Эта подготовка базируется на широком изучении таких фундаментальных наук, как математика, механика, физика, с целью устранения разрыва между «чистыми» и прикладными науками.
Конечно, проблема инженерного образования требует более тщательного изучения. Сейчас в России имеется большое количество инженерных учебных заведений, в которых работают высококвалифицированные преподавательские кадры, имеется достаточно оборудования, что позволяет будущим инженерам получать необходимые навыки и знания. Обновляются учебные программы, а учебные специальности организованы по большинству отраслей.
Можно сказать, что для развития технических наук созданы все благоприятные условия, что позволит повысить качество инженерного образования, которое приведет нашу страну к технологическому лидерству.
Литература:
1. Месяц, Г.А. Российское инженерное образование: проблемы и пути трансформации / Г.А. Месяц, Ю.П. Похолков // Инженерное образование. — 2003. — Вып. 1. — С. 5–10.
2. Смышляева, Л.Г. Активные образовательные технологии как условие реализации компетентностного подхода в высшей школе /Л.Г. Смышляева, Л.А. Сивицкая, Н.А. Качалов//Известия Томского политехнического университета. — 2006. — Т. 309. — № 5. — С.235–240.
3. Микитянский, В. В. Современные тенденции в технологии инженерного образования / В.В. Микитянский, Л.М. Микитянская //Вестник АГТУ. — 2004. — №1. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-tehnologii-inzhenernogo-obrazovaniya. — 09.04.2013.
4. Козлова, Н. В. Высшая техническая школа и инженерное образование в современных условиях. Психолого-акмеологический подход/ Н.В. Козлова, О.Г. Берестнева // Известия ТПУ. — 2006. — №2. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vysshaya-tehnicheskaya-shkola-i-inzhenernoe-obrazovanie-v-sovremennyh-usloviyah-psihologo-akmeologicheskiy-podhod. -09.04.2013.
5. Шеменев, Г. И. Философия и технические науки: [монография] / Г. И. Шеменев. — М.: Высш. шк., 1979. — 120 с.