Развитие мировой экономики, наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов, порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных отраслей промышленности. Усиливается вероятность финансовых кризисов, растет риск зависимости той или иной отрасли народного хозяйства и информационного пространства от воздействия извне. Одним из главных целевых параметров в конкурентной среде становится обеспечение финансовой устойчивости организации на основе оптимизации формирования и использования ресурсов. В этой ситуации существенно актуализируется роль эффективного управления и планирования именно финансовых ресурсов. Бюджетирование является первым рубежом в разработке системы экономического управления и содействует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия. Также можно констатировать, что бюджетирование — это важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми фактами хозяйственной жизни организации, направленное на координацию экономических процессов и, как следствие, на повышение её конкурентоспособности.
У компании, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, должен быть план стратегического развития. Успешные компании создают такой план не на основе статистических данных и их проекции на будущее, а, базируясь на видении того, какой должна стать компания через определенное время. И только после этого они решают, что следует сделать сегодня, чтобы добиться поставленной цели завтра. В процессе достижения поставленных целей возможны отклонения от заданного параметра, и предприятию приходится в данных ситуациях просчитывать различные варианты своих дальнейших действий. Инструментом для таких расчетов и является бюджетирование.
Из вышеуказанного следует, что управление предприятием невозможно без финансового планирования, а также контроля за выполнением разработанных финансовых планов. Следовательно, планирование и контроль результата деятельности хозяйствующего субъекта стали невозможными без формирования различных видов бюджетов.
Бюджет, который отхватывает общую деятельность организации, называется главным. Его суть — объединить планы структурных подразделений (частных бюджетов).
Статичные разрабатываются исходя из одного объема продаж, а гибкие бюджеты — исходя из разных уровней объема продаж. При этом переменные расходы планируются исходя из объема продаж, а постоянные — общей суммой.
Вся процедура бюджетирования должна быть организована таким образом, чтобы на последнем этапе руководство получало три основные бюджетные формы: бюджет доходов и расходов; бюджет движения денежных средств; прогнозный баланс.
Некоторые предприятия считают достаточным составление только одного бюджета: доходов и расходов или движения денежных средств. Однако для эффективного планирования деятельности компании на выходе целесообразно получать все три бюджетные формы. Бюджетом доходов и расходов определяется экономическая эффективность деятельности хозяйствующего субъекта, в бюджете движения денежных средств непосредственно планируют финансовые потоки, а прогнозный баланс отражает экономический потенциал и финансовое состояние предприятия.
Все итоговые формы заполняются на основании операционных бюджетов (бюджета продаж, бюджета производства и др.). Нужно отметить, что после составления бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса работа по планированию не заканчивается. Во-первых, полученные данные являются исходными для управленческого анализа, во-вторых, начинается стадия коррекции, согласований, решения проблемных вопросов. Весь процесс бюджетирования выходит на второй круг, и в результате одна часть количественной информации переходит в категорию «обязательной к исполнению», а другая — в категорию ближайших уточненных планов.
Таким образом, бюджетирование является ключевым элементом системы внутрифирменного контроля и корректировки дальнейшего развития организации. Бюджетный контроль позволяет оперативно отслеживать отклонения от заданных целевых значений и выявлять тенденции развития компании. Также бюджетирование позволяет заранее оценивать будущие результаты управленческих решений, которые нужно принимать уже сегодня [4].
Далее более подробно остановимся на порядке составления бюджета движения денежных средств организации. Он является составной частью бюджетной архитектуры любой организации и представляет собой утвержденный внутренний документ, позволяющий прогнозировать денежные потоки и управлять ликвидностью. Объектом бюджетного планирования в данном случае являются денежные средства и их эквиваленты, которые формируют входящие и исходящие денежные потоки.
Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающих абсолютной ликвидностью, то есть немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Абсолютно платежеспособными предприятиями считаются предприятия, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Кроме того, предприятию необходимы определенные запасы резервных денежных средств для оплаты возможных непредвиденных обстоятельств, а также для осуществления неожиданных и выгодных инвестиций. Однако всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, т.е к снижению эффективности их использования, а в условиях инфляции — к прямым потерям за счет их обесценивания.
Уровень несбалансированности денежных потоков, т. е. приток и отток денег обуславливает увеличение или уменьшения остатков денежной наличности. Превышение оттоков над притоками приводит к нехватке денежных средств и увеличению потребности в кредите, и наоборот, превышение притоков над оттоками увеличивает остаток денежной наличности.
Чтобы оценить синхронность поступлений и платежей, раскрыть реальное движение денежных средств на предприятии, а также увязать величину полученного финансового результата с состоянием денежных средств, следует определить все направления поступления денежных средств, а также их выбытия. Направления движения денежных средств принято рассматривать в разрезе основных видов деятельности — текущей, инвестиционной, финансовой.
