Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 731 раз

Библиографическое описание:

Балебко, Е. С. Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века / Е. С. Балебко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1145-1148. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19548/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияния общих тенденций развития просвещения дореволюционной России конца XIX — начала XX вв. на систему народного образования в отдельно взятом регионе Сибири — Ишимском уезде.

Ключевые слова:образовательная система; народное образование; учебное заведения; училище; прогимназия; гимназия.

 

Период конца XIX — начала XX веков отличается существенными изменениями в экономической, политической, социальной и культурной сферах общественной жизни России, которые повлияли, в том числе и на систему народного образования. Тяжелые кризисные годы в сфере политики и экономики сочетались с успешным функционированием и даже развитием народного образования. Все это усиливает интерес к диалогу с прошлым, его изучению, повышает актуальность поиска новых аспектов образовательной политики в Сибири, способствующих эффективному использованию педагогического опыта в решении задач модернизации образования на современном этапе [1, с. 8].

История становления той или иной образовательной системы предусматривает изучение процесса возникновения и развития образования, а также научное обоснование основных педагогических проблем. Значение истории становления общественной системы образования в регионе является необходимым условием осмысления и решения современных проблем в области образования.

Становление и развитие просвещения в Сибири в дооктябрьский период все еще остается одной из наименее изученной сфер духовной жизни России. Одни исследователи особенно в советские годы давали негативную оценку состояния образования в дореволюционной России. Подобные оценки, сведения, основанные на мотивах политически — конъюнктурного свойства, использовались как аргументы для более широкого вывода о невежестве и едва ли не половиной безграмотности сибиряков (историк Г. П. Шатрова) Другие ученые, например, В. И. Штейнгейль в своем очерке «Статистическое описание Ишимского округа Тобольской губернии» отмечал у ишимцев желание учиться грамоте. Он утверждал, что дело духовного развития и образования было внутренней потребностью самих сибиряков, стремившихся использовать разнообразные возможности для просвещения своих детей [6, с. 89].

Первое учебное заведение в Ишиме — уездное училище, было открыто в октябре 1817 года. По свидетельству современника его существование в значительной мере поддерживалось пожертвованиями разных сословий ишимского общества, «движимого любовью к истинному просвещению». В пользу училища к моменту его открытия гражданами города было собрано деньгами 610 рублей 85 копеек. Кроме того, на 156 рублей — книг и вещей, необходимых для обучения. В училище поступило 36 человек. Поскольку собственного помещения у училища не было, ишимский купец второй гильдии Ф. Еманаков пожертвовал для него свой дом [6, с. 91].

В городе Ишиме были открыты учебные заведения, предназначенные для организации женского образования. Развитие женского образования в Сибири в те годы являлась делом, требовавшим самоотверженности и громадных усилий. Ишимская женская школа была открыта в 1859 году. Обучение в Ишимском женском училище продолжалось четыре года: начальный класс был подготовительным, затем следовали три основных. В подготовительном классе преподавались предметы: русская грамматика, чистописание, Закон Божий, арифметика. Кроме того, ученицы занимались рукоделием: вышивали по канве гарусом и бисером, шили белье, овладевали башлычным мастерством. В 1863 году училище совершило свой первый выпуск. Первой и единственной в тот год выпускницей стала дочь священника Вера Лукиянова, награжденная похвальным листом за успехи в учебе [6, с. 104].

В 1871 году, Ишимское женское училище было преобразовано в трехклассную женскую прогимназию. Право поступления в прогимназию имели дети ишимцев всех званий, начиная с восьмилетнего возраста. Девушки, успешно прошедшие полный курс обучения, приобретали звание учительницы народных училищ [1, с. 9].

1871 год знаменателен для образовательной системы Ишима еще и тем, что именно в этом году в городе появилось еще одно учебное заведение. Им стало переведенное из Омска духовное училище. Судя по некоторым дошедшим до нас документам, в первые годы своего существования в небольшом городке училище испытывало громадные трудности. Прежде всего, это было вызвано отсутствием более или менее пригодного помещения. Училище вынуждено было разместиться в трех удаленных друг от друга зданиях, что, разумеется, создавало неблагоприятные условия для учебно-воспитательной работы. Кроме того, отсутствовало общежитие, которое было крайне необходимо для училища, поскольку многие из учащихся не были местными жителями. 10 мая 1884 г. совершена закладка фундамента каменного корпуса училища. Строительство продолжалось всего лишь два с половиной года, и уже 21 ноября 1886 г. в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы было совершено освящение нового училищного здания [6, с. 111].

