Инвентаризация является одним из методов контроля над качеством готовой продукции. Инвентаризация готовой продукции — это инвентаризация изделий, выполненных по определенным стандартам, прошедших все стадии производственного процесса и необходимые испытания и сданы на склад.
При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета [1].
Гласная задача инвентаризации — это проверка достоверности фактического наличия готовой продукции и учетных данных. Инвентаризация представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату, осуществляется путем непосредственного пересчета остатков инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.
Как правило, инвентаризации проводятся не менее одного раза в год перед составлением бухгалтерской отчетности за отчетный год. Очередность и количество проведения инвентаризаций устанавливает руководитель предприятия. Инвентаризация обязательна: при выкупе или продаже имущества; при передаче имущества предприятия в аренду; при преобразовании государственного или муниципального предприятия; при ликвидации предприятия; при установлении актов хищения и порчи ценностей; при смене материально ответственных лиц; в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных обстоятельств: и также в случаях, законодательно установленных в РФ.
Можно классифицировать инвентаризацию готовой продукции предприятия по видам:
- по периодичности или частоте проведения различают ежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации.
- по основанию проведения: выборочная инвентаризация, плановая и контрольно-перепроверочная.
При выборочных инвентаризациях готовой продукции главной задачей является контроль за сохранностью готовой продукции на складах и в местах хранения, выполнением правил ее хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета. Так же выявляют факты пересортицы, порчи, изделия, не оформленные сдаточными накладными, излишки и недостачи готовой продукции, проверяют документальную обоснованность остатка средств по счету «Готовая продукция», вскрывают просроченную или неполную оплату выставленных счетов.
Такие проверки помогают выявлять факты нарушений, дисциплинируют работников предприятия и способствуют сохранности готовой продукции предприятия.
Также проверки могут быть плановые и внеплановые, в зависимости от основания проведения инвентаризации готовой продукции. Внеплановые проводятся внезапно, время их проведения не должно быть известно материально ответственным лицам. Они могут проводиться по требованиям независимых аудиторов, ревизора, финансовых и следственных органов.
Контрольно-перепроверочная проводится во время инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она должна охватывать не менее десяти процентов проверенных запасов готовой продукции.
По периодичности или частоте проведения различают ежесменные, ежемесячные (полугодовые, квартальные) и годовые инвентаризации. Годовая инвентаризация является наиболее трудоемкой и обширной.
Право устанавливать другие сроки проведения инвентаризации имеет руководитель предприятия. И он же определяет состав инвентаризационной комиссии.
Для проведения инвентаризации приказом или распоряжением директора предприятия назначается постоянная комиссия, в состав которой входят руководящие должностные лица организации, бухгалтеры, инженеры, экономисты, а также представители независимых аудиторских компаний.
Инвентаризационная комиссия должна обеспечить полноту и точность всех данных о готовой продукции, результаты проверки могут признаться недействительными при отсутствии хотя бы одного члена комиссии. До начала проверки в инвентаризационную комиссию подаются последние приходные и расходные документы. В процессе инвентаризации все полученные сведения записываются в инвентаризационные описи и акты, в этих документах не допускается оставлять незаполненные строки (незаполненные строки прочеркиваются). На каждом листе документа необходимо наличие подписи всех материально ответственных лиц и членов комиссии. Для подтверждения проверки комиссией имущества, а также об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий, в конце каждой описи необходима расписка от материально ответственных лиц.
Инвентаризационной комиссией устанавливается:
1) есть ли в организации лица, материально ответственные за сохранность ценностей и определяет размер этой ответственности;
2) причины недостач и излишков;
3) если имеются излишки или недостачи, комиссия должна получить от материально-ответственных лиц подробные объяснения.
Обязательно оформляется протокол заседание инвентаризационной комиссии. В протоколе фиксируются решения, выводы и предложения по результатам проведенной проверки обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и состояния складского хозяйства.
Так же, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, и указываются причины порчи и виновные в этом лица.
Заключительный акт инвентаризации утверждается на заседании инвентаризационной комиссии.
Расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета, выявленные при инвентаризации, отражаются в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами и подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского выявленные при инвентаризации учета отражаются в следующем порядке:
а) излишки запасов приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится:
- в коммерческих организациях — на финансовые результаты;
- в некоммерческих организациях — на увеличение доходов;
б) суммы недостач и порчи запасов со счетов учета списываются по их фактической себестоимости, с включенной в ней договорной (учетной) ценой запаса и долей транспортно-заготовительных расходов, относящейся к этому запасу. Организация самостоятельно устанавливает порядок расчета указанной доли.
Недостача и порча запасов списывается со счета «Недостачи и потери от порчи ценностей» на счета учета затрат на производство или на расходы на продажу в пределах норм естественной убыли; сверх норм списывается за счет виновных лиц. Если же виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи запасов и их порчи списываются на увеличение расходов у некоммерческой организации и на финансовые результаты у коммерческой организации. Нормы убыли могут применяться только в случаях выявления фактических недостач. Руководитель организации принимает решение о списании недостачи на финансовые результаты.
Недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачета недостач запасов излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице, произведенного в установленном порядке оказывается недостача запасов, нормы естественной убыли применяются только по тому наименованию запасов, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, которые подтверждают отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций.
В результате пересортицы, взаимный зачет излишков и недостач может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тех же количествах.
Материально ответственные лица представляют подробные объяснения о допущенной пересортице инвентаризационной комиссии.
Когда конкретные виновники пересортицы не установлены, суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях на уменьшение финансирования (фондов).
В протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым разница стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, не отнесена на виновных лиц.
Руководитель организации принимает окончательное решение о зачете.
Все результаты инвентаризации записывают в инвентаризационные описи. Готовая продукция в инвентаризационную опись вносится по оценке, применяемой для учета на данном производственном предприятии: по фактической производственной себестоимости, определяемой по сумме всех затрат на ее изготовление или по сумме прямых расходов; по нормативной производственной себестоимости; по учетным ценам; по продажным ценам. Отдельно учитывается готовая продукция, подвергшаяся порче, ненужная, неликвидная, а также поступившая или отпущенная во время проведения инвентаризации. Готовую продукцию поступившую во время инвентаризации заносят в опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации», а выбывшую — в опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Члены комиссии и материально ответственные лица подписывают все описи. Если выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости в которых отражаются результаты инвентаризации. Независимо от выявленных причин возникновения недостачи готовой продукции, их учитывают по фактической себестоимости.
Таким образом, на показатели деятельности предприятия, последствия влияния результатов инвентаризации готовой продукции определяются тем, что в результате инвентаризации готовой продукции выявляется излишки или недостача готовой продукции. Что позволяет корректно определить наличие остатков готовой продукции. Инвентаризации помогает организации осуществлять полный и точный контроль за наличием запасов готовой продукции и правильно отражать реализацию готовой продукции по данным бухгалтерского учета. При инвентаризации выявляются малоходовые, неполноценные, залежавшиеся и не пригодные для использования ценности, а также частично потерявшие свое изначальное качество. Инвентаризация выявляет правильность и условия хранения готовой продукции, проверяет соблюдения правил организации материальной ответственности за ценностями.
Во время инвентаризации выявляется надежность и честность материально-ответственных лиц, их ответственность по хранению и учету готовой продукции.
Результаты инвентаризации должны отражаться в учете и отчетности того месяца, когда инвентаризация была закончена. Результаты годовой инвентаризации отражаются в годовом бухгалтерском отчете.
Литература:
1. Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011. (ред. от 04.11.2014).