Построение трёхмерной модели лица человека путём совмещения множеств трёхмерных точек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 417 раз

Библиографическое описание:

Андреев, Д. Ю. Построение трёхмерной модели лица человека путём совмещения множеств трёхмерных точек / Д. Ю. Андреев, О. С. Захаров, С. В. Куликов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 167-172. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19521/ (дата обращения: 16.11.2024).

Возможности биометрической аутентификации по лицу человека при использовании обычной камеры ограничены точностью алгоритмов реконструкции трёхмерной геометрии по освещению лица. Такие алгоритмы постоянно совершенствуются, однако качество данных, получаемых с помощью специализированных сенсоров, остаётся на порядок выше. В данной статье рассматриваются алгоритмы первичной обработки лица человека и построения трёхмерной модели, которая может быть использована для биометрической аутентификации.

Ключевые слова: сенсор движения, карта глубины, множество трёхмерных точек, активная модель, закрашивание, ключевые точки, дескрипторы, поиск соответствий, бинарный поиск, сигнулярное разложение, трёхмерная модель лица.

 

Существует два основных принципа, которые используются специальными сенсорами движения для определения расстояния до объектов. Сенсоры типа time-of-flight, TOF определяют дальность, используя скорость света, измеряя время пролёта светового сигнала, испускаемого камерой, и отражённого каждой точкой получаемого изображения. Камера обеспечивает точность измерения глубины порядка 1 сантиметра. Такой принцип, к пример, использовался в Microsoft Xbox One Kinect. Второй принцип — структурированная подстветка (structured light). Сенсоры такого типа помимо обычной RGB камеры оснащены также инфракрасной камерой и инфракрасной подсветкой. На объекты в поле зрения RGB камеры проецируется инфракрасная сетка и по положению точек на изображении, полученном с помощью инфракрасного сенсора, определяется расстояние до соответствующих пикселей на обычном изображении. Таким образом, на выходе сенсор формирует 2 кадра — обычный RGB кадр и карту глубины объектов (рисунок 1). Анонсирован выход сенсора Intel RealSense, предназначенного именно для сканирования лица, позволяющего получать изображение высокого качества (рисунок 2).

Однако всем этим сенсорам присущи одни и те же ограничения — точки, до которых не может добраться луч света, или от которых луч света отражается зеркально (глянцевые участки), дают «провалы» на карте глубины.

Рис. 1. Пара кадров, получаемых с помощью сенсора движения Asus Xtion Pro.

intel-v04

Рис. 2. Карта глубины лица, получаемая с помощью сенсора Intel RealSense.

 

Кроме того, изображения, получаемые непосредственно с помощью драйвера сенсора не выровнены между собой (рисунок 3), и необходима дополнительная процедура нахождения соответствия между точками изображений.

Рис. 3. Наложенная на обычное изображение карта глубины

 

Для совмещения данных RGB кадров и кадров с картой глубины необходимо знать матрицу преобразования между этими пространствами. Библиотека Point Cloud Library [1] обладает необходимыми данными в том числе и для применяемого в данной работе сенсора Asus Xtion Pro, и была использована для получения множеств трёхмерных цветных точек (рисунок 4).

Рис. 4. Множество трёхмерных цветных точек, полученных с сенсора Asus Xtion Pro

 

Для сокращения области поиска лица и уменьшения вероятности ложного обнаружения лица, исключаются точки, расстояние до которых больше некоторого заданного значения. Значение выбирается в соответствии с ожидаемым расстоянием нахождения пользователя. В данном случае был выбран порог в 1 метр. Выполняется проекция оставшегося облака точек в пространство RGB.

Для поиска ключевых точек на изображении лица, к которым, например, относятся центры глаз, кончик носа, углы рта, используются активные модели [2]. Активная модель представляет собой статистическую модель расположения ключевых точек на лице человека, сформированную с использованием большой базы лиц с вручную определёнными координатами ключевых точек. При применении активной модели для определения ключевых точек на конкретном изображении статистическая модель «накладывается» на реальное лицо и деформируется для наибольшего совпадения с ним (рисунок 5).