Ишимское духовное училище было призвано готовить церковнослужителей. Его воспитанниками становились, главным образом, дети из семей провинциального духовенства со всей обширной Тобольской, а затем и Омской (с 1895 года) епархий. Немало было среди учеников и мальчиков, лишившихся родителей. Для таких детей обучение и содержание в училище было полностью бесплатным. Доступ в училище был открыт и детям из других сословий, но с обязательной платой за обучение [6, с. 111].

В здании училища ученики получали основательные знания по фонетике русского языка, особым почетом пользовалась орфография. Духовное училище давало своим воспитанникам знания и по математике. Воспитанники основательно изучали латинский и греческий языки, географию, кроме того обязательным предметом было церковное пение [6, с. 117].

До 1906 года Ишимское духовное училище было учебным заведением закрытого вида. В сентябре 1906 г. учащиеся старших классов добились от правления училища разрешения свободного выхода в город. С училищем в Ишиме были связаны судьбы многих преподавателей, образованных людей, закончивших, как правило, высшие учебные заведения, Духовную академию [6, с 119].

В начале XX века наблюдается значительный рост учебных заведений. В 1910 г. в г. Ишиме открывается мужская гимназия, а спустя год женская гимназия, на базе бывшей прогимназии. Гимназии функционировали по положению 1870 г., такой режим действовал без изменений до самого открытия на их базе советских школ (1919–1920 гг.) [1, с. 9].

К началу XX века данным отчета губернатора Тобольской губернии К. П. Фредерикса в селе Абатском функционировали женское (Л. П. Греховой) и мужское (г-жи Ивановой) училища [1, с. 9]. В данном отчете упоминается, в каком состоянии находились функционирующие учебные заведения: «По-прежнему училище в образцовом порядке, первое было бы желательно расширить, дабы дать возможное развитие рукодельным работам» [5, с. 4].

Так же было отмечено состояние Готопутовского училища. Считалось, что оно вполне удовлетворительно и по размерам, и по качествам постройки. Учебная часть поставлена хорошо, дети развиты и хорошо читают, но учеников очень мало, всего 16 при 40 детях школьного возраста в селении и 500 в волости. В отчете губернатора были выделены «несомненно удовлетворительные качества законоучителя и учительницы нового Готопутовского училища». Тем не менее, в отчете можно встретить и негативные отзывы о состоянии учебных заведений. Так, в документе «Поездка губернатора 1894–1895 гг». указывалось: «сельское училище в Бердюжье слишком старо и мало, необходимо отстроить другое, для чего можно было бы воспользоваться лишними хлебозапасными магазинами из села Чистоозерского» [5, с. 4].

Как свидетельствуют источники, в селе Ильино Ишимского уезда «училище помещается в комнате, нанимаемой у местного священника. Но помещение хорошее, содержится в порядке, до поправления экономического положения во власти может быть оставлена, хотя, конечно, собственное помещение было бы предпочтительнее, но по вниманию к современной бедности общества постройка здесь училища — /если не найдется частных жертвователей/ свободно может быть отложено на 2–3 года» [5, с. 5].

Не малую роль в деятельности учреждений системы образования в г. Ишиме имела проблема организации помощи детям из социально уязвимых семей. Особую роль в решении этого вопроса играла организации приюта в г. Ишиме для детей. Здесь достигались две цели: во-первых, сироты находили сейчас убежище, обеспечивающее им средство к жизни, а, во-вторых, определялась их будущая карьера: они имели ввиду стать со временем крестьянами-домохозяевами и таким образом возвратиться в ту самую среду, из которой были взяты. Для тех детей, которых не удалось бы устроить вышеуказанным способом, общее собрание постановило отдавать в мастерские для учения различным ремеслам, чтобы этим, не куда не помещенным сиротам, дать возможность зарабатывать себе со временем кусок хлеба. Для помещения приюта была сначала нанята частная квартира, а впоследствии приобретен, покупкою на средства общества, дом с необходимыми постройками, стоимостью 614 рублей 79 копеек [4, с. 5].

