Системный анализ цепей поставок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.06.2015

Статья просмотрена: 1833 раза

Библиографическое описание:

Ковалева, Д. М. Системный анализ цепей поставок / Д. М. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 867-870. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19556/ (дата обращения: 18.12.2024).

Введение

Сегодня на рынке существует множество компаний, предлагающих свои услуги в сфере логистики, такие как: перевозки, оснащения складов, консалтинговые услуги, консультации и др. Каждая компания имеет свои особенности и модель цепочки поставок, а соответственно и различные способы перевозок.

Высокая результативность управления цепочкой поставок связана с сокращением эксплуатационных издержек, сокращением временных циклов в системе поставок. Все это должны учитывать фирмы, занимающиеся перевозками.

Поскольку количество предложений в данной сфере услуг велико, компании заинтересованы предложить потребителю наиболее выгодные условия.

Данная статья раскрывает проблему способов и методов, применяемых в цепочке поставок, которые позволяют фирме избежать конкуренции, то есть делают фирму монополистом на рынке логистических услуг. Этот вопрос рассмотрен на примере компании, которая является монополистом благодаря способу перевозки и историческим обстоятельствам. Перечислены преимущества перевозок различными видами транспорта. И рассмотрены примеры двух других уникальных компаний.

Системный анализ цепей поставок

Для начала рассмотрим понятия «логистика» и «цепь поставок». Логистика — это наука об оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных, финансовых и других потоков и управлении ими в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей (общий подход).

Логистический сервис — это совокупность нематериальных логистических операций, подчиненных правилу «7R»: нужный товар (right product) в заданном количестве (right quantity), необходимого качества (right quality) доставляется вовремя (right time) в нужное место (right place) нужному клиенту (right customer) с минимальными издержками (right cost). От качества логистических услуг и уровня сервиса зависит продвижение товара на рынке, эффективность его продаж, добавленная стоимость, т. е. конкурентоспособность предприятия в целом. Услуги по оптимальному движению и распределению продукции необходимы, как правило, руководителям дистрибьюторских, торговых и производственных компаний.

Большинство отечественных исследователей придерживаются мнения, что логистическая цепь — это линейно-упорядоченный набор звеньев. В учебном пособии под редакцией Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной указывается, что «логистическая цепь — множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек».

В логистической цепи могут решаться оптимизационные задачи: выбор перевозчика и таможенного брокера, замена двух логистических посредников одним — экспедиторской фирмой, перераспределение издержек на транспортировку и складирование и др.

Все эти задачи, безусловно, являются неотъемлемой частью в построении цепи поставок. Существует множество компаний, осуществляющих перевозки. А значит, появляется вопрос: «Как же избежать конкуренции?» В данной статье мы рассмотрим несколько уникальных цепей поставок.

Компания РЖД образовалась относительно недавно. До ее появления функции управления и развития железнодорожного транспорта страны были в руках МПС (Министерство путей и сообщений). После развала СССР в стране сложились серьезные проблемы с обслуживанием и развитием железнодорожного транспорта. В 2001г. правительство РФ утвердило программу структурной реформы на железнодорожном транспорте, направленную на улучшение качества транспортного обслуживания пользователей, а также повышение эффективности перевозок и инвестиционной привлекательности российских железных дорог.

Одним из этапов реформы было отделение функции государственного регулирования отрасти от хозяйственного управления. Для этого было создано ОАО «РЖД», на которое были возложены хозяйственные функции. Российская Федерация стала выступать, как единственный акционер общества. От её имени полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации. Оно утверждает в должности президента общества, ежегодно формирует совет директоров и утверждает годовые отчёты. Именно по этим историческим причинам РЖД является единственным поставщиком, предоставляющим услуги перевозок железнодорожным транспортом по территории РФ. Поддержка государства является одной из причин монополии РЖД, но не единственной. Не менее важной причиной является уникальность услуги, которую предоставляет РЖД — железнодорожные перевозки.

Не близкие, но все же заменители у железнодорожных дорог есть. Однако здесь не последнюю роль играет качество перевозок (сравнительно быстрая скорость перевозок в сочетании с безопасностью склоняют чашу весов в пользу железных дорог), а также предпочтения потребителей, зачастую опасающихся пользоваться услугами авиакомпаний, и не желающих сталкиваться с проблемами автоперевозок (такими как пробки на дорогах, в связи с перегруженностью магистралей).

Таким образом, железнодорожные перевозки выигрывают по многим показателям. К тому же, не стоит забывать тот факт, что Россия имеет самую большую площадь территории в мире. И выгоднее всего для перевозки тяжелых и крупных грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков использовать железнодорожный транспорт.

По данным на 2014 год РЖД осуществляет 44 % всего грузооборота страны, при том, что 50 % приходится на трубопроводный транспорт. Из отчета ОАО «РЖД» 2013г. грузооборот железнодорожного транспорта составил 2195,8 млрд. т-км.

Для транспортной системы России железнодорожный транспорт является одним из ключевых видов, обеспечивая свыше 80 % транспортной работы (без учета трубопроводного транспорта). Для большинства грузовладельцев железнодорожный транспорт является безальтернативным видом транспорта, перевозя 70–90 % массовых грузов.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что в сферах перевозки массового и груза большого веса услуги РЖД, как монополиста, несомненно, уникальны. В своем роде железнодорожные перевозки — это уникальная услуга, близких заменителей у которой сейчас нет.

На модели ОАО «РЖД» был рассмотрен вопрос уникальности цепочки поставок, благодаря которой компания является монополистом. Но железные дороги не единственный пример, который можно отнести к данной теме.

