С тех времен, как появилась литература, её цель — служить благодеянию, остаётся неизменной. Времена меняются, обновляются форма и содержание литературы, но влияние её на человеческое сознание остаётся неизменной. Эстетический идеал, который проявляется через поэтическое мышление творца в художественной литературе, живет вместе с произведениями искусства, и это залог бессмертия художественного произведения.
Эстетический идеал является не только проблемой литературоведения, его также изучают искусствоведы, эстетики и философы, так как среди общих критериев эстетического идеала можно отметить мир воображения, стремление к совершенству, добрые помыслы. Непосредственно все вышесказанные помыслы, связанные с законами эстетики, подтверждает следующее высказывание: «Проявление образа в воображении писателя, его конкретная картина является основной сутью понятия эстетического идеала. Созидатель не только создает художественный образ, который соответствует эстетическим нормам, но и проявляет свою точку зрения по этому образу, то есть, или принимает, или отвергает его». Этот термин в литературоведение ввели немецкие ученые И. И. Винкельман, Г. Е. Лессинг, а такие ученые, как В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов доказали, что нельзя воспринимать эстетический идеал и жизненную правду как тождественные понятия.
Также следует отметить, что в научных исследованиях понятие эстетического идеала толкуется по-разному. В разделе «Эстетические категории литературы», второго тома «Теории литературы», понятие эстетического идеала рассматривается в кругу таких понятий, как «положительный герой», «идеальный герой», «идеальный образ», «понятие эстетики в литературе» и т.д. Проф. М. Кушжанов подтверждает следующее: «Идеальный герой — это такой образ, который отвечает на все требования передовых людей общества и включает в себе их качества», «Создание идеального героя является основным качеством нашей классической литературы. Когда Навои создавал образы Лейли и Меджнуна, любовь, которая воспевалась ими, несла в себе все качества общечеловеческого идеала. В образах Фархада и Ширин писатель показал не только истинную любовь, но и пытался совместить и требования передовой части общества о героизме».
А. Акопова, которая изучала проблемы художественного образа и эстетического идеала пишет следующее.
Надо отметить, что в русском литературоведении термин «эстетический идеал» научно не обоснован, и этот феномен используют смежно с различными научно-литературными понятиями. Такая же ситуация и в литературоведческих произведениях, написанных на узбекском языке. Это порождает вопрос о том, что мы должны понимать под термином «эстетический идеал».
Следует отметить, что все литературоведы единогласно подтверждают, что без эстетического идеала художественная литература существовать не может. Но в толковании этого понятия до сих пор нет единогласного мнения. А. Акопова, изучая произведения таких русских литературоведов как Н. Гей, В. Пискунов, Л. Н. Столович, В. Муриан, В. Ванслов, делает следующие выводы: «иктибосни асардан ёзинг». Она критикует мысли Н. Гея и В. Пискунова, которые рассматривают эстетический идеал как образ «положительного героя», мысля, таким образом, односторонне. Она соглашается с мнением, что эстетический идеал раскрывается во всех уровнях: в художественной действительности, в характерах героев, в поступках и деяниях образов. Понятие эстетического идеала нельзя рассматривать только с точки зрения таких понятий, как положительный герой, художественный образ или чисто эстетическое воображение.
Эстетический идеал созидателя раскрывается на фоне произведений искусства и литературы. Это влияет на чувства читателя, его мышление, расширяет мир его воображения.
Эстетический идеал художественного произведения помогает осознать и развить свой идеал внутреннего мира человека. Как правило, реализация художественного идеала помогает человеку в достижении его целей. В обратном случае, не было бы потребности в написании и чтении произведений. Таким образом, эстетический идеал является основным фактором жизни культуры и литературы, а также того, как они принимаются в обществе.
Как проявляется эстетический идеал в художественных произведениях? Литературовед А. Акопова, объединяя все сказанное об эстетическом идеале, заключает следующее:
Значит, когда речь идет об эстетическом идеале, какого-либо писателя, надо иметь в виду следующее:
- время, когда проживал писатель, а также идейные, духовные, социально-экономические особенности этого периода. Например, художественное проявление эстетического идеала в узбекской поэзии 30-х, 50–60-х, 70–80-х годов ХХ века, а также в поэзии периода независимости, раскрывается в сопоставлении этих периодов;
- зависимость эстетического идеала от личности, мировоззрения, личных интересов, а также поэтического потенциала писателя и поэта. В творчестве созидателей-современников эстетический идеал имеет связь;
- проблема отношения времени и созидателя к критериям общечеловеческого эстетического идеала. В какой бы форме и в каком бы смысле не выражался эстетический идеал, в основе его всегда сохраняется любовь к человеку, и это является сутью понятия «эстетический идеал» [7].
