В послевоенный период постепенно улучшаются бытовые условия жизни населения Южного Урала, государство обращало пристальное внимание на культурно-бытовое обслуживание населения: улучшается работа транспортной системы, расширяется сеть бытовых и санитарно-технических предприятий. Развитие банно-прачечного хозяйства, сети парикмахерских должно было обеспечить государству один из источников доходов в бюджет. Так, если в 1948 г. сумма накоплений от работы бань Челябинской области составляла 237,2 тыс. рублей, парикмахерских – 400,9 тыс. рублей, то в 1953 году они равнялись соответственно 1412,8 и 1304 тыс. рублей. Всего с 1948 по 1953 г. бюджет Челябинской области за счет работы бань и парикмахерских увеличился на 10 113,3 тыс. рублей [1].
Количество городских коммунальных бань в послевоенные годы значительных изменений не претерпело. Сокращение количества бань в отдельные годы происходило за счет закрытия ветхих, плохо приспособленных помещений. Так, в 1945 году в Челябинской области функционировало 12 коммунальных бань, в 1953 г. их число равнялось 11. Но, несмотря на уменьшение бань на 1 единицу, количество посетителей в 1953 г. по сравнению с 1945 г. увеличилось в 1,6 раза и составило 2704,2 тыс. человек. Всего за период с 1945 по 1953 г. услугами банных учреждений воспользовалось 19 324,8 тыс. человек. В Чкаловской области количество бань с 1946 по 1953 г. увеличилось на 1 единицу (с 10 до 11). И если в 1947 г. бани обслуживали 2400 тыс. посетителей, то в 1953 г. – 2900 тыс. человек.
За первое полугодие 1946 года бани Челябинской области выполнили 43,1% годового плана, а бани Чкаловской области – 36,8% годового плана. По сравнению с 1945 годом работа бань резко ухудшилась. Так, если за 1945 год баня г. Сатка обслужила 36,6 тыс. человек, то в 1946 году всего 18,5 тыс., в Миассе соответствующие показатели упали с 243,8 тыс. до 185,2 тыс. человек, в Верхне-Уральске – с 13,4 тыс. до 12,3 тыс. посетителей, в Магнитогорске – с 243,8 тыс. до 185,2 тыс. В Чкалове баня № 1 обслужила 255,5 тыс. посетителей, что меньше предыдущего года на 231 тыс. человек [2].
Причинами уменьшения количества посетителей бань послужили: сильная изношенность оборудования во время войны, недостаток обслуживающего персонала, плохое хранение одежды, очереди, простои из-за недостатка топлива, затянутые сроки ремонта помещений и оборудования. Так, например, баня № 4 г. Челябинска была в ремонте 3,5 месяца, хотя предполагалось произвести ремонт за 1,5 месяца [3].
Для улучшения работы бань и прачечных в 1946 году Совет Министров РСФСР издает постановление от 25 апреля 1946 г. «О мероприятиях по дальнейшему развитию городского хозяйства», по которому обязал обл- и горисполкомы к 1 ноября 1946 года закончить ремонт бань и при них иметь двухмесячный запас топлива; укомплектовать рабочей силой конторы банно-прачечных трестов, восстановить ранее действующие самодеятельные прачечные при домоуправлениях и организовать новые; обеспечить двухсменную работу прачечных; организовать сеть приемно-сдаточных пунктов белья; при банях организовать мастерские по починке и глажке белья, киоски с безалкогольной продукцией, мочалками и вениками.
В первом полугодии 1946 года в Чкаловской области 31,3% бань было закрыто на ремонт, 12,9% не работало из-за недостатка топлива; в Челябинской области – соответственно 27,2% и 67,8%. Простои бань по Чкаловской области составили 29,9% к общему числу место-дней, по Челябинской области – 26,2% [4]. Но к 1953 г. эти недостатки в основном были изжиты.
В послевоенные годы наблюдается незначительный рост количества прачечных. Так, если в 1945 г. в Челябинской области насчитывалось 3 городских коммунальных прачечных, то в 1950 г. – 4.
Как и во всех областях коммунального хозяйства, прачечные после войны ощущали недостаток оборудования, зачастую располагались в неприспособленных помещениях, что сказывалось на их работе.
В 1945 году в Челябинской области имелось всего три города, в которых имелись прачечные в количестве трех единиц; в Чкаловской области – всего одна прачечная в областном центре. При этом прачечная в Чкаловской области в 1945-1947 гг. не работала совсем, а показатели работы прачечных по пропуску белья Челябинской области составили 67,3% по сравнению с предыдущим годом [5].