Рис. 5. Поиск ключевых точек с использованием адаптивной модели внешнего вида

 

После того, как с помощью активной модели множество трёхмерных точек, принадлежащих лицу, установлено, задача регрессии для нахождения плоскости лица (рисунок 5) решается c помощью метода главных компонент. Для множества точек лица находятся 2 главных компоненты, коэффициенты которых представляют собой координаты векторов, образующих плоскость.

Находится матрица преобразования, описывающая поворот плоскости xOy к плоскости, параллельной плоскости лица. Выполняется проекция множества точек на найденную плоскость. В результате проекции множества точек на плоскость, параллельную лицу, изображение лица остаётся фронтальным несмотря на повороты лица (рисунок 6).

Исходное облако точек

Проекция в RGB после поворота

Рис. 6. Выравнивание плоскости лица

 

Поворот множества точек приводит к появлению «провалов» при проекции в RGB пространство. В пространстве RGB изображение может быть восстановлено с помощью метода закрашивания Александру Телеа (Alexandru Telea [3]). Восстановленные с помощью закрашивания изображения лица, для кадров, приведённых выше, показаны на рисунке 7.

Рис. 7. Восстановленное изображение лица

 

Другой, более предпочтительный вариант — совмещение нескольких множеств цветных трёхмерных точек, полученных с разных кадров. Трёхмерная модель лица, полученная с помощью одного кадра (для сенсора Asus Xtion Pro) является достаточно грубой.

Для уточнения модели необходимо объединять множества трёхмерных точек, полученных с разных кадров, для этого для каждой пары последовательных кадров i, i+1 выполняется следующий алгоритм:

1.         Выполняется поиск ключевых точек SIFT [4].

2.         Для найденных ключевых точек вычислить дескрипторы FPFH [5].

3.         Найти соответствия между найденными дескрипторами с помощью алгоритма kd-tree nearest neighbor search.

4.         Исключить «плохие» соответствия используя метод RANSAC [6].

5.         На основе оставшихся соответствий между парами дескрипторов найти преобразование одного множества точек в другое как решение уравнения в матричной форме Ax=B, где A и B — множества точек, x — искомое преобразование.

Инвариантное к масштабированию преобразование, позволяющее извлекать особенности, основывается на построении пирамиды гауссианов (Gaussian) и разности гауссианов (Difference of Gaussian, DoG). Инвариантность относительно масштаба достигается за счет нахождения ключевых точек для исходного изображения, приведённого к разным размерам. Строится пирамида гауссианов: все масштабируемое пространство разбивается на некоторые участки — октавы, причем часть масштабируемого пространства, занимаемого следующей октавой, в два раза больше части, занимаемой предыдущей. При переходе от одной октавы к другой делается ресэмплинг изображения, его размеры уменьшаются вдвое. За ключевые точки, принимаюся пиксели, которым в пирамиде DoG соответствует экстремум как внутри уровня, так и между соседними уровнями (точнее говоря, эти точки проходят две дополнительные проверки и только после этого могут считаться ключевыми). Пример найденных ключевых точек SIFT показан на рисунке 8.

Рис. 8. Ключевые точки SIFT

 

Дескрипторы FPFH (Fast Point Feature Histograms) основаны на дексрипторах SPFH (Simplified Point Feature Histograms), которые для каждой пары точек ps и pt вместо исходных 12 параметров (2 трёхмерных координат и 2 нормалей к поверхностям) позволяют получить 4 параметра \langle\alpha, \phi, \theta, d\rangle, где первые 3 значения — углы, показанные на рисунке 9, а d — расстояние Евклида между точками ps и pt.

_images/pfh_frame.png

Рис. 9. Параметры дескриптора SPFH

 

Значение дескриптора FPFH точки pq расчитывается через значения дескрипторов SPFH k соседних точек SPSH(pk).

FPFH(\boldsymbol{p}_q) = SPFH(\boldsymbol{p}_q) + {1 \over k} \sum_{i=1}^k {{1 \over \omega_k} \cdot SPFH(\boldsymbol{p}_k)}                                    (1)

где ωk — весовая функция, вычисляемая через обратную величину расстояния между точками pq и pk.

