Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 25.05.2015

Статья просмотрена: 444 раза

Библиографическое описание:

Моисеев, А. А. Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих / А. А. Моисеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1755-1758. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19410/ (дата обращения: 16.11.2024).

Происходящие в мире изменения, возникшие в результате формирования новой архитектуры мира, обуславливают необходимость подготовки нового типа квалифицированных специалистов осуществляющих профессиональную деятельность в социальных системах. Профессии, связанные с работой в социальных группах, требуют от специалистов специфических личностных качеств, знаний, навыков, умений и других характеристик. Наиболее ярким примером данного типа профессий, от результата деятельности сотрудников которых значительно зависит благосостояние больших социальных групп, является государственная служба (сферы медицины, образования, обороны, правопорядка, политическая деятельность и др.).

Важной составляющей в системе подготовки, отвечающего требованиям времени сотрудников профессий, связанных с работой в социальных системах, выступает формирование у них мотивации профессиональной деятельности.

Мотивация определяет важнейшее психическое образование личности и ее направленность. Она является основным компонентом психологической системы деятельности. Поэтому выявление ее сущности и закономерностей будет способствовать выработке представлений о психологических свойствах и мотивах личности сотрудника. Необходимо отметить, что от степени и содержания мотивации зависит как результат деятельности, так и накал ее напряженности, а так же удовлетворенность результатами вложенного труда.

Обращаясь к первоосновам зарождения профессиональной мотивации государственных служащих, как научной проблемы, необходимо отметить, что ее предпосылки, в явном или неявном, виде представлены в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля и др.

Именно тогда, еще в 800–200 гг до н. э., и сформировались все те учения осевого времени, которые способствовали как рациональному переосмыслению существующих до того норм и традиций, так и формированию и воспроизводству рационалистических ценностей и основанных на них социальных институтов [1].

Среди концепций подготовки профессиональных кадров, заинтересованности (мотивации) их деятельности особое место принадлежит учению Конфуция. Он создал школу, основанную на культовых стандартных учениях, где человек учился познавать самого себя наряду с основами общественного бытия. В своей концепции, среди других актуальных и поныне требований, он уделял особое внимание патриотизму и ответственности населения Китая за благополучие государства. По его утверждению это важнейшее свойство личности уже в молодости должно быть сформировано у граждан. «Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься». Именно так всегда говорил великий ученый, когда дело касалось государственной службы [2]. Такой подход в обучении позволил многим его ученикам достигнуть просвещения и успехов в последующей профессиональной деятельности.

В работах античных ученых, которые рассматривали данную проблему как соотношение объективных и субъективных категорий сущего, были сформулированы основные требования, предъявляемые к профессиональным качествам государственных служащих и воинов, многие из которых сохраняют свою актуальность и сейчас.

Например, Платон (427–347 до н. э.) — автор таких выдающихся произведений, как «Государство», «Политик», «Законы», он утверждает, что не должно быть вражды воинов по отношению к своим согражданам, ибо их цель — охрана свободы государства, служение государственной пользе, и они не могут ни в коем случае действовать вопреки ей [3]. Цели, на которые акцентировал внимание Платон, являются основой мотивационного поведения субъекта.

Его последователь Аристотель в работе «Этика», относит идеи общего блага, государства, справедливости и законности в качестве основополагающего стимулирующего фактора служения государству. Аристотель определил ценность военной силы государства, предлагая считать заботу о военных делах прекрасной, хотя и не высшей и главной целью всего, а лишь средством к ее достижению [4].

Аристотель, как и Платон, утверждает, что война ведется ради мира. Справедливой он считает войну для подчинения тех, кто не желает подчиняться, но должен. Вооруженная охрана нужна там, где правят законы, чтобы они исполнялись [5]. Его идеи служили для воинов существенным мотивом для честного выполнения военного и гражданского долга.

Яркий представитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли обстоятельно рассматривает отношения власти с народом. Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. По его мнению, правителям ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к власти со стороны народа [6].

В дальнейшем эти идеи получили свое развитие в трудах Дж. Локка, Т. Гоббса, Г. Гегеля, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина и других классиков.

Например, Т. Гоббс под безопасностью понимал не одну лишь безопасность голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных им законным путем, безопасным и безвредным для государства [7]. Сохранение этих благ, по его мнению, служит важнейшим стимулом для ответственного выполнения воинами служебных обязанностей.

Г. Гегель, в своих научных трудах, указывал на ценность постоянной армии как особого и необходимого сословия, которое называл также сословием храбрости. Согласно Гегелю, истинная храбрость культурных народов заключается в готовности жертвовать собой на службе государству [8]. А для этого необходимо создавать соответствующую систему духовных и материальных стимулов.

В отечественной науке мотивация, как научная категория, исследовалась в трудах Бердяева H. A., который в своих работах скрупулезно проанализировал и показал внутренний мотивационный мир русского человека и гражданина. А также в научных работах Ильина И. А. Ему принадлежит целый ряд идей, характерных для силовых структур, в частности, в его работе «О сопротивлении злу силой». В этом научном труде, рассуждая о мотивационной сфере, он утверждает, что человек, имеющий здоровое правосознание — есть свободный субъект прав, он имеет волю к лояльности (законопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он составляет живую опору правопорядка, самоуправления, армии и государства. В то же время, человек, лишенный правосознания, «подобен зверю» и «ведет себя как волк». Способный только к повиновению из страха, он превращается в волка, как только страх отпадает. Человек без чувства ответственности и чести не способен ни к личному, ни к общественному самоуправлению, а потому не способен и к демократии [9].

