Локальные нормативные акты вне системы нормативных правовых актов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 473 раза

Библиографическое описание:

Пестова, Т. П. Локальные нормативные акты вне системы нормативных правовых актов / Т. П. Пестова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19362/ (дата обращения: 18.12.2024).

В 2014 году Министерство юстиции Российской Федерации подготовило проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» [1].

Еще в 1996 году, когда предпринимались попытки принятия Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» [2].

В пояснительной записке к данному законопроекту было отмечено следующее: «В ходе осуществления конституционной реформы создается практически новая правовая система, отражающая потребности качественно нового этапа развития российского общества. Этим объясняется насущная потребность в урегулировании правотворческого процесса, упорядочении видов и форм издаваемых нормативных актов, установлении их соотношения между собой. Действующее законодательство Российской Федерации неполно регулирует различные стороны правотворчества, до сих пор отсутствует определение понятия и видов нормативных правовых актов, полномочий правотворческих органов, не регламентирован порядок подготовки и оформления проектов актов. Это осложняет взаимоотношения между участниками процесса создания правовых актов, отрицательно оказывается на качестве актов, оперативности их принятия, что нарушает системные связи между ними и приводит к возникновению многочисленных юридических противоречий и коллизий…» [3].

В настоящее время, обозначенные в Пояснительной записке к Законопроекту 1996 года проблемы, как никогда актуальны. Правотворческий процесс различных субъектов требует должной правовой регламентации, дабы обеспечить качество нормативных правовых актов, так же нуждаются в упорядочении виды и формы нормативных правовых актов.

В Законопректе 2014 года нормативный правовой акт определяется как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанный на многократное применение.

Законопроект выделяет следующие виды и формы нормативных правовых актов:

1) законы и подзаконные;

2) основные, производные, вспомогательные и дополнительные;

3) общие и специальные;

4) нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, а так же муниципальные нормативные правовые акты.

Примечательно, что законопроект устанавливает два исключения из перечня нормативных правовых актов:

во-первых, это правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций;

во-вторых, локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права. Но, относительно локального нормативного акта, делается оговорка, что он не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.

Следовательно, если выходить за рамки толкования норм указанного выше законопроекта, то локальные нормативные акты — это вид нормативных правовых актов, но вне системы нормативных правовых актов в Российской Федерации.

На наш взгляд, подобный подход разработчиков законопроекта к установлению системы нормативных правовых актов в Российской Федерации и круга субъектов правотворчества оставляет за «бортом» достаточно важное правовое явление общественной жизни — локальный нормативный акт, тогда как «…подчиняясь общим системообразующим правовым принципам, являются неотъемлемой и необходимой составной частью нормативно-правовой системы Российской Федерации, обеспечивают ее структурную целостность и функциональную результативность» [4]. И если вопросы определения порядка их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации и другие вопросы возможно урегулировать на локальном уровне, то, на наш взгляд, установление их юридической силы, соотношения с иными нормативными правовыми актами — это вопросы, которые необходимо урегулировать на уровне федерального законодательства. Нуждается в должной правовой регламентации и вопросы определения содержании дефиниции «локальный нормативный акт», и классификации локальных нормативных актов, которые до сих пор не является устоявшимися и общепризнанным как в юридической науке, так и в нормотворческой практике.

А пока, мы вынуждены констатировать, тот факт, что в настоящее время качество локальных нормативных актов оставляет желать лучшего. В качестве причин низкого уровня локального нормотворчества можно выделить следующее:

1) правовой нигилизм субъектов локального нормотворчества;

2) смешанный характер локальных нормативных актов, т.е. сочетание в данном источнике норм локального права и индивидуальных предписаний;

3) передача норм федерального и регионального законодательства, муниципально-правовых норм через локальные нормативные акты;

4) пренебрежение инфраструктурными правилами, т.е. нормами, обеспечивающими упорядоченность в массиве локальных правовых норм и т.д.

Проблемы в сфере локального нормотворчества, в том числепроблема включения локальных нормативных актов в систему нормативных правовых актов,которая имеет как теоретический, так и прагматический интерес, не должны «уходить из поля зрения» законодателя, поскольку локальные нормативные акты — это один из инструментов, с помощью которых возможны дальнейшее развитие институтов гражданского общества, оптимизация процессов централизации и децентрализации государственного, муниципального и локального управления. Именно локальные нормативные акты позволяют учесть все особенности и специфику регулирования весьма разнообразных общественных отношений, характерных для отдельно взятой организации, учитывая при этом приоритетные для общества и государства социальные, экономические, политические, хозяйственные задачи.

 

Литература:

1.                  О нормативных правовых актах в Российской Федерации: проект Федерального закона по состоянию на 26 декабря 2014. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

2.                  О нормативных правовых актах Российской Федерации: законопроект № 96700088–2. — Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru.

3.                  О нормативных правовых актах Российской Федерации: пояснительная записка к законопроекту № 96700088–2. — Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru.

4.                  Рубайло, Э. А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации / Э. А. Рубайло // Журнал российского права, 2010. — Режим доступа. — http://www.juristlib.ru/book_7943.html.

 

Основные термины (генерируются автоматически): акт, Российская Федерация, локальное нормотворчество, локальный нормативный акт, нормативный правовой акт, должная правовая регламентация, законопроект, норма, Пояснительная записка, правотворческий процесс.


Похожие статьи

Понятие и признаки локальных нормативно-правовых актов

Система действия региональных правовых актов субъекта Российской Федерации

Юридическая природа нормативно-правовых актов (на примере правоохранительных органов)

Особенности деления на виды и классификация нормативно-правовых актов правоохранительных органов

Функции и принципы государственного управления как объекта административно-правового регулирования

Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

Правовая природа и преимущества предписания как акта органа государственного контроля

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы правового регулирования

Местные исполнительные органы государственной власти как объект конституционно-правового регулирования

Механизм локально-правового регулирования как объект локально-правовой политики

Похожие статьи

Понятие и признаки локальных нормативно-правовых актов

Система действия региональных правовых актов субъекта Российской Федерации

Юридическая природа нормативно-правовых актов (на примере правоохранительных органов)

Особенности деления на виды и классификация нормативно-правовых актов правоохранительных органов

Функции и принципы государственного управления как объекта административно-правового регулирования

Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

Правовая природа и преимущества предписания как акта органа государственного контроля

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы правового регулирования

Местные исполнительные органы государственной власти как объект конституционно-правового регулирования

Механизм локально-правового регулирования как объект локально-правовой политики

Задать вопрос