В статье анализируется современный фармацевтический рынок Российской Федерации, его состояние и перспективы; анализируется процесс формирования и развития производства лекарственных средств, а также процесс формирования оптовых и розничных сетей.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармацевтический рынок Российской Федерации, розничные и оптовые фармацевтические сети, анализ фармацевтического рынка, производство лекарственных средств, фармацевтический кластер.
Современная экономика имеет социально ориентированную направленность. Деятельность государства и организаций направлена на обеспечение жизнедеятельности и трудоспособности граждан, сохранение и приумножение работоспособного населения. Одним из наиболее важных инструментов для достижения данных задач является система здравоохранения — наиболее социально значимая отрасль народного хозяйства, обеспечивающая сохранение и улучшение здоровья населения. Развитие данной отрасли является стратегически важной задачей для государства, поэтому ей уделяется большое внимание. Для формирования стратегий развития фармацевтического рынка и усиления позиций отечественных препаратов, необходимо понимание основных принципов формирования и развития производства лекарственных средств. В этом состоит актуальность данного исследования.
На данный момент разрабатывается новая система ценообразования на лекарственные препараты — стоимость дженерика (воспроизведенного препарата) не должна превышать 80 % стоимость оригинального препарата. Данная методика вступит в силу с 1 июля 2015 года и сократит количество продукции с завышенными ценами [3].
Фармацевтический рынок включает в себя три сегмента: производство, дистрибьюция и розничные продажи. Для российского рынка характерна высокая численность оптовых компаний, представленных мелкими и средними предприятиями. В настоящее время на долю крупнейших из российских оптовых компаний — «Протек» и «SIA International» — приходится более 30 % продаж [1].
В розничном сегменте рынка до 40 % составляют государственные и муниципальные аптеки. По прогнозам, в будущем ситуация изменится, доля госсобственности сократится и значительно вырастет значимость аптечных сетей, таких как «Аптеки 36,6», «Чудо-Доктор» и т. п. В Таблице 1 приведена динамика объемов продаж продукции медицинского назначения через розничные сети. В апреле 2015 года объемы продаж лекарственных средств снизились по отношению к марту на 3,9 % [1].
Таблица 1
Динамика объемов продукции медицинского предназначения, реализуемой через розничные сети на май 2015 г. [17]
|
Продано в апреле 2015г. в % к марту 2015г. |
Запасы на 1 мая 2015г. в % к запасам на 1 апреля 2015г. |
Обеспеченность запасами, в днях торговли |
|
на 1.05.15 |
на 1.04.15 |
|||
Фармацевтические, медицинские и ортопедические товары |
96,2 |
99,7 |
43 |
41 |
из них лекарственные средства |
96,1 |
99,5 |
39 |
38 |
На сегодняшний день, розничный фармацевтический рынок России имеет ряд проблем:
- темп роста федеральных сетей ниже рыночного как в отношении лекарственного, так и нелекарственного ассортимента;
- высокая смертность населения от самолечения;
- реализация лекарственных средств в продовольственных и продуктовых сетях;
- сокращение натурального объема лекарственных препаратов более чем на 3 %.
Решением данных проблем может быть:
- государственная поддержка отечественных производителей с целью расширения ассортимента, проведения исследований и разработки инновационных лекарственных средств;
- информирование население о высоком риске самолечения и проведение социальных осведомительных программ;
- строгий контроль за реализуемой продукцией, рецептурными средствами и количеством покупаемых лекарств, обязательное наличие работников с фармацевтическим образованием;
- сокращение натурального объема потребляемых лекарственных препаратов произошло за счет выбора покупателями более дорогих средств, которые необходимы в меньших количествах. Решением данной проблемы может послужить выпуск препаратов в упаковках с меньшим количеством лекарства и, за счет этого, более низкой ценой.
Производство новой фармацевтической продукции специфично и имеет ряд особенностей. Жизненный цикл лекарственных средств состоит из нескольких стадий, на этапах которых идея трансформируется в новый продукт:
1. Начальная стадия — научно-исследовательские работы, которые проводятся по единому техническому заданию. В свою очередь, данная стадия делится на несколько этапов: разработка технического задания, выбор направлений исследования, теоретические и экспериментальные исследования, оценка результатов.