Поиск соответствий «каждый с каждым» слишком ресурсоёмкий, поэтому выполняется поиск соответствий с помощью вычисленных дескрипторов FPFH между парами ближайших в пространстве точек из разных множествах. Поиск пар ближайших точек осуществляется с помощью метода kd-tree nearest neighbor search. С помощью метода Random Sample Consensus найденные соответствия разделяются на «хорошие» (inliers) и «ложные» (outlier). Для найденных «хороших» соответствий в матричной форме решается уравнение Ax=B, где в строчках матриц A и B представлены все найденные «хорошие» соответствия и с помощью сигнулярного разложения находится матрица преобразования x.

Полученное последовательное совмещение нескольких множеств точек, полученных с разных кадров (двух, десяти, тридцати) показано на рисунке 10.

2 кадра

10 кадров

30 кадров

Рис. 10. Трёхмерная модель лица, полученная совмещением множеств трёхмерных точек.

 

Литература:

 

1.         URL: http://pointclouds.org/

2.         Timothy F. Cootes, Gareth J. Edwards, and Christopher J. Taylor, Active Appearance Models // IEEE transactions on pattern analysis and machine intelligence, vol. 23, no. 6, june, 2001 г.

3.         Alexandru Telea, An Image Inpainting Technique Based on the Fast Marching Method. // Journal of Graphics, GPU, and Game Tools 9 1, 2004 г., стр. 23–34

4.         David G. Lowe, Distinctive image features from scale-invariant keypoints // International Journal of Computer Vision, 60, 2, 2004 г., стр. 91–110

5.         URL: http://pointclouds.org/documentation/tutorials/fpfh_estimation.php

6.         Ruwen Schnabel Roland Wahl Reinhard Klein, Efficient RANSAC for Point-Cloud Shape Detection // The Eurographics Association and Blackwell Publishing, vol. 0, no. 0, 2007 г.

Основные термины (генерируются автоматически): RGB, FPFH, SIFT, SPFH, активная модель, кадр, рисунок, карт глубины, матрица преобразования, трехмерная модель лица.


Ключевые слова

сенсор движения, карта глубины, множество трёхмерных точек, активная модель, закрашивание, ключевые точки, дескрипторы, поиск соответствий, бинарный поиск, сигнулярное разложение, трёхмерная модель лица., трёхмерная модель лица

Похожие статьи

Компьютерная модель для лабораторной работы «Выбор оптимальной траектории движения транспортного робота с использованием задачи о коммивояжере»

Основная задача работы — синтез виртуальной модели для нахождения оптимального пути робота в заданном многопараметрическом пространстве. Цель — постановка компьютерной лабораторной работы, связанной с решением задач линейного и дискретного программир...

Получение оверлеев векторных данных большого объёма

Рассмотрена задача построения оверлеев (пересечения, объединения, разности) векторных данных, содержащих большое число контуров простой структуры. С целью решения этой задачи изучены представленные в литературе методы. Как оказалось, лишь три метода ...

Математическое моделирование систем распознавания изображений, содержащих текстовую информацию, на основе нейронных сетей

В данной статье приводится математическая модель системы распознавания изображений, содержащих текстовую информацию или использующих такую информацию при своей генерации. Предполагается, что рассматриваемые системы будет основаны на возможностях нейр...

Исследование методов сентимент-анализа русскоязычных текстов

В статье рассматриваются методы анализа тональности текста (сентимент анализа), необходимые для автоматического определения отношения автора к упомянутой теме. Сентимент анализ — область компьютерной лингвистики, является одной из проблем обработки е...

Методы и алгоритмы эффективного решения задачи маршрутизации транспорта на сетях больших размерностей

В данной работе подробно рассмотрена задача маршрутизации транспорта с временными окнами и ограниченной грузоподъёмностью. В ходе работы рассматриваются различные эвристические и мета-эвристические алгоритмы, применённые к данному типу задач. Более п...

Программная модель формирования текстуры ткани

В статье описана программная модель формирования текстуры ткани с возможными дефектами для дальнейшего тестирования систем автоматического обнаружения дефектов ткани и их сертификации. Модель позволяет вводить ряд следующих параметров: максимальная ш...