При обследовании одной из прачечных города Челябинска было установлено, что за первое полугодие 1946 года было обработано 30 тонн белья, что меньше плана на 70 тонн. При этом себестоимость стирки 1 кг белья составила 197 копеек, что выше плана на 24 копейки [5].
С 1945 по 1953 г. работа прачечных значительно улучшилась. Так, если в 1945 г. прачечные Челябинской области обработали 411,5 т сухого белья, то в 1953 г. уже 1140,6 т. В Чкаловской области количество обработанного белья с 1951 по 1953 г. увеличилось с 354,3 до 565,2 т [6].
Развитие банно-прачечного хозяйства и парикмахерских в первое послевоенное десятилетие шло по восходящей линии. Определенный провал в их работе наблюдался в 1947 году и был обусловлен отменой карточной системы, проводимой денежной реформой, что оказало влияние на финансовое положение населения в стране.
Восстановление системы коммунального обслуживания в условиях дефицита государственных средств не обошлось без издержек для населения. В первые послевоенные годы происходил рост стоимости коммунально-бытовых услуг. Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1948 г. «Об изменении тарифов на коммунальные услуги» плату за проезд в трамвае повысилась до 30 копеек, за помывку в бане – до 150 копеек, за стирку 1 кг белья в прачечных – до 2 рублей, за электроэнергию – до 40 копеек [7].
В 1945 г. в Челябинской области стоимость услуг прачечных за 1 кг сухого белья составила 155,2 коп. В 1949 г. тариф увеличился по сравнению с 1945 г. на 8,1 коп., а в 1950 г. он уже составлял 180,9 коп. Всего с 1945 по 1953 г. стоимость прачечных услуг выросла в 1,2 раза. Сумма денежных накоплений от работы прачечных с 1950 по 1953 г. увеличилась в 5,1 раза – с 69 030 до 349 600 рублей [8].
С 1948 г. на 26% по сравнению с 1947 г. были подняты цены на услуги банного хозяйства в Челябинской области. Если в 1945 г. цена за одну помывку составляла 118,7 коп., в 1947 г. – 117,8 коп., то в 1950 г. – 150,5 коп. К 1953 году стоимость одной помывки увеличилась еще на 39,9 коп. и составила 191,4 коп. Таким образом, с 1945 по 1953 г. стоимость услуг бань увеличилась в 1,6 раза. Сумма годовых накоплений, полученная от работы бань, в 1948 г. составила 237,2 тыс. рублей, в 1949 г. она увеличилась на 276,2 тыс. рублей, а в 1953 г. бани приносили доход в 1412,8 тыс. рублей как за счет возросшего тарифа на услуги банного хозяйства, так и за счет постоянно увеличивающегося количества посетителей [9].
В первые послевоенные годы происходит расширение сети парикмахерских на Южном Урале. Так, в 1945 г. в Челябинской области действовало 48 парикмахерских, а в 1949 г. – 61. В Чкаловской области число городских парикмахерских с 1945 по 1953 г. выросло на 31 единицу (с 19 до 50).
В работе парикмахерских Челябинской области рост цен на услуги произошел в 1946 г. и фактически без существенных изменений сохранялся до 1953 г. Если в 1945 г. один посетитель за визит в парикмахерскую платил 219,8 коп., то в 1946 г. уже 310,6 коп., до 1950 г. тариф незначительно снижается – до 297,6 коп., а в последующие годы увеличивается и в 1953 г. составляет 314,5 коп. Несмотря на незначительное увеличение тарифа за услуги парикмахерских, накопления за данный вид бытового обслуживания населения выросли с 400,9 тыс. рублей в 1948 г. до 1304 тыс. в 1953 г. Увеличение доходности парикмахерских в 3,3 раза произошло за счет возросшей сети клиентуры [10].