Отток денежных средств в рамках текущей деятельности связан с уплатой по счетам поставщиков, отчислениям в фонды социального страхования и обеспечения, расчетами с бюджетом, выплатой заработной платы; приток — в первую очередь, с получением выручки от реализации продукции, авансов от покупателей и заказчиков, а также выполнения работ и оказания услуг. Эти источники могут быть двух видов: внешние и внутренние. Внешние поступления — это кредиты и инвестиции любого происхождения. Внутренние поступления делятся на две группы: доходы от реализации и оказания услуг, а также внереализованные доходы, являющиеся как бы побочным продуктом основной хозяйственной деятельности. Поступления денежных средств от текущей деятельности определяют возможности предприятия по его дальнейшему существованию и развитию, выплаты дивидендов собственникам и выплаты долгов. В связи с этим в структуре сметы денежных средств предприятия денежные потоки текущей деятельности являются определяющими. Предприятие не сможет эффективно осуществлять свою деятельность в том случае, если итоговый результат данного раздела представляет выбытие денежных средств.
Движение денежных средств в разрезе инвестиционной деятельности связано с приобретением (реализацией) имущества, имеющего долгосрочное использование. В первую очередь это касается поступления (выбытия) основных средств и нематериальных активов.
Финансовая деятельность предприятия связана с притоком средств вследствие получения краткосрочных и долгосрочных и долгосрочных займов и кредитов и их оттоком в виде погашения задолженности по полученным ранее кредитам и выплате дивидендов.
Бюджет движения денежных средств (план денежных потоков) отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и денежных эквивалентов, а также других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюджетном периоде. Значение этого документа в бизнесе все время возрастает. Хотя еще совсем недавно и в Российской Федерации, и за рубежом должного внимания ему в управлении не уделялось. В настоящее время именно бюджет движения денежных средств является главным документом в системе внутрифирменных бюджетов [5].
При подготовке бюджета движения денежных средств используется информация из рассмотренных выше бюджетов. Например, из плана продаж берется информация о суммах поступления денежных средств от реализации продукции. Из бюджета прямых материальных затрат — информация о суммах выплат, связанных с заготовлением материалов. Из бюджета прямых затрат на оплату труда — информация о суммах выплат по заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды.
Формирование бюджета движения денежных средств обеспечивает сбалансированность поступления и использования денежных средств организации на предстоящий период. Если в бюджете доходов и расходов в какие-то периоды могут быть запланированы убытки в расчете на то, что будущая прибыль перекроет убытки прошлых лет, то в бюджете движения денежных средств все поступления денежных средств в любое время должны превышать их использование в тот же период. Так называемое конечное сальдо (а не денежный поток) в бюджете движения денежных средств должно быть обязательно положительным.
Бюджет движения денежных средств составляется на весь бюджетный период с помесячной детализацией. Внутри бюджетного периода данный бюджет всегда имеет детальную разбивку на подпериоды, поскольку его главная задача — обеспечить планирование бизнеса и контроль за его ликвидностью, разрыв которой (т. е. образование отрицательного конечного сальдо) нежелателен даже на один день. Следовательно, он имеет как минимум помесячную разбивку.
Однако, несмотря на то, что бюджет движения денежных средств относится к внутрифирменным отчетам управленческого учета, первичная информация о движении денежных средств формируется на основе данных бухгалтерского учета.
Современные формы отчетов по движению денежных средств можно разделить на две группы: обязательные с позиций законодательства и не имеющие регламентированной основы. Отчеты, не имеющие регламентированной основы, формируются исходя из внутренних информационных потребностей хозяйствующих субъектов о потоках денежных средств. Наличие внутренних и внешних видов отчетов обусловлено тем, что отчетность, регламентированная законодательством, необходима, но недостаточна для принятия обоснованных управленческих решений, управленческая отчетность необязательна с точки зрения законодательства, но нужна для эффективного управления предприятием.
Законодательно утвержденная внешняя отчетность представлена типовыми формами бюджета движения денежных средств. Соответственно, отражение денежного потока для информационного обеспечения системы управления формируется в системе бюджета движения денежных средств предприятия.
В настоящее время существуют законодательно регламентированные (типовые) формы отчетов о движении денежных средств различных хозяйствующих субъектов. Все типовые формы входят в состав годовой бухгалтерской отчетности и не предусматривают представления данных по движению денежных средств за менее короткие сроки. Группировка статей этих документов представлена по разделам, не обладающим симметричностью структуры входящего и исходящего денежных потоков. Плановые показатели не предусмотрены. Методические рекомендации, относящиеся к данным документам, определяют распределение денежного потока в соответствии со структурой типовой формы, не использующейся в повседневной практике учета денежных средств.
В настоящее время классификация статей (справочника) движения денежных средств и определение соответствия хозяйственной операции и статьи не имеют методологической и регламентной основы в бухгалтерском учете, что создает проблемы в области системных подходов к процессу формирования отчетности по движению денежных средств и повышения ее аналитических свойств.
Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Как уже отмечалось он входит в состав годовой бухгалтерской отчетности организации, его содержание и форма регламентируются нормативными актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации. Согласно п.29 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 № 43н) отчет о движении денежных средств должен содержать следующие числовые показатели [2]:
Остаток денежных средств на начало отчетного периода
Поступило денежных средств — всего
в том числе:
от продажи продукции, товаров, работ и услуг
от продажи основных средств и иного имущества
авансы, полученные от покупателей (заказчиков)
бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование
кредиты и займы полученные
дивиденды, проценты по финансовым вложениям
прочие поступления
Направлено денежных средств — всего
в том числе:
на оплату товаров, работ, услуг
на оплату труда
на отчисления в государственные внебюджетные фонды
на выдачу авансов
на финансовые вложения
на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам
на расчеты с бюджетом
на оплату процентов по полученным кредитам, займам
прочие выплаты, перечисления
Остаток денежных средств на конец отчетного периода.
Форма отчета о движении денежных средств утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. 04.12.2012) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и Положением по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011 (приказ Минфина России от 02.02.2011 № 11н) [3].
Для целей анализа по возможности желательно обеспечить сопоставимость и единый формат бюджета движения денежных средств и отчета о движении денежных средств.
Есть два распространенных метода подготовки этого документа: прямой и косвенный.
Суть прямого метода заключается в том, что последовательно рассчитываются основные поступления и основные выплаты от операционной деятельности, разница между которыми составляет чистый приток или чистый отток денег за счет операционной деятельности.
Бюджет движения денежных средств составляют прямым методом при решении задачи обеспечения бездефицитности бюджета движения денежных средств и для определения направлений вложения свободных движения денежных средств. Такой метод позволяет получить точную картину движения денежных средств, но подразумевает грамотно построенную систему учета.
Для общей картины достаточно увидеть сколько денежных средств поступило на расчетные счета. Однако система бюджетного управления строится, как правило, с разбивкой на бюджетные центры, поэтому необходим механизм получения информации с детализацией движения денег. Таким образом, для получения управленческой отчетности по бюджету движения денежных средств в разрезе структурных подразделений, предпочтительно использовать прямой метод.
Бюджет движения денежных средств можно также составлять и косвенным методом. Такой формат бюджета движения денежных средств используется для другой цели, а именно для выяснения взаимосвязи между финансовыми потоками, финансовым результатов и изменением финансового положения. Данный метод применяется только к операционной деятельности и позволяет оценить сгенерированный ею денежный поток. Для этого полученная операционная прибыль корректируется на амортизацию (не денежная статья расходов) и изменение оборотного капитала. Данный способ эффективен в силу того, что позволяет быстро построить бюджет предприятия, подразделения и даже отдельного проекта.
Равенство денежных потоков свидетельствует о правильности составления бюджета. В случае расхождения двух отчетов необходимо проверить правильность формирования результирующих (возможно, какое-либо число не попало в отчет) и операционных бюджетов.
Применение того или иного метода зависит от ситуации, Совет по МСФО (Совет по Международным стандартам финансовой отчетности) поощряет компании, которые использую прямой метод. По нашему мнению явное преимущество прямого метода состоит в том, что данный метод позволяет предоставить такую информацию, с помощью которой можно скорректировать и оценить будущие денежные потоки, что не может быть достигнуто с помощью косвенного метода. Таким образом, составление разными методами бюджета денежных средств позволяет получить точный анализ объемов и структуры денежных потоков предприятия. В результате мы получаем полную картину о финансовых, операционных и инвестиционных денежных потоков организации за рассматриваемый период, что в дальнейшем даст нам информацию о сильных и слабых сторон предприятия.
В процессе текущего управления бюджет движения денежных средств трансформируется в платежный календарь — график поступлений и оплат. В платежном календаре статьи бюджета детализируются до конкретных операций с указанием суммы, контрагента и срока. Платежный календарь является инструментом контроля так называемых кассовых разрывов, для недопущения которых или откладываются выплаты, или прилагаются усилия по сбору выручки, или привлекаются займы. Платежный календарь легко автоматизируется и является распространенным способом управления деятельностью организации.
Литература:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. 04.11.2014 № 344-ФЗ). Принят Государственной Думой 22.11.2011. Одобрен Советом Федерации 29.11.2011 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 50 — С. 7344.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010 № 142н) // Экономика и жизнь. — 1999. — № 35.
3. Положением по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.02.2011 № 11н // Российская газета, № 87, 22.04.2011
4. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / М. А. Вахрушина. — 6-е изд., доп. и перераб. — М.: Омега — Л, 2011. — 576 с.
5. Волкова О. Н. Управленческий учет: учеб./ О. Н. Волкова — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 209. — 472 с.
6. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет / К.Друри, пер. с англ. Н. Д. Эриашвили. — М.:Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 560 с.
7. Хорнгрен Ч., Фостер Д. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Ч.Хорнгрен, Д.Фостер. — М.: Финансы и статистика, 1995.- 416с.