Ключевые слова: электронное обучение, мотивация студентов, современные технологии, нетрадиционный подход, индивидуализация обучения
Если мы будем учить сегодняшних студентов также как вчерашних,
мы украдем у них будущее
Джон Дьюи
Времена меняются. Сегодня уже не разумно предполагать, что хорошо оплачиваемую работу можно получить без университетского диплома. Изменяются и студенты. Они более разнообразны по возрасту, этнической принадлежности и целям, чем когда-либо прежде. И, они технологически подкованы. Образовательные учреждения выражают желание лучше удовлетворять потребности изменяющейся и разнообразной студенческой аудитории.
Как же учреждения высшего профессионального образования могут быть успешными в условиях таких изменений? Более чем когда-либо, планирование успеха означает, знание и понимание студентов: какие они сегодня, и какими они будут завтра. Если высшее образование действительно намерено поставить студентов в центр, оно должно думать о тех, кому оно будет служить и о мнении, взглядах и приоритетах следующего поколения студентов.
Предположение, что сегодняшние студенты такие же, как и предыдущие поколения, может быть ошибочным. Банально, но верно, что технология оказывает глубокое влияние на то, как, где и когда мы работаем, учимся, и живем. Отношения и ожидания, выработанные в формирующейся культуре обслуживания, влияют на ожидания университетов. Влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) отчетливо прослеживается в нашей молодежи. Сейчас появляется принципиально новое поколение высоких технологий онлайн-обучения, которое в корне отличается от классического дистанционного образования. Эти технологии поистине революционны — они позволяют студентам совмещать обучение со стажировками в других странах. А сочетание такого дистанционного образования с очным форматом дает студентам куда более разнообразный набор знаний и умений, чем это способен сделать традиционный очный формат. Кроме того, высокие технологии способствуют более тесному общению между студентами, а также студентов с преподавателями, что, свою очередь, дает новые возможности для отслеживания успеваемости обучающихся [1].
Сегодняшний подросток представляет собой совершенно другое поколение в отличие от 22-летнего студента. Они выросли с разными установками и ожиданиями. С самых ранних лет, они научились сортировать и управлять огромными объемами информации. И вместо того, чтобы рассматривать компьютеры как машины для обработки и анализа данных, они рассматривают технологию как естественное продолжение их жизни: для работы, развлечений и обучения.
Люди — продукты среды; ИКТ являются влиятельной частью этой среды. Это влияние неразрывно связано со стилем обучения и особенностями студентов следующего поколения. Большинство признаёт, что педагоги и образовательные учреждения отстают от нового поколения студентов в их использовании и внедрении технологий. Возможно ли представить себе высшее образование, стоящее на шаг впереди завтрашних студентов?
В июне 2013 года корпорация Microsoft собрала вместе группу из руководителей высших учебных заведений, специалистов и студентов, многие из которых работают над передовыми образовательными средами, чтобы обсудить студента следующего поколения. Целью встречи являлось описание студента следующего поколения и определение отличительных черт, которые влияют на способы, которыми университеты привлекают, обучают и поддерживают такого студента.
По их мнению, сегодняшние выпускники университетов являются частью переходного поколения. Они соединяют две культуры, чувствуя себя комфортно в традиционных условиях обучения и будучи привязанными к своим сотовым телефонам, обмену мгновенными сообщениями и электронной почте. То, что отличает их от предыдущих поколений студентов — это их количество, их характеристики и их разнообразные потребности и предпочтения в обучении.
Сегодняшние студенты размывают границы, которые отделяют работу, социальную жизнь и обучение. Они четко знают, чего они хотят и что они должны уметь, чтобы добиться успеха (Рис.1)
Рис. 1. Карьерные цели и необходимые навыки
Что касается способов получения необходимых для себя навыков, современное поколение привыкло добывать их совсем не так, как этого от них ожидает традиционная система образования. Вот девять способов отработки и получения навыков, расположенных в порядке убывания по предпочтениям молодёжи:
- обучение на практике;
- добровольные проекты и волонтёрство;
- обучение на месте работы;
- конференции и мероприятия;
- тренинги;
- учебные заведения (лишь на шестом месте!);
- самостоятельное изучение литературы;
- получение знаний через единомышленников и коллег;
- онлайн-курсы и e-learning (лишь на девятом месте, что говорит о том, насколько пока несовершенны системы дистанционного обучения и о том, что нынешние студенты еще не являются представителями поколения «цифровых аборигенов») [2].
А что же представляют из себя студенты, поступающие в университеты этой осенью? Они поколение тысячелетия и родились с 1993 по 2000 год. Представители этого поколения обладают рядом черт, которые они приобрели благодаря их родителям. Они тяготеют к групповой деятельности, придерживаются ценностей своих родителей, и проводят больше времени за выполнением домашних заданий и работы по дому и меньше времени перед телевизором, чем те, кто на несколько лет старше них. Они пребывают почти в полном неведении о временах до эпохи Интернета.