В течение августа 1892 — по начало 1894 г. в приют поступило 52 ребенка, в возрасте от нескольких дней до 11 лет. Из них были отправлены на родину, в Европейскую Россию — 10 человек, переданы в крестьянские семейства для усыновления и воспитания — 23 человека, отправлено в Тобольск в сиропитательное заведение — 4; на попечение общества осталось 15 сирот [4, с. 5].

Говоря о деятельности образовательных учреждений, да и о становлении всей образовательной системы в Ишиме и ишимском округе нельзя не обойти стороной вопрос о вклад педагогов в развитие народного образования. Так, например, труд учителей был отмечен со стороны Тобольских властей. Тобольским губернатором была объявлена благодарность за примерное исполнение служебных обязанностей учителю Казанской школы — Параскеиве Первухиной. Благодарностью губернатора были удостоены за «постоянное усердие и внимательное отношение к детям» учителя сельских училищ: Пелагея Федулова (Гагарьевское), Елена Мисирева (Дубынское), Михаил Яшков (Травниково) [1, с. 10].

Кандидатов на название «Заслушеный учитель» могли выдвигать на педагогических советах. Так, например, на одном из таких заседаний Ишимского уездного училища 1890 г. члены совета признали Варвару Мальгишевскую достойную получить свидетельство на звание сельской учительницы и выдать его, предварительно предоставив протокол о его выдаче на рассмотрение директору училища Тобольской губернии [2, Л. 5].

Таким образом, прежде всего, следует отметить, что во второй половине XIX в. в Ишиме имелось 4 учебных заведения: мужское духовное училище, уездное училище, приходское училище и женская прогимназия. 1897 г. количество учебных заведений увеличилось до 6, а в 1917 — до 11.

Проведенное исследование показывает, что развитие образования в Ишиме было тесно связано с развитием образовательного процесса в целом в России. При этом, в то же время отражало особенности развития традиционной культуры в рассматриваемом регионе, историко-культурные особенности тех трансформаций, которые происходили в социокультурном пространстве существования социальных институтов региона, в жизни отдельных людей, многие из которых сами оказались существенным фактором развития культурно-трансляционных процессов в регионе.

Краткий обзор наиболее значительных событий в истории ишимской системы образования в конце XIX веке позволяет сделать вывод о том, что сложилась достаточно гибкая и объёмная образовательная система, позволившая в значительной мере удовлетворять учебно-воспитательные и культурные потребности населения. Различные по профилю, обладающие специфическими свойствами школы и училища были сориентированы на образовательные, нравственные, мировоззренческие и научные запросы и интересы представителей самых разных групп и слоёв ишимцев [1, с. 10].

Кроме того, образовательная система в Ишиме изначально формировалась не замкнутой, а пространственно открытой, рассчитанной на жителей не только города, но и окрестных населённых пунктов. Ишим к концу XIX — началу XX века сформировался как образовательный центр значительного по своим масштабам района на юге Тобольской губернии.

 

Литература:

 

1.      Балебко Е. С. Учреждение системы образования в ишимском округе в конце XIX — начале XX вв. //Студенты вузов — школе и производству: межвузовский сборник научных статей / под ред. Л. В. Ведерниковой. — Ишим: Изд — во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. — С. 8- 10

2.      Государственный архив Тюменской области Ф.73. ОП.1. Д.9. Л.12; Ф. 95. ОП.1. Д.7. Л.46 об.

3.      Дворяшин Ю. А. У истоков народного образования // Ишим далёкий — близкий. — Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 1997. — С. 89–101.

4.      Отчет Ишимского Попечительского Комитета о бедных от 3 августа 1892 // Тобольские губернские ведомости. — Тобольск. — 10 октября 1992.

5.      Поездка губернатора (1894–1895 гг.)// Тобольские губернские ведомости. — Тобольск. — 19 апреля 1995.

6.      Савченкова Т. П. Духовное училище // Ишим далекий — близкий. Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 1997. — С. 102–121.

