Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа поведенческих характеристик преподавателя английского языка и других предметов, а тем более сложившейся социальной ситуацией в целом. Наша задача — определить жизненные установки современного преподавателя. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся условий в которых протекает профессиональная деятельность преподавателя на базе нашего университета. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося необходимости и важности для сотрудника университета иметь активную жизненную позицию и желание воспитание ее у современной высокообразованной молодежи. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации и взаимодействия.
Ключевые слова:универсальный, культура, межкультурная коммуникация, социально-культурный подход, нормы личности, статус, иностранные языки.
Личность, как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю [3].
Самосознание трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию.
Хайнц в своей работе утверждал, что под мышлением можно понимать непрерывное управление опытом, впечатлениями и ожиданиями, переданными посредством языковых символов. [4, c.21].
Мы хотим подчеркнуть, что в данном исследовании мы будем рассматривать жизненные ценности сотрудника университета, прежде всего сквозь призму его отношений с коллегами, студентами и отношением к вузу.
Общеизвестно, что Национальный исследовательский Томский политехнический университет представляет собой оплот элитного технического образования в России и имеет огромный вес за рубежом. Именно по этой причине сюда едет учиться большое количество студентов разных национальностей, вероисповедания и, что немаловажно, имеющие уникальный опыт построения межличностных отношений в семье и сообществе, которое окружало их с раннего детства. Именно в различиях между студентами, преподавателями, работниками вуза проявляется так называемый пресловутый человеческий фактор.
Политика университета отстаивает право на свободу личности, интегрированную в новое для нее социально-коммуникативное пространство, и декларирует необходимые правила поведения, как для студентов, так и для сотрудников университета.
Политика опирается на ценности университета и потенциал научных школ, научно-образовательных институтов, факультетов и центров, деятельность которых обеспечивает генерацию знаний, проведение прорывных научных исследований, разработку инновационных технологий и образовательных программ опережающей подготовки специалистов.
Принимаемые решения базируются на ценностях университета:
Свобода и смелость в расширении границ знаний в приоритетных областях науки для блага человечества при соблюдении профессиональной этики.
Инновации в области образования, науки и технологий, стремление к превосходству в профессиональной среде.
Независимость мышления и творческий подход к решению стоящих перед университетом задач.
Вовлеченность коллектива во все сферы деятельности университета, позволяющая преподавателям, сотрудникам и студентам полностью достигнуть реализации своего потенциала.
Сплоченность выпускников, студентов и сотрудников, основанная на вековых традициях университета.
Корпоративная культура, обеспечивающая открытость и комфортную внутреннюю среду.
Свобода личности, выражающаяся в отсутствии расовой, этнической, религиозной, гендерной и политической дискриминации.
“Высокая мотивация студентов и сотрудников обеспечивается их вовлечением в решение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований и ориентирует на развитие и совершенствование исключительных профессиональных компетенций, участие в принятии решений по всем направлениям деятельности университета” [1].
Мы с полной уверенностью можем утверждать, что основной жизненной ценностью сотрудника университета на его рабочем месте можно считать активную жизненную позицию.
Активная жизненная позиция — устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью. С точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития. Однако критерий правильности (истинности) жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения автономии, автономных прав и гражданских свобод личности. Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества.
В заключении необходимо отметить, что принципы воспитания будущей технической элиты России в Томском политехническом университете полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к личности современного инженера, обладающего полным спектром профессиональных навыков и умений.
Цель сотрудников вуза заключается в том, чтобы способствовать формированию поликультурной, многоязычной личности студента, будущего специалиста, способного проявить свои лидерские способности, умеющего организовывать и объединять людей, ставить перед командой порой непростые, но необходимые для поддержания производственного процесса на должном уровне, задачи и мотивировать людей на их выполнение.
Жизненные ценности сотрудника университета, нацеленные на значимость активной жизненной позиции, помогут выработать у студента неких необходимых социально-поведенческих критериев существования во взрослой жизни.
Обучение в Томском политехническом университете дает студенту уникальную возможность научиться отстаивать свою собственную точку зрения и умение понять необходимость взаимодействия с окружающим миром. В том случае, если воспитание данного качества будет основано на жизненных позициях, фундаментом которых является толерантность, умение понять собеседника и необходимость проявления своих особых морально-этических принципов, когда этого требует жизненная ситуация [5].
Наш университет обеспечивает не только современные средства обучения и оснащение учебных аудиторий, но и возможность академической мобильности студентов в страны Европы и Азии, а для сотрудников университета существует уникальный шанс повысить уровень профессиональной подготовки на стажировках в ведущих мировых университетах и компаниях. Отбор студентов для академической мобильности происходит на конкурсной основе, где учитывается не только успеваемость, но и наличие международного сертификата, подтверждающего уровень владения иностранным языком. Кроме того, часто проводятся встречи, семинары и лекции зарубежных коллег, некоторые из них работают в Томском политехническом университете на постоянной основе, особенно это актуально для “погружения в языковую среду” для студентов и преподавателей, изучающих иностранные языки. Итак, внутренняя мотивация, высокая образованность и сила воли как никогда важны для современного преподавателя вуза.
Литература:
1. http://www.tpu.ru/html/policy.htm
2. Бурдье П. Социология социального пространства/Пер с фр.; Отв. ред. перевода Н. А. Шматко. ― М.: Алетейя, 2005. — 288 с.
3. Хайнц А. Интеракция. Идентичность. Презентация. Введение в интерпретативную социологию. /Пер. с нем под общей редакцией Н. А. Головина и В. В. козловского. — Спб.: Алетейя. 1999. ― 272 с.
4. Дюркгейм Э. О. разделении общественного труда: Метод социологии. М.: Изд-во “Наука”, 1991. — 452 с.
5. Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.