Они провели годы своего становления в сильно структурированных средах. Они выросли в культуре насажденной терроризмом, героизмом, патриотизмом и глобализацией. Они уверены в себе и самонадеянны. Они считают, что круто быть умным и очарованы новыми технологиями. Эти студенты нового поколения отличаются от своих старших братьев, сестер и сверстников не просто потому, что они были воспитаны на Интернете, видеоиграх и родителями, которые заботились о них — все это значительно повлияло на их поведение и отношение; они отличаются, потому что они не вписываются в один профиль учащегося.
Они представляют собой поколение, которое нельзя обобщить. Как пишет Клер Рейнс, это поколение является общительным, оптимистичным, талантливым, хорошо образованным, открытым, влиятельным и ориентированным на достижения. Они приходят на рабочее место с более высокими ожиданиями, чем любое поколение до них. Если мы хотим, чтобы высшее образование успешно воспитывало это поколение, оно должно быть готово инвестировать в обучающие среды, которые по определению не одинаковы для всех, которые структурированы как гибкая форма обучения и более ориентированы на результат, чем когда-либо прежде. Возможно, даже больше, чем их родители, преподаватели и методисты, представители этого поколения хотят увидеть связь между тем, где они находятся и куда они идут, когда дело доходит до их образования.
В настоящее время разрыв между преподавателем и студентом увеличивается больше, чем когда-либо. Роли меняются. Вместо руководства, студенты следующего поколения ожидают, что преподаватели будут их направлять и инструктировать. Студенты сегодня гораздо увереннее в выражении себя, они ясно дают понять, что они не хотят, чтобы их поучали, игнорировали или им было скучно.
Проблемы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения значительны. Студенты ожидают, что их учебные материалы будут доступны онлайн, что их преподаватели будут опытными в области электронного обучения и научат их использовать и применять системы управления курсами. Помимо этих изменений, университеты просят внедрять новые методы и стили обучения. Даже схема размещения в классе изменяется таким образом, что студенты находятся в центре.
Изменение обучения с ориентированного на учителя на ориентированное на студентов является одной из самых важных задач, с которой учителя могут начать. Позвольте студентам говорить, слушайте их. Они должны осуществлять различные виды деятельности, чтобы построить свои новые знания на основе тех, которыми они уже обладают.
Предоставьте им инструменты для получения знаний. Помните, что производить значит создавать нечто новое и оригинальное. Студенты не должны больше сидеть спокойно как коробочки, в которые преподаватели вкладывают знания, не зная эффективен процесс обучения или нет. Они должны двигаться, познавать, экспериментировать, приобретать связи. Если преподаватель будет объяснять студентам, что означают слова сладкий и соленый, студентам будет тяжело его понять. Но если он принесет в класс попкорн и конфеты, чтобы они ощутили разницу, значение этих слов станет более, чем понятным и данный опыт останется у студентов на всю жизнь в памяти.
С другой стороны, современные студенты должны знать, как получить необходимую информацию из огромного числа электронных и онлайн ресурсов, и самое сложное — они должны научиться выбирать из этого разнообразия именно то, что им нужно. Преподаватели должны помочь им выработать навыки критического мышления, чтобы они поняли, что нельзя верить всему, что они читают или слышат. Использование электронных инструментов ответственным образом является частью эффективной коммуникации, которую нужно развить у студентов.
Сегодняшние студенты — совершенно четко нетрадиционные: они моложе, учатся на дневной форме и воспитаны на технологиях. Именно студент, как личность, это тот, кто будет в конечном счете, формировать и изменять высшее образование, а не одно поколение или массовый рынок учащихся. Обучение — это сложный и многогранный процесс и учащиеся сами будут влиять на поставщиков обучения.
Процессы, которые делают возможным получение качественного образования в соответствии с индивидуальными потребностями, будут отличительной чертой успешных учреждений образования.
Интернет обучение развивается и электронные коммуникации изменяют способ взаимодействия преподавателей и студентов. Следующее поколение студентов может действительно считать, что высшее образование не слишком далеко позади. Студенты, преподаватели, администраторы, и сотрудники должны работать вместе, лучше понимая потребности учащихся, стили обучения и образовательные варианты, чтобы следующее поколение студентов оказалось самым образованным поколением, которое принесет пользу этого образования себе, своей семье и обществу.
Литература:
1. Правоторов В. Студентам будущего нужны будут уже не обычные вузы, а мультиуниверситеты. URL: http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/news/Santiago-Iniguez-Instituto-de-Empresa-Interview. (дата обращения: 03.05.2015)
2. Ширшова Л. Мир заслуживает хорошего образования: данные всемирного опроса молодежи. URL: https://newtonew.com/analytics/mir-zasluzhivaet-horoshego-obrazovanija-dannye-vsemirnogo-oprosa-molodezhi
3. Ching G. Improving education with 17,000 youth voices. URL: http://www.huffingtonpost.com/gordon-ching/improving-education-with-_b_6204494.html?utm_hp_ref=mostpopular
4. Perna L. Preparing Today's Students for Tomorrow's Jobs in Metropolitan America. URL: http://www.upenn.edu/pennpress/book/15051.html. (дата обращения: 15.03.2015)