Поиск границ радужной оболочки при помощи свёрточных нейронных сетей

Технология идентификации личности по радужной оболочке глаза находит своё применение в самых разнообразных областях быта. Однако, её применение в устройствах с ограниченными вычислительными ресурсами, таких как современные смартфоны, может быть огран...

Анализ последовательностей изображений

В данной статье рассматривается анализ движения сцены, который является одним из наиболее мощных источников информации при интерпретации изображения. Рассматриваемый анализ позволяет не только выявить и идентифицировать движущиеся объекты, но и опред...

Цифровая обработка дважды стохастических моделей случайных полей

В настоящей статье представлен краткий обзор алгоритмов цифровой обработки дважды стохастических моделей. Основное внимание уделяется алгоритмам фильтрации и оценивания параметров. Также рассмотрены некоторые алгоритмы имитации таких случайных полей.

Вопросно-ответная система, основанная на семантическом вероятностном выводе

Данная статья содержит описание методов извлечения ответов на простые вопросы и процесс логического вывода, который содержит действительность и контекстный охват ответа на вопросы со сложной структурой, путем доступа к богатой семантической структуре...

Похожие статьи

Компьютерная модель для лабораторной работы «Выбор оптимальной траектории движения транспортного робота с использованием задачи о коммивояжере»

Основная задача работы — синтез виртуальной модели для нахождения оптимального пути робота в заданном многопараметрическом пространстве. Цель — постановка компьютерной лабораторной работы, связанной с решением задач линейного и дискретного программир...

Получение оверлеев векторных данных большого объёма

Рассмотрена задача построения оверлеев (пересечения, объединения, разности) векторных данных, содержащих большое число контуров простой структуры. С целью решения этой задачи изучены представленные в литературе методы. Как оказалось, лишь три метода ...

Математическое моделирование систем распознавания изображений, содержащих текстовую информацию, на основе нейронных сетей

В данной статье приводится математическая модель системы распознавания изображений, содержащих текстовую информацию или использующих такую информацию при своей генерации. Предполагается, что рассматриваемые системы будет основаны на возможностях нейр...

Исследование методов сентимент-анализа русскоязычных текстов

В статье рассматриваются методы анализа тональности текста (сентимент анализа), необходимые для автоматического определения отношения автора к упомянутой теме. Сентимент анализ — область компьютерной лингвистики, является одной из проблем обработки е...

Методы и алгоритмы эффективного решения задачи маршрутизации транспорта на сетях больших размерностей

В данной работе подробно рассмотрена задача маршрутизации транспорта с временными окнами и ограниченной грузоподъёмностью. В ходе работы рассматриваются различные эвристические и мета-эвристические алгоритмы, применённые к данному типу задач. Более п...

Программная модель формирования текстуры ткани

В статье описана программная модель формирования текстуры ткани с возможными дефектами для дальнейшего тестирования систем автоматического обнаружения дефектов ткани и их сертификации. Модель позволяет вводить ряд следующих параметров: максимальная ш...

Поиск границ радужной оболочки при помощи свёрточных нейронных сетей

Технология идентификации личности по радужной оболочке глаза находит своё применение в самых разнообразных областях быта. Однако, её применение в устройствах с ограниченными вычислительными ресурсами, таких как современные смартфоны, может быть огран...

Анализ последовательностей изображений

В данной статье рассматривается анализ движения сцены, который является одним из наиболее мощных источников информации при интерпретации изображения. Рассматриваемый анализ позволяет не только выявить и идентифицировать движущиеся объекты, но и опред...

Цифровая обработка дважды стохастических моделей случайных полей

В настоящей статье представлен краткий обзор алгоритмов цифровой обработки дважды стохастических моделей. Основное внимание уделяется алгоритмам фильтрации и оценивания параметров. Также рассмотрены некоторые алгоритмы имитации таких случайных полей.

Вопросно-ответная система, основанная на семантическом вероятностном выводе

Данная статья содержит описание методов извлечения ответов на простые вопросы и процесс логического вывода, который содержит действительность и контекстный охват ответа на вопросы со сложной структурой, путем доступа к богатой семантической структуре...

Задать вопрос