Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.
В учебном процессе понятие интеграции различными исследователями трактуется по-разному: С. И. Архангельский обращает внимание на взаимосвязанность содержания, методов и видов обучения; Г. И. Батурина понимает под интеграцией создание целостного учебно-воспитательного процесса и научно-обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности; О. И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира. И. Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает целостность системы обучения; В. Р. Ильченко утверждает, что интеграция знаний является необходимым условием формирования природоведческо-научного миропонимания учащихся и осуществляется на основе общих для всех предметов данного цикла фундаментальных закономерностей природы. Л. М. Момот и В. Г. Гломозда считают, что в содержании обучения интеграция осуществляется путем слияния в одном синтезированном предмете, курсе, теме, элементов различных учебных предметов на основе широкого междисциплинарного научного подхода Г. Ф. Федорец видит интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы [7, c. 19].
Для детей младшего школьного возраста высокая двигательная активность является естественной потребностью. Постоянная двигательная активность является своего рода «пусковым механизмом» эффективного обучения. Не случайно большинство школьников предмет физическая культура называют интересным, комфортным, любимым. Действительно, здесь они чувствуют себя как рыба в воде. Они могут шуметь, играть, общаться, много двигаться, но при этом ещё и учиться.
Интегрированные занятия с физической культурой не только вызывают детский интерес к другим предметам, делают учение увлекательным и эффективным, но и повышают интерес к занятиям самой физической культуры у детей не любящих спорт, давая возможность за счёт знаний.
Интегрированное занятие — это целое, а части — теоретическое содержание по предметам приемы, средства и формы работы с обучающимися свойственные физической культуре.
Интеграция создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей школьников и их интеллектуальных способностей, а также объединяет и использует разные формы воздействия на обучающихся. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности интегрированных занятий. Такие занятия снимают утомляемость и перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как педагога, так и обучающегося.
Возможность единства с физической культурой других предметов позволяет показать школьникам необходимость теоретического материала для практической деятельности. Интерес к учёбе и успеваемость становятся выше, если они осознают нужность обучения. Преимущества интегрированных занятий именно с физической культурой очевидны. Они следующие:
- пробуждение интереса к учению — наилучшее средство для предупреждения трудностей;
- учёт особенностей и потребностей младших школьников;
- воздействие на развитие школьников разными формами и видами деятельности;
- единство умственного и физического развития;
- создание благоприятных условий (эмоциональный и двигательный комфорт) для обучения школьников;
- развитие познавательных процессов;
- применение теоретических знаний в нестандартной обстановке;
- воспитание коммуникативных и социально-значимых качеств у школьников
- сохранение здоровья обучающихся (повышение двигательной активности);
- предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек [4, c. 26].
Таким образом, интегрированные занятия мы рассматриваем как образовательное пространство, способствующее обеспечению современного качества образования и сохранению здоровья обучающихся начальной школы.
Интегрированные занятия в учебно-воспитательном процессе представлены как нестандартными уроками, так и внеклассными мероприятиями. Учитель начальных классов и учитель физической культуры планируют совместно интегрированные занятия на год так, чтобы теоретические знания ученики получали в классе, а практические навыки в спортивном зале.
Интегрированные занятия включаются в календарно-тематическое планирование, как нестандартные уроки повторения, закрепления изученного материала по определённой теме, или нескольким темам. Поэтому такие занятия лучше проводить в конце четверти, т. е. 3–4 раза в год. Если же интегрированные занятия запланированы как внеклассные мероприятия, то они включаются в план воспитательной работы педагога.
Таблица 1
Пример плана интегрированных занятий по физической культуре в начальной школе
Класс |
Форма и тема занятия. |
Четверть |
1 |
Весёлые эстафеты. Мир вокруг нас. |
4 |
2 |
Урок — соревнование. Время и его измерение. |
1 |
Игра — путешествие. Сказки А. С. Пушкина. |
2 |
|
Урок — повторения. Буквосочетания с шипящими согласными. |
3 |
|
3 |
Математические эстафеты. Геометрический материал. |
1 |
Литературные эстафеты на свежем воздухе. Зима в устном народном творчестве. |
3 |
|
4 |
Круговая «тренировка» ума и тела. Парные согласные в корне слова. |
2 |
Элементы техники в баскетболе и закрепление знаний таблицы умножения. |
4 |
|
Внеклассное мероприятие «Интегрированные веселые старты» |
3 |
Интегрированные занятия могут объединять дисциплины в полном их объёме, а могут включать лишь отдельные составляющие — содержание, методы, приёмы, средства обучения. Взаимодействие двух и более педагогов может строиться по-разному. Оно может быть с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой ассистентом; всё занятие может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя. Планируя интеграцию, педагоги сами определяют место своего участия.
