В современном образовательном пространстве обращает на себя внимание обилие источников различной информации. Нельзя не отметить, что огромную роль в приобретении новых знаний сегодня играет сеть Интернет. В ней можно найти информацию абсолютно любого характера и сложности. В данной статье мы предлагаем рассмотреть исследуемую нами проблему более подробно.
Выделяя проблему неоднородности и многокомпонентности информационного образовательного пространства мы, прежде всего, обращаем внимание на сопутствующие ему понятия, раскрывающие сущность исследуемого нами явления.
Прежде всего, мы выделяем понятие «информационная культура», под ним мы понимаем: «знания и навыки эффективного пользования информацией. Наличие информационной культуры предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования» [1].
Также, мы считаем необходимым обратиться к содержанию понятия «экологическая культура» как мере и способу реализации сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности [2, с. 48].
В свою очередь, мы отмечаем взаимосвязь между информационной культурой и экологической культурой, которая по нашему мнению находится в поле экологии человека [3], поскольку информация в наши дни представляет собой существенный экологический фактор, оказывающий влияние на человека в глобальной экосфере и задающий параметры устойчивого развития всех входящий в нее систем. В связи с этим, мы считаем возможным отметить синонимичность понятий информационная безопасность и экологическая безопасность, поскольку последствия связанных с ними катаклизмов, как отмечают эксперты, становятся все более сопоставимыми по ущербу [4].
Приведем в качестве подтверждения некоторые результаты эмпирического исследования, полученные в ходе анкетирования студентов четвертого курса факультета филологии (на базе МГПУ, бакалавриат, профиль – русский язык и литература) и второго курса факультета педагогики и психологии образования (на базе МосГУ, бакалавриат, профиль – дошкольное образование). Общая численность респондентов составила 106 человек.
Нами было установлено, каким источникам студенты отдают предпочтение для получения информации, а именно: 46% от общего числа опрошенных предпочитают пользоваться «специализированными информационными порталами», «телевидение» как источник информации используют – 41,5%. Отдельно хочется отметить, что «чтение печатных изданий газет и журналов», а также «получение информации с помощью социальных сетей» оказались приблизительно равны по числу выборов – приблизительно 30% каждый.
На вопрос: «Считаете ли Вы важной для себя проблему информационного загрязнения?» утвердительно ответило 84% опрошенных, 8,5% не считают проблему информационного загрязнения важной и 7,5% респондентов затруднились дать ответ. На рисунке 1 представлены данные по распределению интенсивности влияния информационного загрязнения в зависимости от источника, с точки зрения участников исследования:
Рис.1 – Распределение влияния по видам информационного загрязнения (индивидуальное отношение) (в %).
Мы считаем важным обратить внимание на тот факт, что 62,5% респондентов выражают потребность в ограничении времени пребывания в сети Интернет. Из них 35% считают, что им следует ограничивать себя в пользовании сетью Интернет из-за недостатка личного времени; 19% обосновывают это неэффективностью соотношения затрат собственного времени и результатов; 8,5% указали в причинах психо-физиологический дискомфорт, испытываемый ими при длительном пользовании сетью Интернет. Лишь 37,5% участников исследования чувствуют себя комфортно и уверенно «на просторах» глобальной сети.
Рис.2 – Как часто вы сталкиваетесь с недостоверной информацией в сети Интернет?
Из рисунка 2 мы видим преобладание ответов «часто» – 31,1% и «иногда» –52,8%, что позволяет говорить о том, что студенты испытывают негативное влияние недостоверной информации поступающей из сети Интернет.
Обращает на себя внимание тот факт, что на вопрос о том какие трудности испытывают студенты при поиске информации в сети интернет мы получили следующие ответы:
- 56,6% не испытывают проблем;
- 28,3% временами испытывают затруднения;
- 10,4% указывают, что им трудно искать необходимую информацию из-за обилия разных источников;
- 4,7% считают, что плохо ориентируются при поиске в сети Интернет.
Принимая во внимание все вышесказанное, мы можем утверждать, что в настоящий момент существует совершенно объективная потребность в поиске средств и методов минимизации воздействия информационного загрязнения, а также изучения механизмов проектирования обучающимся индивидуального информационно-образовательного пространства [5,6]. Таким решением, по нашему мнению, может стать разработка и внедрение понятия «эко-информационной компетентности». Чтобы определить содержание данного понятия, обратимся к понятию собственно «информационной компетентности».
Информационная компетентность – это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств [7, с. 35].
В свою очередь мы определяем понятие «эко-информационная компетентность» как способность и умение избирательно подходить к поиску и получению информации, критическое осмысление и соотнесение ее с личными установками и знаниями, а также с культурными нормами общества для формирования собственного отношения, отражаемого в мышлении и деятельности.
Литература:
1. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. НМЦ СПО, 1999. – 538 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://didacts.ru – 28.03.2015
2. Глазачев, С. Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Серия: Экос: Россия + Европа / Под ред. С. Н. Глазачева, В. И. Данилова-Данильяна, Д. Ж. Марковича. – Рязань. – 1998. – С. 36-44.
3. Гришаева, Ю. М. Экологическая культура в информационном обществе: к новым задачам образования / Ю. М. Гришаева // Вестник Международной академии наук. Русская секция, 2014. – Т.1. - №1 (7). – С. 36-38.
4. Гришаева, Ю. М. Экологическое образование как стратегия гуманизации / Ю. М. Гришаева // Вестник Государственного университета управления. – 2010. – № 23. – С. 24-26.
5. Гришаева, Ю. М. Модернизация технологий формирования экологической культуры студентов гуманитарного вуза: монография /С. Н. Глазачев, Ю. М. Гришаева, В. И. Косоножкин. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. – 204 с. – ISBN: 978-5-8288-1461-9
6. Гришаева, Ю. М. Проектирование педагогической системы формирования экопрофессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза / Ю. М. Гришаева //Акмеология. – 2012. – № 4. – С. 55-60.
7. Ионова, О. Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования // Дополнительное профессиональное образование. – 2006. – №4(28). – С. 34-36.