Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
В стандартах второго поколения цели изучения информатики предполагают подготовку учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. Поэтому дифференциация обучения является перспективным направлением в развитии образования и играет роль в развитии способностей, склонностей, познавательной активности учеников, нормализации учебной нагрузки обучаемых и т. д.
Обучение информатике эффективно в условиях дифференцированного обучения, где каждый ученик постигает знания и умения, составляющие содержание компьютерной грамотности, на определенном уровне, зависящем от его способностей, интересов, успеваемости, психологических особенностей и т. д. Именно это обучение позволяет реализовать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе.Имея различный уровень знаний и умений у учащихся, дифференцированное обучение приводит к поиску новых форм организации урока, да и всего процесса обучения в целом. Повышению эффективности обучения информатике способствует уровневая дифференциация.
Основными целевыми ориентациями уровневой дифференциации обучения информатике являются:
- обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;
- адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
Подбор заданий для выполнения осуществляется с учетом обязательных результатов обучения, межпредметных связей, практической направленности; уровней усвоения знаний учащимися (базового, среднего и высокого).
Построение урока информатики в условиях уровневой дифференциации обучения имеет следующие особенности:
1. Основные формы — лекции и лабораторный практикум.
2. Средствами в рамках реализации уровневой дифференциации обучения являются: система разноуровневых заданий; каталог наименований дополнительных теоретических материалов; специальные электронные учебные пособия и дидактический материал.
3. Выбор способов учебной работы школьника, побуждающий его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы.
4. Особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы.
Каждый ученик должен научиться самостоятельно добывать дополнительные знания, используя дополнительную научную и популярную литературу; электронные учебные пособия; образовательные сайты в Internet; профессиональные форумы и чаты, консультации специалистов. На основе полученных теоретических знаний учащиеся могут выбрать задания по нарастающему уровню сложности:
Базовый уровень. Задания этого уровня содержат в себе обязательный уровень обучения. Это репродуктивные упражнения с четким алгоритмом их выполнения.
Средний уровень. Задания требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Задания данного уровня — это мини-проекты, рассчитанные на одно занятие. При этом обговариваются цель, план и средства выполнения данного задания.
Высокий уровень. Задания творческого характера и повышенной трудности.
По такой нарастающей схеме каждый ученик начинает работу с базового уровня, постепенно поднимаясь до того уровня, который считает для себя необходимым. И от того, как в начале урока учитель поставит проблему, сможет ли заинтересовать учеников, зависит стремление детей выполнить больший объем заданий.
На уроках информатики используются индивидуальная и групповая дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа организуется на всех этапах обучения. При подборе заданий учитываю уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.
Групповая–на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. Применяются следующие виды групповой деятельности:
- кооперативная– разные группы выполняют отдельные части общего задания;
- индивидуализированная — каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
- дифференцированная– состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.
Таблица 1
Виды дифференцированных заданий
№ п/п |
Индивидуальная форма работы |
Групповая форма работы |
1 |
Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения |
Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения |
2 |
Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче |
Взаимодополняющие задачи с различными условиями |
3 |
Уровневые взаимосвязанные задачи |
Уровневые взаимодополняющие задания |
4 |
Индивидуальная самостоятельная работа |
– |
5 |
Задачи, допускающие несколько способов решения |
Творческие задания |
Таким образом, можно сказать, что в условиях уровневой дифференциации процесс обучения информатике является наиболее продуктивным. Уровневая дифференциация способствуют закреплению знаний, умений и навыков учащихся, активизируют их работу на уроке, повышают работоспособность. Правильно подобранные задания помогают учащимся с разным уровнем знаний раскрыть свои возможности, повышают интерес к предмету.
В результате получим следующие данные:
Уровневая дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления учебных заведений, "...определяющим фактором ее демократизации и гуманизации, средством установления оптимальных соотношений между потребностями общества в образованном потенциале его членов и личностной ориентацией каждого отдельного человека», предполагает такую организацию обучения, при которой учащиеся, обучаясь по одной программе, имеют возможность выбора уровня усвоения материала, но не ниже обязательных требований. Реализация уровневой дифференциации обучения поможет школе избавиться от необходимости учить всех одинаково, усилит гуманистическую направленность образования, снимет перегрузки, позволит учитывать особенности, возможности и интересы каждого ученика.
Литература:
1. Дахин, А. Н. К вопросу о разноуровневом обучении /А. Н. Дахин// Математика в школе. — 2003. — № 4. — С. 39.
3. Захарова, Т. Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы / Т. Б. Захарова. — М.: МЦНТИ, 1997. — 211 с.
4. Зенькова Л. А. Информатика и информация / Л. А. Зенькова // Информатика и образование. — 2011. — № 5. — C. 12–15.