2. Вторая стадия жизненного цикла лекарственного средства — опытно-конструкторские работы, в процессе которых разрабатывается конструкторская документация. Стадия заканчивается после приемки опытного образца.
3. Следующие стадии жизненного цикла лекарственного препарата — постановка продукции на производство, производство продукции.
4. Завершающая стадия — использование товара конечным потребителем.
Таблица 2
Объемы производства фармацевтической продукции [17]
|
Апрель 2015г., тыс. тонн |
В % к |
Январь-апрель 2015г. в % к январю-апрелю 2014г. |
|
Апрелю 2014г. |
Марту 2015г. |
|||
Производство фармацевтической продукции |
|
103,4 |
97,0 |
109,4 |
Средства лекарственные, содержащие пенициллин или прочие антибиотики |
||||
млн. упаковок |
9,2 |
125,2 |
93,9 |
106,5 |
млн. флаконов |
26,0 |
73,7 |
84,8 |
81,2 |
Препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний |
||||
млн. упаковок |
31,4 |
83,8 |
101,7 |
92,6 |
млн. ампул |
14,3 |
78,5 |
94,2 |
74,8 |
Препараты для лечения онкологических заболеваний, млн.упаковок |
1,1 |
86,4 |
135,7 |
106,1 |
Препараты для лечения психоневрологических заболеваний |
||||
млн. упаковок |
10,5 |
128,5 |
96,5 |
116,6 |
млн. ампул |
2,2 |
62,6 |
75,8 |
106,8 |
Болеутоляющие, жаропонижающие и противовоспалительные средства |
||||
млн. упаковок |
57,3 |
82,7 |
78,3 |
92,2 |
млн. ампул |
38,4 |
111,0 |
100,6 |
128,0 |
Кровезаменители и другие плазмозамещающие средства, млн. упаковок |
5,5 |
151,9 |
101,4 |
158,5 |
Противотуберкулезные препараты, тыс. ампул |
365 |
103,1 |
88,8 |
160,0 |
Препараты для лечения глазных заболеваний, млн. упаковок |
5,9 |
107,6 |
113,6 |
121,8 |
Препараты для лечения сахарного диабета, млн. упаковок |
1,4 |
144,3 |
в 2,0 раза |
90,6 |
Препараты для лечения дисбактериоза, млн.доз |
46,7 |
142,1 |
133,9 |
105,6 |
Противоастматические и антигистаминные препараты, млн. упаковок |
3,7 |
в 2,2 раза |
144,8 |
152,8 |
Препараты для наркоза и местной анестезии |
||||
тыс.упаковок |
686 |
89,3 |
68,5 |
106,4 |
млн.ампул |
6,3 |
160,0 |
119,1 |
98,2 |
Препараты для лечения глазных заболеваний, млн. упаковок |
5,9 |
107,6 |
113,6 |
121,8 |
Препараты, применяемые в акушерско-гинекологической практике, тыс.упаковок |
795 |
86,5 |
100,3 |
74,6 |
Препараты для лечения болезней эндокринной системы, органов пищеварения и других заболеваний |
|
|
|
|
млн.упаковок |
42,0 |
144,5 |
94,7 |
131,7 |
млн.ампул |
9,8 |
140,7 |
89,4 |
92,7 |
Витаминные препараты |
||||
млн. упаковок |
13,0 |
93,0 |
88,1 |
88,9 |
млн. ампул |
14,0 |
65,6 |
105,8 |
111,1 |
В таблице 2 приведены объемы производства отечественных лекарственных препаратов на май 2015 года. Согласно данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, в мае объемы производства препаратов для лечения глазных заболеваний, органов пищеварения и эндокринной системы, сахарного диабета, а так же антигистаминных препаратов возросли по сравнению с мартом и апрелем 2015 года.
Одной из проблем фармацевтического рынка России является недостаточная доля отечественных средств в стоимостном объеме рынка. Низкая цена отечественных препаратов и отсутствие разработанных брендов не дает возможности совершенствовать производство, разрабатывать инновационные лекарственные средства и проводить исследования. Стратегия развития фармацевтической промышленности России предполагает увеличение к 2020 году до 50 процентов доли фармацевтической продукции в общем объеме внутреннего потребления. Решению данной проблемы может поспособствовать создание фармацевтических кластеров на территории Российской Федерации. К основным задачам создания кластера относятся:
- обеспечение страны жизненно необходимыми лекарственными препаратами;
- укрепление внутреннего фармацевтического рынка России путем поступательного замещения импортных лекарственных препаратов отечественными;
- формирование на территории регионов высокотехнологичного фармацевтического производства, соответствующего международному стандарту.
