Современный образовательный процесс предполагает использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. В частности, применение ИКТ в вузе обусловлено рядом факторов:
- применение информационных компьютерных технологий на лекционных занятиях дает возможность более наглядного и доступного изложения материала;
- позволяет определить реальный уровень обязательной подготовки студентов-первокурсников;
- выявляет особенности мотивации к учению, интеллектуальные способности и качества личности как факторы дальнейшего успешного обучения студентов в вузе;
- применение современных технологий на занятиях отражает дух современности, в связи с чем все происходящее на занятии воспринимается студентами с большим интересом, что в конечном итоге положительно сказывается на уровне их успеваемости.
Ян Амос Коменский в своей работе «Великая дидактика» описал и теоретически подтвердил принцип наглядности, и пришел к выводу, что в основу познания и обучения положен чувственный опыт, что эффективность и системность обучения и воспитания зависят от степени перцепции всех органов чувств человека. В работе (1632 г.) Коменским упомянуто, что наглядность гарантируется зрительным восприятием вещей и явлений и вовлекает все органы чувств, для лучшего и более четкого восприятия. Он огласил принцип «всё — через самостоятельное наблюдение» и определил «золотое правило» дидактики: «всё, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: «видимое — для восприятия зрением», «слышимое — слухом», «запахи — обонянием», «что можно вкусить — вкусом», «доступное осязанию — путем осязания» [1].
Наглядность в понимании Коменского до сих пор является решающим фактором усвоения учебного материала. Он призывал к тому, чтобы учение зарождалось не со словесного пояснения о природе вещей, а основывалось на практическом опыте. Если наблюдаемые явления или процессы недосягаемы, то можно использовать визуальные пособия: картинки, модели, графики, рисунки и др. В настоящее время эффективным наглядным пособием является компьютер.
Использование компьютера является незаменимым при изучении выборочных разделов математики. Благодаря этому, геометрические фигуры достаточно сложных конструкций становятся доступными, интерполирование, экстраполирование, аппроксимация функций понятными, решение сложных нелинейных уравнений доступным для восприятия студентам.
В последние 4–8 лет в связи с падением уровня среднего образования актуальным становится вопрос о содержании и методах преподавания математики для студентов нематематических направлений подготовки бакалавров. В соответствии с государственными стандартами содержание курса математики весьма объёмно. Аудиторных часов, необходимых для изложения соответствующего материала, выделяется очень мало, а знания элементарной математики у студентов оставляют желать лучшего.
Фактором, усложняющим процесс освоения математики в вузе, является отсутствие точной стратегии внедрения методологических подходов, основанных на использовании электронных средств. Методический инструментарий, применяемый в лекционно-практическом обучении математике в вузах, проявляется в своеобразном противопоставлении традиционных и компьютеризированных ориентированно-образовательных подходов. Такое противостояние приводит либо к сведению роли электронных обучающих средств к «плакатной» наглядной учебной информации, либо к полному исчезновению живого общения участников учебного процесса и, как водится, почти не контролируемому «общению» с компьютером. Нетрудно предположить, что в обоих случаях, развивающие и менторские функции электронных образовательных средств осуществляются не так, как бы хотелось участникам процесса обучения.
Рациональное сочетание традиционных и компьютеризированно-ориентированных подходов в математической подготовке студентов нематематических направлений подготовки, воплощающееся за счет введения в структуру традиционных методов обучения — выполнимость применения электронных средств образовательного направления, может планироваться и воплощаться на разных уровнях с разной степенью конкретизации:
- при изучении курса «Математика»;
- при рассмотрении отдельных тем курса «Математика»;
- определенной темы наиболее «выигрышных» учебных занятиях (лекция, повторение, текущий контроль, практическое занятие, усвоение нового материала, экзамены, зачеты, тестирование и др.);
- на определенных наиболее «выигрышных» этапах предметного учебного занятия (разбор домашнего задания, освоение нового материала, повторение материала и др.);
- на учебных задачах практического содержания (задачи на введение понятия, задачи на обучение решению упражнений, профессионально направленные задачи и др.);
- на определенных наиболее «выигрышных» дидактических линиях постановки учебной задачи (проведении самостоятельной работы, контроля и диагностики, поддержки курса, индивидуального и дифференциального обучения, установления хорошей мотивации студентов, реализации принципа профессионализма и др.) [2–5].
Реализация образовательных стратегий, соответствующих установленному уровню обучения, предполагает осознание преподавателем места варианта использования электронных образовательных средств, при преподавании математики студентам, учитывая допустимую подготовленность студентов к пониманию материала в определенных обстоятельствах. Основным показателем разумного выбора электронного образовательного средства является его соответствие базовому традиционному методу, используемому в образовательном процессе.
Необходимо проанализировать связи электронных образовательных средств и традиционных методов обучения, например, при решении каких задач использование какого метода и какого поддерживающего его электронного образовательного средства более приветствуется; при каком уровне понимания содержания учебного материала, степени его «профессионального наполнения» особенно эффективно использовать тот или иной методический инструментарий [6].
Подготовка квалифицированных специалистов из слабых абитуриентов является для вуза сложной задачей. Но обеспечение соответствия традиционного метода с электронными средствами обучения на основе анализа определенной учебной задачи, которую предполагается решать с помощью выбранных средств и методов, а также индивидуализации особенностей участников учебного процесса и технического обеспечения позволит решить эту сложную задачу.
Литература:
1. Коменский, Я. А. Великая дидактика/Я. А. Коменский. М.: Медиа, 1939. — 288 с. — ISBN 978–5-458–26126–5.
2. Гагарина, Д. А. Решение задач предметной деятельности как основа организации занятий по информатике для студентов гуманитарных направлений // Современные проблемы математики и ее прикладные аспекты: материалы всерос. науч.-прак. конф., Пермь: Перм. Ун-т, Перм пед ун-т., 2010. — С. 140.
3. Гагарина, Д. А. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как средство формирования гуманитарной составляющей высшего профессионального образования: монография / Д. А. Гагарина. — Пермь, 2010. — 178 с.
4. Гагарина, Д.А., Хеннер, Е. К. Структура высокоразвитой информационно-образовательной среды инновационного университета // Университетское управление: практика и анализ. — 2009. — № 3. — С.69–73.
5. Гагарина, Д. А. Диагностика готовности студентов-первокурсников к использованию ИКТ // Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника университета начала XXI века: материалы всерос. науч.-практ. конф., Перм. ун-т, 13–15 ноября 2007 г.– Пермь, 2007. — С.93–94.
6. Дроздов, Н. Д. История и методология прикладной математики: учебн. пособие / Н. Д. Дроздов. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. — 303 с.