Изучение умственной работоспособности офисных работников в динамике рабочего дня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матмуратов, И. А. Изучение умственной работоспособности офисных работников в динамике рабочего дня / И. А. Матмуратов, Б. Б. Мирмухамедов, Ш. У. Мелимуродов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 679-681. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19552/ (дата обращения: 16.11.2024).

У офисных работников развивается производственное утомление, степень выраженности которого обусловлена зрительным напряжением и монотонным характером трудового процесса, которые отражают воздействие на организм работающих нервно-эмоциональной напряженности, способствующей мобилизации функциональных резервов центральной нервной системы.

Ключевые слова: гигиена и физиология труда, офисный работник, функциональное состояние организма, центральная нервная система, умственная работоспособность, производственное утомление.

At office workers the production exhaustion which degree of expressiveness is caused by the visual tension and monotonous nature of labor process which reflect impact on an organism working the neuroemotional intensity promoting mobilization of functional reserves develops nervous system.

Key words: occupational medicine, physiology of work, office worker, functional condition of an organism, central nervous system, intellectual working capacity, production exhaustion.

 

Среди многочисленных проблем современной медицины изучение умственного труда человека, несомненно, занимает одно из центральных мест. Важной задачей физиологии и гигиены умственного труда является разработка критериев напряженности его и на ее основе научно обоснованной организации трудовой деятельности различных профессий, в том числе умственного труда офисных работников. Вопросы утомления, работоспособности, напряженности умственной деятельности работников современных офисных помещений, многосторонние изменения в системах обеспечения изучены еще недостаточно [1, 2, 3]. Важной задачей физиологии и гигиены умственного труда является разработка критериев напряженности его и на ее основе научно обоснованной организации трудовой деятельности различных профессий, в том числе умственного труда офисных работников.

Офисный работник — это не профессия, это условная категория совершенно разных профессий и должностей в разных сферах деятельности, объединённых совокупностью признаков рабочей среды офисного помещения. Факторы внутренней среды офисных помещений могут вызвать ряд неспецифических заболеваний таких, как хроническая усталость, недомогание, головная боль, бессонница, разного рода аллергии, воспаления органов дыхания, кожи и слизистых оболочек, а в некоторых случаях приводить к заболеваниям нервной и др. систем [5, 6]. Работа за компьютером предполагает постоянную концентрацию внимания, что нередко приводит к развитию умственной усталости. Предотвратить развитие заболеваний в данных условиях возможно только при создании благоприятных условий труда и рационального режима труда и отдыха, разработанных с учетом современных гигиенических требований.

Таким образом, целью нашего исследования послужило изучение физиологических изменений в организме работников умственного труда — офисных работников — в частотности, центральной нервной системы в динамике рабочего дня.

Материалы и методы исследования

Исследования проводились в офисе компании «SARDOR-IMPEX» г. Ташкента, занимающейся проектированием и дизайном алюминиевых профилей. Для проведения физиологических исследований были отобраны 15 практически здоровых офисных работников в возрасте от 30 до 40 лет со стажем 5–10 лет. Наблюдения проводились в течение 2-х недель, в динамике рабочего дня (в начале работы, перед обеденным перерывом и к концу работы), в теплый и холодный периоды года. При изучении функционального состояния ЦНС и анализаторов (зрительного, слухового) использовался ряд методических приемов [4]. Для получения представления о состоянии устойчивости внимания проводили метод отыскивания чисел с помощью таблицы Платонова, позволяющей оценить как количество, так и качество выполненной работы. Изменения в умственной работоспособности связаны с тем, что в трудовой деятельности участвуют все рецепторные системы организма. В большинстве профессий нагрузка распределяется на несколько рецепторных систем. Однако, большая часть информации поступает через зрительный и слуховой анализаторы. В связи с этим, в своих исследованиях нами изучались две рецепторные системы: слуховая и зрительная. При этом использовали классические приёмы, заключающиеся в определении порогов по силе и частоте, а также по их различию. Так, было проведено определение латентного периода зрительно-моторной (ЗМР) и слухо-моторной реакции (СМР) методом хронорефлексометрии. Следует отметить, что изменения величин скрытого времени слуховой и зрительно-моторной реакции не только отражает функциональное состояние отдельного анализатора, но и всей ЦНС. Иначе говоря, они в известной степени отражают функциональное состояние всего организма и умственной работоспособности каждого работника в отдельности.