Одним из регионов, входящих в программу кластерного развития, входит Волгоградская область. Формирование волгоградского химико-фармацевтического кластера происходит согласно концепции национальной безопасности в области лекарственного обеспечения стратегически важными отечественными препаратами, кластер будет специализироваться на разработку инновационных лекарственных средств. О намерении создания подобных структур заявили многие российские регионы: калужская, московская, ленинградская, ульяновская, самарская, новосибирская области и другие, в том числе и волгоградская область. Волгоградская область располагает всеми необходимыми природными и экономическими ресурсами и находится в удачной климатической зоне. Формирование волгоградского фармацевтического кластера планируется завершить к 2010 году, его структура будет представлена совокупностью четырех функциональных зон: образовательной, производственной, социальной и научной [2].
Таким образом, в результате изучения процессов формирования и развития производства лекарственных средств в России, авторами были сделаны следующие выводы:
- розничный сегмент рынка представлен государственными, муниципальными и частными аптеками. Доля частных аптечных сетей составляет 60 % рынка;
- оптовый сегмент представлен большим количеством крупных и мелких предприятий;
- реализуются государственные программы по развитию фармацевтического рынка России, в частности, формирование фармацевтических кластеров в регионах;
- низкая доля отечественных товаров в стоимостном объеме реализованной фармацевтической продукции;
- устаревающие производственные мощности;
- высокая смертность населения в результате самолечения.
Кроме того по мнению авторов, государственное регулирование и поддержка производителей, реализация государственных программ, переход на международную систему качества, информирование населения и проведение социальных программ — эти и другие мероприятия по усилению фармацевтического рынка выведет рынок России на принципиально новый уровень развития фармацевтической промышленности.
Литература:
1. Аналитический обзор рынка от DSM Group. Март 2015г [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dsm.ru/docs/analytics/spravka_03_2015_2.pdf.
2. Волгоградский химико-фармацевтический кластер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/volgogradskii_himiko_farmacevticheskii_klaster. html
3. Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/fcp/pharma_and_medical_industry/GP_FARMAMED.pdf.
4. Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.
5. Евстратов, А. В. Региональная специфика формирования фармацевтических кластеров в современной России / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2011. Т. 11. № 4 (77). — С. 210–215.
6. Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.
7. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
8. Евстратов, А. В. Конкурентоспособность отечественных производителей в сегменте противоаллергических препаратов на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, А. И. Бережнова // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2012. — Т.14. № 16 (103). — С. 35–39.
9. Евстратов, А. В. Основные тенденции слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Волгограде. — 2010. — № 7. — С. 38.
10. Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. С.357–361.
11. Евстратов, А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. С.299–304.
12. Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001–2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27–36.
13. Евстратов, А. В. Формирование и развитие фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — 2006. — № 5. — С. 24–28.
14. Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
15. Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
16. Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010.
17. Информация о социально-экономическом положении России, 2015г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B15_00/Main.htm
18. Мартынюк, О.В. Особенности развития дистрибьюции на фармацевтическом рынке Российской Федерации / О. В. Мартынюк, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 32–35.
19. Москвичева, М. А. Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2014 годах / М. А. Москвичева // Молодой ученый. 2014. — № 20. — С. 359–364.
20. Рябова, Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3–3 (22). — С. 64–66.
21. Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А., Евстратов А. В. // Международный научно-исследовательский журнала. — 2014. — № 5 (часть 2). — С. 47–49.
22. Тюренков, И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая Аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.
23. Шаховская, Л. С. Формирование региональных фармацевтических кластеров в современной России / Л. С. Шаховская, А. В. Евстратов, О. С. Пескова // Вестник РУДН. — Серия: Экономика, 2011. — № 2. — С. 49–56.
24. Шаховская, Л. С. Фармацевтический рынок в Волгоградской области: проблемы формирования и перспективы развития / Л. С. Шаховская, А. В. Евстратов // Региональная экономика. Юг России. 2006. Т. 1. С. 414.
25. Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.