Определив цель интеграции, педагоги отбирают материал для объединения его в одном занятии для деления на основной и вспомогательный. Физическая культура в интеграции может быть системообразующей дисциплиной, а может — вспомогательной. В первом случае занятие проводит учитель физической культуры, используя свои формы, методы, приёмы и средства. Учитель начальных классов вводит в занятие задания с предметным содержанием, он — гость (ассистент, помощник). Занятие проходит в спортивном зале, на улице. Если педагоги решили, что физическая культура — вспомогательная дисциплина, тогда занятие ведёт учитель начальных классов. Учитель физической культуры включает в занятие свои приёмы, добавляет спортивные задания, тогда он — гость (ассистент, помощник). Занятие проходит в кабинете. Если педагоги решили, что интеграция предметов будет в равных долях, то занятие ведут два педагога, поочерёдно. Соответственно чередуется умственная и физическая деятельность обучающихся. Место проведения — актовый, или спортивный зал. Таким образом, структура интегрированного занятия может быть разной. Можно составить одно большое из мини-занятий, можно его сделать целостным с единой методической структурой, можно построить интегрированные занятие как серию модулей, а можно интегрировать не всё занятие, а лишь его часть. Интегрированное занятие в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта [3, c. 5].
Форма проведения интегрированных занятий зависит от цели занятия и выбора системообразующего компонента.
- Игра-путешествие;
- весёлые эстафеты;
- интеллектуальный муравейник;
- урок-практикум;
- интеллектуально- спортивный праздник;
- лабиринт;
- урок-соревнование;
- предметные эстафеты.
Основная идея применения межпредметных заданий связана с использованием знаний и умений различных учебных дисциплин при изучении конкретного учебного элемента (понятия). Использование межпредметных связей на уроках физической культуры дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками.
Учитель физической культуры не может действовать в одиночку в предметной системе обучения, а должен работать в содружестве со своими коллегами. Плодотворной и эффективной деятельности учащихся способствуют нетрадиционные формы проведения занятий. Нетрадиционные формы проведения занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению.
Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует детей. А подвижные игры с дидактическими элементами и сюжетным содержанием особенно желанны для школьников, особенно в начальной школе. Специально подобранные подвижные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность. Дети подчас даже незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, у них формируются необходимые черты личности.
Подвижные игры с дидактическим и сюжетным содержанием должны быть простыми и доступными, интересными и занимательными и обязательно требующими от детей проявления физических усилий и сообразительности. Только в этом случае они вызовут у ребят желание бегать, играть, думать.
Таким образом, организация уроков на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности младших школьников с использованием специального оборудования, инвентаря и создания игровой мотивации позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в начальной школе, положительно повлиять на двигательную подготовленность и развитие познавательной сферы младшего школьника.
Литература:
1. Асаулюк Е. П. Интегрированный подход в обучении младших школьников // Е. П. Асаулюк // Перспективы науки. — 2011. — № 10. — С. 222–224.
2. Веселая физкультура: Учеб. для учащихся 1кл. четырехлет. нач. шк./ Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 64с.
3. Виленская, Т. Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе / Т. Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 1. — С. 2–6.
4. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система / Д. Я. Данилюк // Педагогика. — 2010. — № 4. — С. 24–28.
5. Кудрявцев, М. Д. Педагогическая технология организации личностно-ориентированной физкультурно-образовательной деятельности учащихся начальной школы: учеб.-метод, пособие / М. Д. Кудрявцев. -М.: Изд-во АПК и ПРО АКАДЕМИЯ, 2005. — 208 с.
6. Лямина, 3.Н. Интегрированные уроки — одно из средств привития интереса к учебным предметам / З. Н. Лямина // Начальная школа. — 2005. — № 2. — С. 21.
7. Мельник, Э. Л. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика / Э. Л. Мельник. — СПб.: КАРО, 2003. — 192 с.