Результаты и обсуждение

Офис “SARDOR-IMPEX”, занимающийся проектированием и дизайном алюминиевых профилей, расположен на 1 этаже здания типового проекта, имеет 30 рабочих мест и 5 мест для административного состава (руководитель офиса, два заместителя, главный менеджер, бухгалтер).

При изучении состояния устойчивости внимания офисных работников было выявлено характерное достоверное увеличение времени, затраченного на выполнение задания в сравнении с фоновым временем (показатель до работы). Так, до начала работы оно колебалось в пределах от 57,2±1,2 до 58,5±1,4 секунд, в конце рабочего дня в среднем — от 61,4±1,5 до 62,0±0,93 секунд. Такая реакция организма свидетельствует о снижении у большинства работников функции внимания к концу первой половины рабочего дня и концу самого рабочего дня.

Для более полного описания влияния условий и характера труда на ЦНС организма работающих, была проведена хронорефлексометрия с определением скрытого времени на зрительный и слуховой раздражители. При этом определение скрытого времени зрительно-моторной реакции проводилось у офисных работников, т. к. их труд связан с напряжением зрительного анализатора и относится к разряду работ высокой точности (III разряд). Время слухо-моторной реакции исследовалось с учетом того, что условия труда работников данной профессиональной группы работающих сопряжены с воздействием не значительного шума (работа копировально-множительной техники, кондиционеров) на организм работающих.

Результаты исследований показали, что до работы в теплый период года скорость зрительно-моторной реакции у отдельных работников составляла в среднем 250,5±2,13, мс. В середине рабочего дня (перед обеденным перерывом) во многих случаях время ЗМР не значительно удлинялось по сравнению с фоновым уровнем. К концу рабочей смены ЗМР также достоверно увеличивалась 21–25 %. В холодный период года фоновое время ЗМР было больше, чем в теплый период на 8–12 мс. В первой половине рабочего дня время ЗМР возрастало в среднем на 12,1 мс. К концу рабочей смены также отмечалось достоверное удлинение времени скрытой ЗМР на 18–25 % от исходных величин. Полученные результаты исследований указывают, что время ЗМР у офисных работников в динамике рабочего дня удлиняется, что связано с развитием тормозных процессов в ЦНС, связанных с развитием производственного утомления.

Это подтверждалось данными, полученными при измерении времени слухо-моторной реакции, которые отражали те же закономерности, что и при определении ЗМР. Время СМР, как правило, удлинялось от начала к концу работы. Исследование СМР у работающих в первой половине рабочей смены происходила адаптация слухового анализатора, вследствие чего снижалось время скрытой реакции на звук, а концу работы из-за утомления организма и слухового анализатора работников время ответной реакции удлинялось. Так, время СМР достоверно увеличивалось на 16–25 % от исходного уровня.

Анализ полученных данных показал, что в конце рабочей смены у большинства обследованных офисных работников значительно увеличивалось время скрытого периода моторной реакции на световой и звуковой раздражители, что свидетельствует о снижении функциональной подвижности ЦНС.

Выводы

Это позволяет сделать заключение о том, что у офисных работников развивается производственное утомление, степень выраженности которого обусловлена зрительным напряжением и монотонным характером трудового процесса, которые отражают воздействие на организм работающих нервно-эмоциональной напряженности, способствующей мобилизации функциональных резервов ЦНС.

 

Литература:

 

1.       Бердешева Г. А. Гигиеническая оценка условий труда рабочих различных профессионально-производственных групп в зависимости от характера трудового процесса //Гигиена труда и медицинская экология. — Караганда, 2009. — № 1 (22). — С. 26–34.

2.       Демиденко Н. М. Профилактика производственного утомления //Сб. докладов и тезисов научно-практической конференции. — Зарафшан, 2002. — С. 29–30.

3.       Дударев А. А., Сорокин Г. А. Актуальные проблемы гигиены труда и профессиональной патологии офисных работников //Медицина труда и промышленная экология. — М., 2012. -№ 4. — С. 1–8.