Рассмотрим, какие методы применяют другие компании.

НПО «Микроген»

Научно-производственное объединение «Микроген» — крупнейший российский производитель иммунобиологических препаратов, входит в тройку крупнейших фармацевтических компаний России. НПО «Микроген» начал доставлять в регионы страны гриппозную вакцину, поставляемую в рамках Национального календаря прививок, используя обновленный автопарк «холодовой» цепи. Перевозки осуществляются по всей территории России. Максимальный годовой пробег одной автомашины «холодовой» цепи НПО «Микроген» составляет до 120 тыс. км.

«Наши разработки нацелены на на то, чтобы поддерживать требуемый температурный режим в любой точке «холодовой» цепи поставок вакцин компании «Микроген», — подчеркнула региональный менеджер по продажам представительства Thermo King Анастасия Четверикова.

«Логистика нашей компании довольно сложная, и включает логистику сырья и материалов, производства и продаж», — сказал начальник управления логистики НПО «Микроген» Денис Бакин. — «Также требуется организовать весьма непростую логистическую поддержку исследований, производства и дистрибуции».

НПО «Микроген» является крупнейшим производителем и поставщиком вакцин для Национального календаря профилактических прививок. Реализация календаря требует высокого уровня качества в организации перевозок и хранения препаратов в режиме «холодовой» цепи, т. к. вакцины критично чувствительны к соблюдению температурного режима и требуют жестких температурных ограничений при хранении и перевозке. Собственная «холодовая» цепь НПО «Микроген» является уникальной для России и гарантирует соблюдение температурного режима хранения и доставки производимых на предприятиях НПО «Микроген» вакцин и препаратов до конечного потребителя 24 часа в сутки 365 дней в году.

ООО «Волга-Днепр»

Рассмотрим еще один пример. Группа компаний «Волга-Днепр» на протяжении 20 лет представляет российскую грузовую гражданскую авиацию на международном рынке, являясь мировым лидером в сегменте перевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов.

Миссия группы компаний: «Мы создаем надежные воздушные мосты для наших партнеров по всему миру. Своей работой мы изменяем представления о воздушной логистике, используя наши уникальные возможности» (из слов президента компании Исайкина Алексея Ивановича). «Волга-Днепр», созданная в 1990 году в Ульяновске, стала первой частной грузовой авиакомпанией в России. В основу ее деятельности была положена коммерческая эксплуатация уникальных сверхтяжелых самолетов Ан-124–100 «Руслан». Благодаря выводу «Русланов» на гражданский рынок авиакомпания создала в области международной логистики принципиально новый сегмент — доставку нестандартных (сверхтяжелых, крупногабаритных) грузов воздушным транспортом. Сегодня авиакомпания «Волга-Днепр» является мировым лидером данного направления и крупнейшим в мире эксплуатантом воздушных судов Ан-124.

Стратегия лидерства, уникальность компании «Волга-Днепр» опирается на продвижение концепции «грузового супермаркета» и предусматривает взаимодополняющее использование лучших отечественных и западных транспортных воздушных судов. Концепция «грузового супермаркета» сводится к простой фразе: любой груз в любую точку и в любое время, обеспечивая эффективную системную логистику, взвешенные цены и уникальные грузоподъемные возможности.

Так, 4 декабря авиакомпания «Волга-Днепр» доставила на борту самолета Ан-124–100 из Санкт-Петербурга в Бишкек рабочее колесо гидротурбины для строящейся Камбаратинской ГЭС-2. Сверхтяжелый моногруз весом 98 тонн, диаметром 6,25 метров и высотой 3,5 метра был перевезен по новой технологии, предполагающей его размещение в грузовой кабине в «подвешенном» состоянии. Данная технология была полностью разработана специалистами «Волга-Днепр».

Таким образом, визитной карточкой «Волга-Днепр» является предоставление клиенту комплексных логистических услуг с использованием собственных уникальных технологий, которые позволяют перевозить нестандартные грузы максимально эффективным способом.

Заключение

Основной целью управления цепочками поставок является удовлетворение потребностей клиентов через наиболее эффективное использование ресурсов, в том числе распределение мощностей, запасов и трудовых ресурсов. В теории, цепочка поставок стремится привести в соответствие спрос и предложение и стремится сделать это с минимальными материально-производственными запасами.

Вспомним определение логистической цепи, приведенное в начале данной статьи. «Логистическая цепь — линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя». Другими словами, логистическая цепь представляет собой набор звеньев, и уникальность даже одного звена может стать причиной монополии всей компании. Мы рассмотрели, как влияет способ перевозки на уникальность всей компании.

В настоящее время потребность в перевозках растет большими темпами. И количество компаний, предоставляющих эти услуги также увеличивается с каждым днем. Каждая компания хочет охватить как можно больше потребителей. Конкуренция вынуждает логистические компании конструировать такие модели логистических цепей, которые благодаря разным показателям будут уникальны.

 

Литература:

 

1.                  Логистика: учебное пособие / Б. А. Аникин [и др.]; под ред.Л69 Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 408с.

2.                  Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» № 3 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/.

3.                  Интернет-журнал "24 компании» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://24company.ru/.

4.                  Открытая электронная библиотека Ульяновск [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ulpressa.ru/2008/12/09/article69728/.

5.                  Отраслевой портал «Логистика» Logistics.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.logistics.ru/pharm/news/npo-mikrogen-predstavil-novyy-avtopark-holodovoy-cepi-postavok-vakcin.

6.                  Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rzd.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, логистическая цепь, компания, цепочка поставок, перевозка, Россия, мировой лидер, множество компаний, Российская Федерация, трубопроводный транспорт.


Задать вопрос