Значительную часть узбекского устного народного-художественного творчества составляют эпосы. Исполнение дастанов является одним из древнейших видов искусства. Это творчество передавалось из поколения в поколение, от наставника к ученику устно, что стало причиной эпического расширения репертуара. В результате исследований были определены многочисленные школы сказителей (бахши): Булунгур, Курган, Нарпай, Шерабад, Байсун, Чирокчи, Камай. Это значит, что бахши - эпический исполнитель играющий большую роль, как исполнитель народного эпоса. Благодаря силе эпической памяти и уровню знания поэтов-бахши, такие монументальные произведения, как “Алпомыш”, “Гуругли”, “Рустамхон” занимают значимое место в мировой культуре. Народный эпос, отражающий события и историю, можно разделить на три тематические группы. Это сказания героического, романтического и исторического характера. Хотя все народные эпосы изучаются как три больших раздела, в каждом разделе имеются свои внутренние различительные особенности. К примеру, дастаны романтического характера имеют героически-романтические, жизненно-романтические, батальные и книжные варианты. Среди романтических дастанов, важное место занимает эпос “Гуругли”. В данном цикле, Гуругли выступает в образе главного предводителя узбеков и туркменов, он - законный правитель, герой, защитник Родины от врагов, наставник многих богатырей, и потому в репертуаре сказителей “Гуругли” исполнялся с особой любовью. Несмотря на то, что имеются многочисленные дастаны под названием “Гуругли”, узбекская версия этого произведения имеет коренное отличие, как по форме, так и глубиной содержания, своей монументальностью, основанной на многовекторных уникальных принципах, героико-идеализированной формой. Вместе с тем, в нем отражается повседневная жизнь узбеков, обычаи и традиции, быт, морально-эстетические взгляды, которые показаны в реалистической форме, зеркально отражая жизнь целого народа [1].
Дастаны, связанные с образом Гуругли, которые имели всенародную известность, особенны тем, что представлены значительным многообразием вариантов и их интерпретаций, и потому занимали особое место в репертуарах народных сказителей. Со слов узбекских народных сказителей, таких как Пулкан шоир, Эргаш Жуманбулбул угли, Ислам шоир, Рахматулла Юсуф угли, Умир шоир Сафаров, Кадир бахши Рахимов и других, записаны более 40 вариантов и версий эпоса “Гуругли”. Записанные в разных версиях дастаны, как показывает их анализ, описывают появление на свет, возмужание, борьбу и героизм, мечты и идеи Гуругли. Описание жизни эпического героя Гуругли в разные периоды его жизни, подразделяются на разные тематические группы. В дастане дается подробное и художественное описание всей жизни эпического героя Гуругли: рождение, детство, молодецкий задор, мужество и стойкость обладание эпическим конем Гирот и дружиной из сорока джигитов, правление краем Чамбыл, который он защищает от врагов, приезд его сыновей Хасанхана и Авазхана в Чамбыл. Есть также дастаны, посвященные его внукам Равшанхану и Нурали, правнуку Жахонгиру, которые выделяются особым идейно-художественным смыслом. Образ Гуругли представлен в дастанах тремя разновидностями. В первом варианте, эпический герой сюжетно и художественно совершенен и участвует во всех действиях, как главный герой, которому присущи все героические черты богатыря. В дастанах второй версии, Гуругли участвует в различных сюжетах и играет важную роль в эпических событиях и действиях. В третьем варианте, линейный образ Гуруглы не очень заметен, но его богатырский дух присутствует повсюду. Во всех дастанах этой темы, мы видим обязательное присутствие главных действующих лиц и атрибутов: Гуругли, Гирота, эпического края Чамбыл.
Эти образы, как показывают сюжеты дастана, взаимосвязаны и невозможно представить Гирота без Гуругли, Гуругли без Гирота, а также невозможно представить край Чамбыл без Гуругли и Гирота. Каждый образ отображает идейную особенность дастана, смысловое целое, которое прослеживается на всем протяжении исполнения [2]. Гуругли — неумирающий герой, идеал народа. В образе эпического героя народ олицетворяет такие качества, как самоотверженность, любовь к родине, трудолюбие, справедливость, ум и честь. Во всех дастанах, посвященных Гуругли, через его образ в художественной форме передаются такие понятия, как мечта, героизм, мировоззрение и духовность.
