В современном российском обществе в последние годы одной из основных значимых проблем является значительное снижение уровня физического и психического здоровья молодого поколения, рост числа заболеваний, имеющих психосоматическое проявление. К тому же данная ситуация усугубляется снижением интереса к занятиям физической культурой у молодых людей — будущего поколения конкурентоспособных специалистов, носящих пролонгированный характер для нашего общества [1].
Физическое воспитание, являясь важнейшим элементом в системе воспитания молодежи, представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу [2].
В настоящее время система физического воспитания в современной образовательной среде характеризуется поиском новых, эффективных путей решения задач по укреплению и сохранению здоровья студентов, привлечения их к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Руководствуясь современной Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., одним из приоритетных направлений физического воспитания и физической культуры является поиск новых привлекательных форм организации учебных и внеучебных занятий, методов и средств, обеспечивающих укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовленности молодежи.
В связи с этим, во многих высших учебных заведениях появился широкий выбор различных направлений учебных и самостоятельных форм занятий физической культурой, которые в полной мере удовлетворяют разнообразные потребности студентов и в двигательной активности, и в оздоровлении организма, а так же их личным предпочтениям. Причем двигательная активность рассматривается в соответствии с физической подготовленностью и индивидуальными особенностями студентов.
На сегодняшний день, откликаясь на вызовы времени, в сфере физической культуры все чаще разрабатываются и применяются большое количество современных инновационных технологий обучения в образовательном процессе.
Такой подход обеспечил наличие новых направлений, методик, средств, занятий физической культурой в системе высшего профессионального образования. Немаловажную роль, при этом играет то, что большое число современных направлений занятий физическими упражнениями и новых видов спорта (фитнес, аэробика, каланетика, пилатес) предполагает использование дополнительного оборудования (степ-платформы, фитболы, бодибар, гимнастические коврики), которое значительно повышает эффективность выполнения физических упражнений. Но самое интересное и важное, что на таких занятиях в качестве основных средств, наряду с физическими упражнениями, выступает музыка, а в частности, музыкальное сопровождение.
Исторически сложилось так, что, что на протяжении тысячелетий музыка имеет очень тесную связь с физической культурой, с её основным средством — физическими упражнениями.
С. В. Шушарджан в книге «Музыкотерапия и резервы человеческого организма» (1998) указывает, что ещё корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на её целебную силу воздействия. Они отмечали, что музыка решает в обществе определенные задачи, она способна управлять сознанием и поведением Людей, регулировать их умственную и физическую деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы [2]. Столь значительные функциональные возможности музыки обуславливает перспективы её специального использования в учебном процессе физического воспитания студентов.
В нашем учебном заведении музыкальное сопровождение получило широкое распространение на занятиях физической культуры с элементами атлетической, ритмической гимнастики, фитнеса, аэробики. И как показала практика, выполнение физических упражнений под музыку имеет большое значение для решения многих двигательных задач, поставленных перед студентами.
С целью подтверждения эффективности применения музыки на занятиях физической культурой, для студентов первого и второго курса был подобран конкретный комплекс традиционной системы упражнений на развитие силовой выносливости, предусмотренный разделом гимнастики (атлетическая и ритмическая). Комплекс упражнений, состоящий из 8 упражнений на силовую выносливость и 4 упражнений на стрейчинг (растяжение) был включен в основную часть учебного занятия, кроме этого были подобраны упражнения для подготовительной и заключительной его части. Для студентов первого курса занятия проводились с элементами ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение, а для второго — под руководством преподавателя методом круговой тренировки в формате традиционного учебного занятия.
Основной отличительной особенностью занятия для первокурсников была музыка, которая сопровождала все три его части: подготовительную, основную и заключительную. При подборе музыкального сопровождения учитывалось соответствие музыки содержанию упражнений и возрасту студентов, темп исполнения упражнения и соответствующий ему темп выбранного музыкального произведения, четкость и равномерность метрического отсчета, плавный переход музыкальных фрагментов для каждого отдельного упражнения, нужную контрастность частей музыкального сопровождения, необходимость общего культурного, эстетического воспитания. Для каждого упражнения была подобрана конкретная музыкальная композиция отдельно, затем составлена музыкальная программа к трем комплексам упражнений (подготовительный, основной, заключительный). Все упражнения выполнялись непрерывно, переходя от одного к другому без остановок, то есть поточно. Это метод хорошо зарекомендовал себя для кардио и аэробных нагрузок. Обязательным условием занятия было применение в заключительной его части (заминки) музыкальной композиции, способствующей отдыху, снятию утомления и восстановления сил, то есть, успокаивающей музыки. Она положительно содействовала снижению нагрузки, физического и психоэмоционального напряжения и перехода организма студента в относительно спокойное состояние. Под успокаивающую музыку проводились дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении на растягивание мышц.
На заключительном занятии раздела гимнастики со студентами был проведен анкетированный опрос по выявлению эффективности и личного интереса к занятию физической культуры с применением музыки для первого курса и без него — для студентов второго курса. Подводя итоги данного опроса, выявилось, что 95 % первокурсников считают занятия физической культуры с музыкальным сопровождением интересными и эффективными. Многие студенты отметили, что сопроводительная музыка в зависимости от цели её применения, способствовала повышению работоспособности (45 %), развитию координации движений (54 %), воспитывала у занимающихся чувство и понимание ритма (34 %), ускоряла процессы овладения техникой движения (80 %). Опрошенные студенты второго курса по итогу проведенных занятий положительно отметили только предложенный комплекс упражнений, для развития силовой выносливости (70 %), моторную плотность занятия (65 %), а вот эмоциональный фон занятия не способствовал повышению работоспособности, поэтому уже на третьем круге выполнения физических упражнений у 45 % из опрошенных наблюдалось значительное её снижение.
Таким образом, можно констатировать, что методически грамотный выбор музыкального сопровождения на занятиях физической культурой является важным условием для правильной организации занятия, а грамотное его применение является важным средством повышения их эффективности и качества. Качество таких занятий характеризуется обеспечением студентов благоприятным психоэмоциональным состоянием в процессе физкультурных занятий, повышением работоспособности студентов, активизацией волевых усилий, а так же комплексным оздоровлением студентов.
Литература:
1. Войлоков A. M. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и путей воспитания интереса к ним: автореф. дис.... канд. пед. наук.- Л.: ГДОиФК им. М. Ф. Лесгафта, 1972.- 22 с.
2. Шушарджан, С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С. В. Шушарджан, М.: АОЗТ «Антидор», 1998. — 419 с.
3. Сайкина, Е. Г., Смирнова, Ю. В. Психологические аспекты музыкального сопровождения на оздоровительных занятиях физическими упражнениями // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность: Сб. матер. Всеросс. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летнему юбилею д-ра пед. наук, проф. А. А. Нестерова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — Ч. 2. — С. 46–52.
4. Коджаспиров, Ю. Г. Функциональная музыка на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. — 1987. — № 1. — С. 28–30; № 2. — С. 28–29; № 4. — С. 22–25.
5. Хаирова, Т. Н. Педагогические условия формирования нравственных качеств студентов на занятиях физической культурой и спортом / Л. Б. Дижонова, Л. Н. Слепова, С. П. Липовцев // Известия ВолгГТУ, серия Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе.– 2012. — Вып. 9. — № 11(98). — С.158–160.