Внеклассная работа занимает большое место в учебной деятельности учащихся. Она помогает им увидеть истинные возможности изучаемого иностранного языка и убедить их в том, что они изучают его «для жизни, а не для школы». Существует несколько видов внеклассной работы. Сюда можно отнести, на пример, факультативные занятия, тематические праздники, различные экскурсии. В данной работе нас будет интересовать экскурсия. Для данного вида внеклассной работы характерно проведение занятия вне стен учебного заведения. Перед учащимися ставится цель: пронаблюдать и изучить ситуации на практике в реальной действительности.
Задачей экскурсии является обогащение знаниями учащихся, развитие творческих способностей, а также установление связей теории с практикой. Экскурсия должна быть связана с учебным материалом. Тогда учащиеся приобретут опыт общения вне стен учебного заведения. Такая экскурсия предоставит учителю возможность полного использования методов обучения; предоставит возможность в неформальной обстановке изучить своих воспитанников, так как во внеурочное время лучше проявляются личностные качества детей. Если рассматривать экскурсии по типологии и структуре, то их можно разделить на программные и непрограммные, а по содержанию - на тематические и обзорные.
А если рассматривать по времени проведения относительно изучаемых на уроках учебных тем, то можно охарактеризовать их как вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии. Целью вводных экскурсий является предварение нового материала, который только предстоит изучить. В данной ситуации идет небольшой прирост лингвистического материала, в основном лексического – новый грамматический материал сводится к минимуму, его сущность будет раскрыта на занятии в классе. Сопутствующие экскурсии должны обеспечить полное понимание учебного материала школьниками, обогатить их словарный запас, расширить разговорную базу. Заключительные экскурсии необходимо проводить по окончании изучения той или иной лексической темы. Таким образом, нам удастся систематизировать знания школьников.
Рассмотрим, например, этап подготовки к программной экскурсии. Он сложен. Прежде необходимо соблюдение определенных требований: наладить работу самой системы экскурсионной работы в школе, совместить данный вид работы с централизованным планированием и руководством; заинтересовать самих педагогов в подготовке к экскурсии; определиться с образовательными задачами, т.к. они должны соответствовать задачам экскурсии, учесть уровень подготовки школьников, их возрастные и индивидуальные особенности. Затем учитель составляет подробный план экскурсии, определяет ее тип и структуру, готовит задания и дополнительные наглядности: схемы, таблицы и т.д.; обязательно разъясняет правила безопасности, инструктирует учащихся о порядке обработки новых материалов. Только тогда учащиеся могут приступить к выполнению задания. Необходимо, чтобы учащиеся осознавали цели выполняемой деятельности, они должны знать, что будут делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит их опыт. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приемами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и их опыта в иностранном языке. Необходимо видеть опоры в материале заданий, поэтому большую роль во время учебной экскурсии будет играть наглядность. Например, во время программной экскурсии на предприятие, где работают немецкие специалисты из Германии, учитель рассказывает об оборудовании по защите окружающей среды, иллюстрируя фотоснимки с использованием надписей с новыми лексическими единицами по теме «Защита окружающей среды».
Ему необходимо тщательно продумать и отобрать только те новые слова, которые будут соответствовать в первую очередь учебному материалу; руководить наблюдением учащихся; делать акцент на ситуативных деталях. Создается реальная ситуация, из которой учащийся стремится выйти, получив при этом опыт общения с носителем языка. Учитель должен смоделировать ситуацию общения таким образом, чтобы стимулировать речемыслительную деятельность учащихся. Ставя учащихся в реальную ситуацию важно предусмотреть обеспеченность ее языковым материалом. Существенным для обеспечения ситуации языковым материалом является выделение двух уровней речи: подготовленного и неподготовленного. Подготовленный уровень речи предполагает предварительное обеспечение ее языковым материалом со стороны обучающего или со стороны самого ученика. На экскурсии предпочтение отдается неподготовленной речи, так как она в данный конкретный момент осуществляется без всякой подготовки извне. Во время экскурсии диалог учащихся может переходить в монолог и наоборот.
В конце программной экскурсии учитель подводит итог: обсуждение проходит в форме полилога: высказывается впечатление от экскурсии, разъясняются спорные или непонятные вопросы. На занятии в классе необходимо будет закрепить полученные знания. Это необходимо сделать для систематизации полученных знаний. Во время диалога на занятии, учащиеся воспроизводят ту языковую среду, с которыми столкнулись, выделяют главное, получают задания подготовить рассказ на иностранном языке, написать сочинение или эссе. Этот вид внеклассной работы создает положительный эмоциональный фон на занятии, воспитывает определенную культуру самостоятельной работы и, рационально направляет ее на формирование методики учащихся в развитии речевых умений при овладении языковым материалом.
Литература:
1. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе /Л.Г. Денисова //Иностранные языки в школе. – 1989. – №2. – С. 47-49.
2. Ляэнеметс, У.Л. О применении языковых знаний вне урока /У.Л. Ляэнеметс //Иностранные языки в школе. – 1988. – №6. – С. 53-54.
3. Савина, С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе / С.Н. Савина. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
4. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Г.В. Рогова. – М.: Просвещение,1991. – 287с. – ISBN 5-09-001029-3