Гуругли, как главный герой эпоса, бесстрашен, решителен и воплощает все положительные черты, свойственные подлинному богатырю. С семи лет он объединяет народ, чтобы изгнать захватчиков и чтобы воплотить это в жизнь, объясняет необходимость сказочного коня Гирот и бесстрашных джигитов. Эта цель еще крепче привязывает его к коню. В достижении этой цели герою помогают покровители Хизр и Гирот, которые играют важную роль в его жизни. Эти два персонажа неоднократно помогают герою в разных трудных ситуациях и становятся близкими помощниками и советниками. Особенно убедительно эти качества показал поэт Пулкан в дастане “Рождение Гуругли”. Хизир - советник, оракул, образ, предсказывающий будущее эпического героя. Гирот быстр и подвижен, изображен как спаситель Гуругли. В какие бы ситуации он не попадал, Гирот всегда приходит на выручку. Так, с помощью Гирота, Гуругли спасает Райхон, которую бахши описывает следующим образом:
Открыв свой зев чудище Гиркук,
Как фантом необычно в небо взмыл.
И открыв свои очи видит Гуруглы
Как он вдруг очутился за рекой воды. [3].
Дастан Гуругли олицетворяет не только народные и общепризнанные ценности, но и является высокохудожественным произведением. Для изображения образа Гуругли и свойственных ему черт, народные сказители для выразительности эпического образа использовали такие художественные средства, как сравнение, классификация, метафора, параллелизм, портрет, сопоставление, жизненный конфликт, монолог, диалог, риторический вопрос, диминутивы.
Особенно выразительно в достанах показан эпический герой на поле боя, когда бьется с врагами. Для его характеристики используются образы животных: лев, сокол, тигр, дракон, ворон.
К примеру, в исполнении Эргаша Жуманбулбула угли дастана “Далли”, Гуругли для освобождения из плена врагов сына Авазхона, едет в край Арзрум. Для выразительного показа образа Гуругли и его героических боевых качеств, бахши использовал сравнение: “А теперь Гуругли с сорока джигитами, огромный как туча, сильный как Рустам, громко пошумев, держал речь.
… Он как лев огромен и силен,
И шипит как огненный дракон.
Изворотлив как тигр смелый,
Как медведь шумлив и умелый.
В стойку льва встал Гуруглы
На поле брани себя покажи” [4].
В этих строках видно, что Гуругли - воплощение силы, богатырства и сравнивается с тигром, львом, драконов, медведем и другими могучими зверями. Внешний вид героя, его телосложение сравниваются с горой, скалой, холмом, а быстрота - с соколом или ястребом. Используя такие сравнения, сказители показывают эпического героя, как народного защитника, освободителя, который воспевается как выразитель народных мечтаний.
Можно сделать вывод, что образ Гуругли и его идейно-художественные особенности в репертуаре узбекских бахши (сказителей) занимает особое место, играет большую роль в формировании мировоззрения и мышления, культурного и эстетического уровня подрастающего поколения.
Литература:
1. Мирзаев Т. Особенность достонов // Рождение Гуругли. Сказитель достонов Рахматулла Юсуф угли. Подготовивали к изданю Т. Мирзаев, З Хусанова. — Т: Ёзувчи, 1996. -3 с.
2. Муродов М. Жанровые и идейно-художественные особенности дастанов “Гуроглы”. Автореф. доктор. диссер.-Т., 1975.
3. Рождение Гуругли. Дастан. Сказитель Пулкан шаир. Подготовитель к изданию М.Муродов. –Т., 1967. -62 с.
4. Даллы. Дастан. Сказитель Эргаша Жуманбулбул угли. Подготовитель к изданию М. Алавия. –Т., 1972. -180 с.