Обучение студентов в вузах предполагает развитие научно-исследовательского потенциала, креативного мышления, обеспечивающего его дальнейшее совершенствование в профессиональной деятельности. Использование новых информационных технологий в образовании позволяет ускорить процесс формирования и развития познавательной самостоятельности студентов. Формирование навыков самостоятельной работы с учебной, научно-методической и справочной литературой, является неотъемлемой задачей учебных заведений.
Для усвоения увеличивающегося объема учебного материала за ограниченное время необходима интенсификация образовательного процесса за счет систематизации, структурирoвания информации. Выбор новых методов и активных средств также позволяет решить указанную проблему [2]. Одной из современных методик структурирования информации является использование ментальных карт. Автором методики «карты ума», способствующей творческому мышлению, запоминанию и организации умственной деятельности является психолог Тони Бьюзен. Он показал огромную роль использования образов в различных видах деятельности. В учебной деятельности наглядные пространственные модели, в которых отображается связь и отношения вещей, выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь тех или иных объектов [1].
Ментальные карты (Mind Mapping) — это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология изображения информации в особом графическом виде. Ментальные карты воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы и тексты, в силу того, что лучше соответствуют структуре человеческого мышления. Ментальные карты не являются альтернативой таблиц и графиков, а только дополняют их.
Данная методика позволяет уйти от одномерного линейного мышления к многомерному. С одной стороны, ментальная карта это простая древовидная структура, применяемая в привычных нам каталогах и дневниках. С другой стороны, карта ума отражает структуру мышления, присущую нашему мозгу. Инновация заключается в особом визуальном способе представления информации, в передаче ее не словами, а образами и цветом. Как отмечает Тони Бьюзен, открытием стало и то, что цвет — отличный инструмент для структуризации информации: ведь с помощью цвета можно одним вещам придать больший акцент, а другие сделать второстепенными [4]. Отмечено, что рисование карт — занятие куда более интересное и полезное, чем забивание информации в базу данных или занесение в файлы и каталоги. Фактически любой текст, событие, идею — все, что нужно проанализировать или запомнить, можно представить схематически, нарисовать [4].
Тони Бьюзен разработал методику составления ментальных карт для использования ее в обучении, преподавании, различной профессиональной деятельности.
Области применения ментальных карт различны: обучение; запоминание; презентации; планирование (управление временем, разработка новых проектов по школьным предметам);мозговой штурм (созревание новых идей, научное творчество, групповое решение сложных задач);принятие решений в сложных ситуациях.
В обучении применение ментальных карт необходимо для создания ясных и понятных конспектов, рефератов, проектов и научно-исследовательских работ. Происходит максимальная отдача от прочтения книг/учебников.
Структурирование и визуализация материала помогает при подготовке к зачётам, экзаменам, запоминании правил, а также и при воспроизведении. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), а также связанной с другими знаниями обучающегося, что в большей степени усиливает эффективность запоминания.
При использовании карт ума в презентации за меньшее время дается больше информации, так как при этом обучающиеся лучше понимают и запоминают материал. Объемная структура карты позволяет оратору в любой момент изменить направление выступления и не испытывать при этом затруднений (в отличие от линейного доклада).
Ментальные карты позволяют проводить четкий анализ всех «за» и «против» и получать в результате продуманное решение. Использование карт в преподавании при объяснении новой темы дает такие преимущества:
1. Сложные понятия могут быть разъяснены и представлены как часть системы. Четче определяются ключевые понятия и связи между ними. При этом снижается вероятность пропуска или неправильной интерпретации важных понятий.
2. При закреплении изученного материала облегчается понимание и запоминание учебного материала через визуализацию ключевых понятий и обобщение их отношений.
3. Использование ментальных карт при тестировании может помочь преподавателю оценить качество знаний через выявление неправильно понятых или пропущенных понятий [1].
В хорошей символической схеме учебный материал «упакован» так, что в устном его озвучивании можно многократно варьировать отдельными частями схемы. Вариативное синонимическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность. При этом должны быть как вербально, так и визуально выделены главные и вспомогательные информационные единицы схемы [3].
Все больше исследований, проводимых различными университетами, подтверждают, что ментальные карты повышают уровень креативности и продуктивности человека минимум на 300 %! [4] Использование методики «ментальные карты» помогает представить идеи, концепции, информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, даёт их целостное видение, облегчает запоминание содержащейся в карте информации, т. к. использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом. Использование «карт ума» обеспечивает повышение эффективности обучения и развития потребностей обучающихся в процессе обучения.
Литература:
1. Симонова, М. В. Использование ментальных карт в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения / М. В. Симонова // Научные исследования в образовании. — 2008. — № 6. — С.44–47.
2. Балан, И.В. Формирование познавательной самостоятельности студентов как ключевой профессиональной компетенции / И. В. Балан // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ. — 2014. –С. 2706–2711.
3. Назарова, О. В. Технология картирования знаний как фактор повышения качества обучения / О. В. Назарова, А. Г. Перов, С. П. Шмалько // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. — 2013. — № 89. — С. 1436–1445.
4. Супермышление — это просто! [Электронный ресурс]: Менеджмент.com.ua.:. Інтернет-портал для управлінців / И. Примак // «Управление компанией» — 2008. — № 2. — Режим доступа: http://www.management.com.ua/interview/int148.html. — 10.04.2015.