Основные термины (генерируются автоматически): ишим, училище, народное образование, Тобольская губерния, учебное заведение, заведение, ишимский округ, конец XIX, образовательная система, Сибирь.


Ключевые слова

образовательная система, , гимназия, народное образование, училище, учебное заведения, прогимназия

Похожие статьи

Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце XIX — начале XX века

Данная статья посвящена исследованию нижегородского купеческого общества, как составной части структуры купеческого самоуправления. Прослежены основные направления его деятельности на протяжении конца XIX — начала XX века. В работе приводятся сравнит...

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

Статья посвящена истории развития общеобразовательной школы в Казахстане в 20–40-е годы XX века. Рассматривается развитие национальных школ Казахстана в контексте государственной образовательной политики, эффективность всеобщего обучения в Казахстане...

Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.

В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...

Из истории развития педагогического образования в Тюменском Приишимье (XX–XXI вв.)

В статье на основе неопубликованных источников рассматривается история высшего педагогического образования в Тюменском Приишимье. Авторы сделали акцент на изучении особенностей развития Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Е...

Тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере ТАССР

В данной статье были предприняты попытки изучения тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в Татарской АССР в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. и их влияние на развитие отраслей промышленности.

Система профессиональной партийной подготовки политической элиты Оренбургской области в 1964–1991 гг.

Одним из основных требований к руководящим кадрам в советский период истории было наличие партийно-политического образования. В связи с этим в стране была создана мощная сеть учебных заведений для профессиональной подготовки управленческих кадров. В ...

Влияние ярмарочного торга на социально-экономическое развитие провинциального города в конце XVIII – середине XIX веков (на примере города Вологды)

В статье рассматриваются основные аспекты ярмарочного торга в конце XVIII — середине XIX вв. Какую выгоду он приносила как городу в целом, так и отдельным категориям населения. Показано влияние ярмарки на взаимоотношение людей разных сословий и на ку...

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)

В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи: определяющий фактор социально-культурной и экономической интеграции Японии

Статья освещает основные образовательные реформы и концепции Японии, появляющиеся на протяжении всей эпохи Мэйдзи. Основное внимание уделяется аспекту образования в жизни граждан страны как определяющего и основополагающего процветание империи в соци...

Похожие статьи

Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце XIX — начале XX века

Данная статья посвящена исследованию нижегородского купеческого общества, как составной части структуры купеческого самоуправления. Прослежены основные направления его деятельности на протяжении конца XIX — начала XX века. В работе приводятся сравнит...

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

Статья посвящена истории развития общеобразовательной школы в Казахстане в 20–40-е годы XX века. Рассматривается развитие национальных школ Казахстана в контексте государственной образовательной политики, эффективность всеобщего обучения в Казахстане...

Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.

В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...

Из истории развития педагогического образования в Тюменском Приишимье (XX–XXI вв.)

В статье на основе неопубликованных источников рассматривается история высшего педагогического образования в Тюменском Приишимье. Авторы сделали акцент на изучении особенностей развития Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Е...

Тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере ТАССР

В данной статье были предприняты попытки изучения тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в Татарской АССР в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. и их влияние на развитие отраслей промышленности.

Система профессиональной партийной подготовки политической элиты Оренбургской области в 1964–1991 гг.

Одним из основных требований к руководящим кадрам в советский период истории было наличие партийно-политического образования. В связи с этим в стране была создана мощная сеть учебных заведений для профессиональной подготовки управленческих кадров. В ...

Влияние ярмарочного торга на социально-экономическое развитие провинциального города в конце XVIII – середине XIX веков (на примере города Вологды)

В статье рассматриваются основные аспекты ярмарочного торга в конце XVIII — середине XIX вв. Какую выгоду он приносила как городу в целом, так и отдельным категориям населения. Показано влияние ярмарки на взаимоотношение людей разных сословий и на ку...

Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)

В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи: определяющий фактор социально-культурной и экономической интеграции Японии

Статья освещает основные образовательные реформы и концепции Японии, появляющиеся на протяжении всей эпохи Мэйдзи. Основное внимание уделяется аспекту образования в жизни граждан страны как определяющего и основополагающего процветание империи в соци...

Задать вопрос