Физическая сила, т. е. способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека — необходима государственной власти, но отнюдь не составляет основного способа действий, присущего государству. Из этих рассуждений Ильина вытекает, что органы государства, осуществляющие применение силы, должны быть не органами насилия, а органами принуждения (понуждения, пресечения, защиты). Насилие и принуждение далеко не одно и то же, а, наоборот, совсем разные, противоположные способы действий по своей направленности. Силовые органы государства должны быть органами принуждения и не должны быть органами насилия. В противном случае — это не государственный орган, а вооруженная банда [10].

Общественный проект для России Ильин И. А. выстраивает путем синтеза универсальных идей права, государства, свободы, с русской государственной традицией, учитывая российскую государственную реальность, используя богатый фактический материал, накопленный как отечественной, так и зарубежной историей, что послужит важнейшим мотивом для консолидации общества.

Как известно, термин «мотивация» получил широкое применение в работах А. Шопенгауэра, в частности, в его научном труде «О четверояком корне закона достаточного основания» [11].

Мотивации, как научной категории, большое внимание уделялось в трудах С. Рубинштейна, Леонтьева А. Н., Л. И. Божовича, В. Г. Асеева, Б. И. Додонова, и др., где она (мотивация) представлена в качестве сложной системы, включающей иерархизированные структуры. Они составляют относительно устойчивое единство компонентов, целостности объекта системы.

Вместе с тем мотивация профессиональной деятельности, как научная проблема стимулирования и заинтересованности людей в эффективном производстве возникла с момента зарождения коллективного труда и формирования государства как политического института. Особенно важную роль мотивация играла в стимулировании людей, занимающихся профессиональной деятельностью в социальной сфере, что требовало особой заинтересованности субъектов в ответственном решении возложенных на них профессиональных задач.

Наиболее глубоко вопросы психологии профессионализации, по мнению автора статьи, рассмотрены в трудах известного русского ученого Е. А. Климова. В своих исследованиях он, в соответствии с различимыми разновидностями объектных систем, выделил пять типов профессий, один из которых, «человек-человек». Данный тип наиболее полно характеризует исследуемую автором статьи группу профессий. В соответствии с классификацией Климова Е. А., предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста [12]. Одними из основных качеств, которые очень важны в работе людей, занятых в профессиях типа «человек-человек», Климов Е. А. определил: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении. Данные качества определяются, в большей степени, профессиональной направленностью сотрудника, его мотивации профессиональной деятельности (желание работать в социальной сфере, повышенный интерес к объекту своей деятельности, заинтересованность в результате своей деятельности и др.).

Таким образом, исходя из кратко проведенного исторического и научного анализа развития «мотивации», как важнейшей составляющей психологической системы деятельности, можно предположить что профессиональная мотивация государственного служащего выступает в качестве стабильного личностного компонента, выработанной субъектом своей позиции, его отношения к поставленной задаче и определенным путям ее решения под воздействием различных факторов. Профессиональная мотивация государственного служащего является одной из основных качественных характеристик его профессиональной пригодности и должна учитываться при назначении его на должность.

Она (мотивация) имеет свою систему, иерархию и выполняет многообразные функции на протяжении всей профессиональной жизнедеятельности субъекта.

К функциям мотивации следует отнести такие, как: побуждающую (активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней), направляющую (обусловливает сущность цели в любом виде профессиональной деятельности), регулирующую (предопределяет систему ценностных ориентаций, основополагающие мотивы профессиональной деятельности). Данное обстоятельство подтверждает, что мотивация предопределяет не только конкретный вид поведения, но и присутствует на всех этапах такого поведения. Данный факт необходимо учитывать не только в процессе приема на работу и ввода в должность государственных служащих, но и сопровождения их в процессе профессиональной деятельности через сохранение и формирование личностных мотивов, таких как: потребность в профессиональной деятельности, установки, цели, чувство профессионального (служебного) долга, интересы, идеалы и др.

 

Литература:

 

1.                  Котухов А. Н., Тынянова О. Н. К вопросу о философских истоках и ценностных основаниях профессиональной подготовки сотрудников силовых органов. Электронное научное издание альманах Пространство и время. Т.7 Вып.1 2014.

2.                  Конфуций: афоризмы и притчи. М.:ЭКСМО, 2012.

3.                  Платон. Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3, ч. 1. С. 327.

4.                  Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 603.

5.                  Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 480.

6.                  URL: http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt

7.                  Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. С. 346.

8.                  Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 361–362.

9.                  Ильин И. А. О грядущей России. — М.: Лиана, 1993. — С 31.

10.              Ильин И. А. Соч.в 2-х т. Т.1. -М.: Медиум, 1993. — с 186.

11.              Шопенгаур А. О четверояком корне закона достаточного основания. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru.

12.              Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. Издательский центр «Академия», 2004.

 

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, мотивация, профессиональная мотивация, работа, тип профессий, государственная служба, кой случай, научная категория, орган насилия, социальная сфера.


Похожие статьи

Психологическое сопровождение развития карьерной компетентности государственных служащих в профессиональной деятельности

Правовая грамотность работников как основной механизм реализации охраны труда на производстве

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Похожие статьи

Психологическое сопровождение развития карьерной компетентности государственных служащих в профессиональной деятельности

Правовая грамотность работников как основной механизм реализации охраны труда на производстве

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Задать вопрос