4.       Искандарова Г. Т., Юсупова В. К., Самигова Н. Р., Хаширбаева Д. М. и др. Физиологические методы изучения трудовых процессов //Методическая разработка. — Ташкент, 2010. -44 с.

5.       Разумов В. В., Семенов А. Г., Сенина Л. П., Станкевич Н. Г. О некоторых актуальных проблемах современной медицины труда //Медицина труда и промышленная экология. -Москва, 2011. — № 12. — С. 1–6.

6.       Рубцов М. Ю., Матюхин В. В. и др. Комплексное изучение влияния особенностей рабочей среды на физиологическое и психологическое состояние работников офиса //Медицина труда и промышленная экология. — М., 2012. — № 4. — С. 9–13.

Основные термины (генерируются автоматически): рабочий день, умственный труд, производственное утомление, работник, рабочая смена, зрительно-моторная реакция, слухо-моторная реакция, трудовая деятельность, умственная работоспособность, функциональное состояние.


Похожие статьи

Методы исследования физической работоспособности у работников умственного труда в динамике рабочего дня

Оценка и проявление функционального состояния сердечно — сосудистой системы работников умственного труда при проведении проб по изучению физической работоспособности выявили симпатотоническую направленность регуляции сердечного ритма. Комплексное воз...

Анализ результатов хронорефлексометрии по скорости зрительномоторной реакции работающих

Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что организация трудового процесса у работников умственного труда требует от работающих напряжение органа зрения и внимания, вызывая при этом утомление, проявляющееся в развитии тормозных процес...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Тактильные книги как средство развития эмоционально-чувственного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения

Одна из проблем при воспитании незрячего ребенка и ребёнка с глубоким нарушением зрения отставание в психическом развитии, что вызвано, в частности, недостатком эмоционально-чувственных ощущений при недостаточной разработанности методов, форм и средс...

Эмоциональное выгорание педагогов образовательных организаций на историческом и психологическом компонентах

Предпринимается попытка показать, что в выделенных по некоторым критериям составляющих функционирования человека можно обнаружить доминирование психических состояний, связанных с оценкой значимости для педагогов образовательных организаций действующи...

Исследование функции внимания у работников умственного труда

В динамике работы ухудшаются показатели, характеризующие функцию внимания работников умственного труда: увеличивается количество допущенных ошибок, снижается фактическая производительность, увеличивается время, идущее на выполнение задания, ухудшаетс...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Адаптационные процессы под влиянием физических нагрузок

Отладить адаптационные процессы спортигровиков поможет правильно организованная тренерская деятельность. Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям игровиков, формировании эмоционального конта...

Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние

Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Похожие статьи

Методы исследования физической работоспособности у работников умственного труда в динамике рабочего дня

Оценка и проявление функционального состояния сердечно — сосудистой системы работников умственного труда при проведении проб по изучению физической работоспособности выявили симпатотоническую направленность регуляции сердечного ритма. Комплексное воз...

Анализ результатов хронорефлексометрии по скорости зрительномоторной реакции работающих

Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что организация трудового процесса у работников умственного труда требует от работающих напряжение органа зрения и внимания, вызывая при этом утомление, проявляющееся в развитии тормозных процес...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Тактильные книги как средство развития эмоционально-чувственного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения

Одна из проблем при воспитании незрячего ребенка и ребёнка с глубоким нарушением зрения отставание в психическом развитии, что вызвано, в частности, недостатком эмоционально-чувственных ощущений при недостаточной разработанности методов, форм и средс...

Эмоциональное выгорание педагогов образовательных организаций на историческом и психологическом компонентах

Предпринимается попытка показать, что в выделенных по некоторым критериям составляющих функционирования человека можно обнаружить доминирование психических состояний, связанных с оценкой значимости для педагогов образовательных организаций действующи...

Исследование функции внимания у работников умственного труда

В динамике работы ухудшаются показатели, характеризующие функцию внимания работников умственного труда: увеличивается количество допущенных ошибок, снижается фактическая производительность, увеличивается время, идущее на выполнение задания, ухудшаетс...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Адаптационные процессы под влиянием физических нагрузок

Отладить адаптационные процессы спортигровиков поможет правильно организованная тренерская деятельность. Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям игровиков, формировании эмоционального конта...

Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние

Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Задать вопрос