Развитие электросетей привело к тому, что электричество все в большем объеме стало входить в повседневную жизнь граждан. При этом электрифицированным оказалось и село. В феврале 1945 г. советское правительство приняло постановление «О развитии сельской электрификации». В 1945 г. строительство сельских электростанций было организовано главным образом на основе трудового участия колхозников. Оплата оборудования и монтажные работы проводились за счет средств колхоза. Большую помощь в электрификации сельского хозяйства в промышленно развитых областях Урала оказывали предприятия как местного, так и союзного значения. Государственный план электрификации уральских областей был значительно превышен по инициативе местных властей [11]. Вследствие этого в Челябинской области к 1953 г. МТС были электрифицированы на 100%, совхозы – на 92%, колхозы – на 43,5%, В Чкаловской области соответственно на 96%, 95% и 14,3% [11]. В 1947 г. в Челябинской области 1 кВт-час стоил 32 руб. 45 коп. В 1949 г. население за кВт-час платило уже 43,3 коп., т.е. на 33% больше. Самая высокая плата за электричество была установлена в 1951 г. – 43,4 коп., а затем начинается ее постепенное снижение до 38 коп. в 1953 г., что можно объяснить уменьшением себестоимости производства электрической энергии [12].
В послевоенный период повышается также плата за проезд пассажиров. В 1946 г. житель Челябинской области мог проехать на трамвае за 20 коп., в 1948 г. плата за билет составляла 30 коп, а к 1953 г. она увеличилась до 32,45 коп. Несмотря на увеличение платы за проезд и постоянно возрастающее количество пассажиров, из-за нехватки машин, плохого состояния трамвайного пути и подвижного состава транспортное управление терпит убытки. Так, если в бюджет Челябинской области в 1947 году от перевозки пассажиров на трамвае поступило 812,1 тыс. рублей, то в 1951 г. план по накоплению даже не смогли выполнить и убыток составил 68,6 тыс. рублей. В 1953 г. доход от работы трамваев составил 124 тыс. рублей [13].
Решение задач в культурно-бытовой сфере в изучаемый период затруднялось в первую очередь хроническим дефицитом средств, вызванным последствиями войны и характером проводимой внутренней и внешней политики. Государство тратило огромные средства на мероприятия в области социальной политики, но распределение средств было неравномерным и зависело от нужд и потребностей государства. Если в 1945-1948 гг. проблемы жилищно-коммунального хозяйства решались крайне медленно, происходило их накопление и обострение, то дополнительные капиталовложения в эту сферу позволили к началу 1950-х годов улучшить уровень коммунального обслуживания населения. Вместе с тем в городах по-прежнему остро стояли вопросы водоснабжения, канализационного обеспечения, транспортного сообщения. Деревня продолжала жить без удобств, за исключением начавшего входить в дома сельчан электричества.
В целом же из-за урона, нанесенного войной Советскому Союзу, необходимости восстановления народного хозяйства и укрепления обороноспособности страны развитие социальной инфраструктуры в стране, в том числе и на Южном Урале, было недостаточным.
Литература:
1. ОГАЧО. Ф. Р-1061. Оп. 3. Д. 29. Л. 16, 24, 31; Д. 38. Л. 1—3. Д. 34. Л. 1—12.
2. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 6. Д. 4542. Л. 5, 12, 25
3. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 6. Д. 4542. Л. 5, 12, 25
4. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 6. Д. 3172. Л. 70
5. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 6. Д. 3172. Л. 37.
6. ОГАЧО. Ф. Р-1061. Оп. 3. Д. 38. Л. 3; Д. 29, Л. 80; Народное хозяйство Чкаловской области. Чкалов, 1957. С. 98.
7. ГАОО. Ф. Р-362. Оп. 4. Д. 1. Л. 41, 64.
8. ОГАЧО. Ф. Р-1061. Оп. 3. Д. 38. Л. 1—3; Д. 34. Л. 10—11; Д. 29. Л. 18, 31, 80.
9. ОГАЧО. Ф. Р-1061. Оп. 3. Д. 38. Л. 1—3; Д. 34. Л. 10—11; Д. 29. Л. 16, 18, 24, 31, 80.
10. ОГАЧО. Ф. Р-1061. Оп. 3. Д. 38. Л. 1—3;. Д. 34. Л. 10—11; Д. 29. Л. 18, 31, 80.
11. Хисамутдинова, Р. Р. Аграрная политика Советского государства и ее осуществление на Урале (1940 - март 1953 гг.): дис. ... д-ра ист. наук / Р. Р. Хисамутдинова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 729 с.
12. ОГАЧО. Ф. Р-1061. Оп. 3. Д. 38. Л. 1—3. Д. 34. Л. 10—11; Д. 29. Л. 18, 31, 80.
13. ОГАЧО. Ф. Р-1061. Оп. 3. Д. 38. Л. 1—3. Д. 34. Л. 10—11; Д. 29. Л. 18, 31, 80.