Если идеалом искусства Античного периода и эпохи Возрождения было изображение физической, душевной, духовной красоты человека, то эстетическим идеалом эпохи Просвещения XVII–XVIII века было духовное просвещение человека. В творчестве таких русских, английских и французских писателей XIX века, как Бальзак, Диккенс, Гоголь, Пушкин, Некрасов, Тургенев эстетический идеал был направлен на защиту добродушных «маленьких» людей, на то, чтоб показать свое недовольство обществом, которое не достойно человека. На Востоке, в XV веке, который отмечают как золотой век узбекской литературы, эстетический идеал в творчестве Навои характеризуется романтической формой. В творчестве таких поэтов, как Мукими, Завки, которые проживали во второй половине XIX века, когда литература приблизилась к реальной жизни, эстетический идеал показывает мечты, старания лирического героя. В первой четверти XX века, идеал просвещения выходит на передний план.
Проявление эстетического идеала в произведениях представителей литературы просвещения — это частный эстетически-литературный случай. В этот период художественное творчество приблизилось к общественной жизни; усилилось образное изображение идей свободы человека и Родины. В этом случае общечеловеческое значение национального стремления духовно возвысило представителей творчества. Эстетический идеал смыл межжанровые границы и обеспечил единое направление в мышлении.
В классической узбекской литературе, эстетический идеал — это образ духовно развитого человека, все литературные средства были направлены для описания его. Смысл, который раскрывается с помощью таких образов как Лейли, Меджнун, Фархад, Ширин и др., стали символами эстетического идеала. Герои XX века сняли с себя легендарные одежды и стали обыкновенными людьми, так как такими были требования времени, народа и общественной жизни.
Понятие эстетического идеала в литературе и культуре непосредственно связано с категорией эстетики. «Мы знаем, что эстетика жизни проявляется по-своему, в каждом виде, жанре искусства и литературы». Но неправильно было бы думать, что в объекте искусства и литературы описывается и воспевается только красота. В таком случае, литература и искусство отдалится от реальной жизни и станет непонятным. Поэтому, в зависимости от эстетических вкусов, мировоззрения людей, времени, отношение к воспеванию красоты может быть разным. Эстетический идеал — это не только воспевание красоты, но и отражение трудных, горестных периодов в художественной литературе. Борьба добра и зла в жизни и в душе человека является главным объектом литературы. Эстетический идеал всегда являлся путеводной звездой в этой борьбе, ведя людей за собой [7].
Мы знаем, что проблема лирического героя является одной из нерешенных задач литературоведения. Если, в большинство случаев, «внутренние Я» писателя и поэтического образа, который описывается в поэтическом произведении, совпадают, то иногда они могут и различаться. В эпических произведениях образ проявляется немного иначе: тут изобразить события, человека, предмет намного легче, чем в лирических произведениях. Эстетический идеал играет важную роль в определении природы, состояния героя.
В заключение, нужно сказать, что эстетический идеал в лирике проявляется с помощью художественных образов, и он тесно связан со смыслом произведения. Его изображают тремя способами:
А) с помощью лирического описания, которое проявляет поэтический текст;
Б) с помощью чувств, которые пробуждают лирическое описание;
В) с помощью образов, которые превращают чувства в художественное произведение.
Лирическое описание играет важную роль, так как оно доносит эстетический идеал до души читателя.
Писатель, поэт, драматург всегда выбирает героев, исходя из эстетического идеала, жизни, реальности. Зная разнообразность реальности, жизненных ситуаций, он подбирает героев, опираясь на свой эстетический идеал.
Литература:
1. Қаранг: Хализев В. Е. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 2002;
2. Ҳотамов Н., Саримсоқов Б. Адабиётшунослик терминлари луғати. –Тошкент: Ўқитувчи, 1973. — Б.165, 359;
3. Эстетика. Словарь. — М.: Политиздат, 1989. — С. 97–98;
4. Қуронов Д. ва б. Адабиётшунослик луғати. — Тoшкент: Akademhashr, 2010. — Б. 106–108.
5. Ҳотамов Н., Саримсоқов Б. Адабиётшунослик терминларининг русча-ўзбекча изоҳли луғати. –Тошкент: Ўқитувчи, 1983. — Б. 129–130.
6. Қўшжонов М. Адабиётда эстетик категориялар // Адабиёт назарияси. Икки томлик. 2-том –Тошкент: Фан,1979. — Б.170.
7. Акопова А. Эстетический идеал и природа образа. — Ереван: Гитутюн, 1994. — С.6.