Модернизация и гуманизация системы образования влечет за собой многогранные изменения образовательной парадигмы, утверждающей открытость, доступность и непрерывность образования, учет индивидуальных потребностей [2]. Она характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру человека, созданием образовательной среды, способствующей творческой самоактуализации студента и развитию профессионально значимых личностных качеств. Одним из ведущих нормативных документов, регламентирующим работу в данном направлении, является Федеральный закон «Об образовании в Россиийской Федерации», где отражены принципы государственной политики в области образования — «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» [3,с.7] в частности, познавательной активности обучаемого.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной системой среднего профессионального образования, является повышение качества обучения будущих специалистов. Для этого необходимы новые методические подходы, обеспечивающие, наряду с интенсификацией учебного процесса, пути, педагогические приёмы и иновации, которые смогли бы обеспечить комфортное и успешное усвоение знаний студентами. Позитивная мотивация у студентов формируется личностью педагога, его высоким профессионализмом, ровным отношением к студентам и умением вступить с ними в диалог, доброжелательной требовательностью и объективностью. Важно заострять внимание студентов не только на теоретической значимости дисциплины, её роли в формировании начал интеллигентности и расширении научного кругозора личности, но и в прикладном аспекте для жизни и работы будущего специалиста. Эмоционально выгоревший преподаватель с редукцией функциональных обязанностей не сможет привить любовь в дисциплине.
Личностному развитию студента-медика способствует изучение дисциплин не только профессионального учебного цикла, но и социально-экономического. Каждая дисциплина учебного плана вносит свой глубокий вклад в становление общечеловеческих ценностей и профессиональных компетенций. Специфика английского языка состоит в том, что учебный процесс базируется на межличностном общении, позволяющем оказать определённое воздействие на формирование нравственных установок будущего специалиста-медика; латинский язык — средство научной медицинской коммуникабельности, средство профессионального общения, воспринимаемый специалистами всего земного шара.
Изучение латинского языка с основами медицинской терминологии основывается на сбалансированном применении различных методик, базирующихся на психолингвистических и дидактических теориях освоения иностранного языка с дифференциацией и комбинацией когнитивных и коммуникативных подходов к процессу подачи информации реципиенту. Основная масса студентов осознает необходимость серьезного изучения латыни и английского, показывает хороший уровень знаний и практико-ориентированных навыков. Важным аргументом является тот факт, что параллельно с латинским языком студенты первого курса изучают анатомию и физиологию человека, фармакологию, ботанику, а достаточное знание лексико-грамматического пласта языка облегчает изучение профессиональных дисциплин.
Являясь обязательным компонентом профессиональной подготовки, дисциплины английский язык и основы латинского языка с медицинской терминологией служат средствами развития готовности студентов к самореализации в профессиональной деятельности в силу своих психологических, педагогических и методических характеристик [1].
Возможности учебных дисциплин английский и латинский языки расширяют общекультурную гуманитарную подготовку специалистов медицинского профиля в сфере межкультурной, в том числе профессионально-ориентированной коммуникации, поскольку используют огромный культурологический потенциал лингвистического образования. Английский язык является инструментом создания и интерпретации «образа мира», проникновения в мировую культуру и осознания своей национально-культурной принадлежности, инструментом социального взаимодействия, формирования и социализации личности.
Немаловажную роль, в том числе и в плане обратной связи, играют эффективность методов и критериев промежуточного и итогового контроля усвоения студентами программного материала, оценки сформированных общих и профессиональных компетенций. Использование информационно-коммуникативных технологий с презентацией лингвострановедческого и историко-культурологического аспектов на теоретических занятиях, внедрение проектных методов с активным участием в конференциях на региональном уровне, работа малыми группами в ходе дискуссионных экскурсов — площадка для мотивации к освоению и признанию учебных практико-ориентированных языковых единиц учебного плана.
Проблема мотивации студентов как одна из проблем психологии личности и деятельности достаточно широко представлена в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов.
Мотивация к учебной деятельности — движущая сила, которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками. Она может побуждаться разными источниками:
- внешними (учебными ситуациями);
- внутренними (потребностью в активности, социальными потребностями, в получении информации);
- личностными (самоутверждение, успех, удовольствие).
Источники мотивов создадут благоприятное отношение к учебной деятельности, если будут ее целью и результатом. Среди мотивации к учению можно выделить ожидаемые результаты учения (получу зачет, сдам экзамен, начну разговаривать на иностранном языке),предвидимые переживания, которые связаны с результатами учебной деятельности. Наибольшей силой мотивации к учебной деятельности обладает познавательный интерес — интерес к познанию мира. Создание познавательного интереса у студента связано с единством трех его сторон: познавательной, эмоциональной и волевой. Они формируют каркас, когда интерес, чувство и воля — мощный стимул для учебной деятельности. Развитие мотивации заключается в увеличении веса познавательного мотива. Система мотивации к учебной деятельности студента состоит из следующих частей:
- сосредоточение внимания на учебной деятельности (осознание смысла деятельности),
- осознанный выбор мотива (целеполагание),
- стремление к цели (выпол-нение учебных действий),
- стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности действий),
- самооценка процесса и получившихся результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Внутренним источником мотивации к учебной деятельности является сфера потребностей студентов. Факторами, которые повышают познавательную активность студентов в проблемном обучении, выступают осознание студентами своих возможностей решения проблемных ситуаций и познавательное отношение к проблеме, стимулирующее взвешивание разных вариантов решения по различным критериям (новизны, оригинальности, простоты, практической целесообразности) обеспечивающее «полимодальный характер мотивации поисковой деятельности».
В качестве важного условия формирования потребности к учебной деятельности с доминирующей потребностью в знаниях и умениях признается также направленное улучшение условий обучения, в частности включение в содержание обучения теоретических знаний. Просматривается многообразие факторов и условий развития мотивации к учебной деятельности: особенности обучаемого как субъекта учебной деятельности; особенности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса; особенности организации самой учебной деятельности.
По критериям обобщенности влияния факторы развития мотивации к учебной деятельности могут быть представлены в пяти группах. В первую группу входят дидактические (психолого-дидактические) принципы, которые при реализации позволяют целенаправленно развить мотивацию к учению. Вторую группу факторов можно выделить в основании подхода к развитию мотивации к учению: индивидуальный подход — типологический подход. В третью группу входят факторы, обусловливающие развитие мотивации к учению средствами реализации в обучении какой-то психолого-педагогической теории. В четвертую группу факторов входят психолого-педагогические условия организации учебной деятельности, которые могут иметь место как в традиционном обучении, так и при релизации перечисленных выше подходов к обучению. Пятая группа объединяет субъектные характеристики обучающихся (психические процессы, состояния, свойства личности) и особенности их проявления в деятельности: осознание обучающимся целей, процесса и результатов учебной деятельности, своих способностей.
Целенаправленное формирование у студента критического стиля познавательной деятельности, в основе которого лежит комплекс рефлексивно-оценочных процедур, и мотивационного поля способствуют смысловому самоопределению студента в окружающем мире, позволяют индивиду посредством письменных и устных иноязычных источников информации удовлетворять свои познавательные потребности в различных сферах научной и трудовой деятельности в процессе дальнейшего (само)образования и (само)развития.
Литература:
1. Дубашевский Р. А. Изучение мотивации студентов-первокурсников к изучению английского языка.
2. Михайлова Н. М., Мещерякова И. Н. Сущностные характеристики мотивационного компонента познавательной активности сстудента в условиях информатизации обучения. — Оренбург, 2010. — 6с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Проспект, 2013. — 160с.