Ключевые слова: педагогика, роль, воспитания, физический культуры, система, задачи, формирования, студент, упражнения, эффект, подготовка.
Современный педагогический процесс по физическому воспитанию состоит из включенных в него структурных педагогических явлений. Структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместить их с Государственным стандартом высшего образования и требованиями модернизации ВУЗов. Система физического воспитания в ВУЗах постоянно совершенствуется преимущественно на основе научной и научно-методической работы, проводимой на кафедрах физического воспитания. В последние годы значительно вырос объем, улучшились содержание и качество научных работ, посвященных эффективности внедрения новых форм, средств и методов физкультурной деятельности студенческой молодежи. При этом значительный интерес представляют работы, в которых положено начало новым подходам в разработке концепции теории физической культуры и ее реализации в условиях гуманитаризации вузовского образования.
Цели физического воспитания:
1. Укрепление и повышение уровня здоровья;
2. Всестороннее развитие студентов: физическое, интеллектуальное, психическое, эстетическое, нравственное, трудовое;
3. Личностно ориентированное физическое воспитание;
4. Формирование мировоззрения в области физической культуры.
Задачи физического воспитания:
1. Овладение умениями анализа, рефлексии, планирования и коррекции своих действий;
2. Постановка цели, определение задач и средств их достижения, осуществление деятельности человека по физическому саморазвитию;
3. Приобретение знаний о свойствах человеческого организма, проявляющихся в процессе двигательной активности, об индивидуальных особенностях своей телесности;
4. Развитие двигательных способностей;
5. Формирование знаний и умений, необходимых для построения здорового образа жизни.
Технология физического воспитания — это совокупность средств (физических упражнений программы), методов, форм организации и условий занятий двигательными действиями (их около 40), направленных на реализацию целей и решение педагогических задач. Главными критериями при разработке различных видов физической культуры в вузах следует считать как объективные (требования общества), так и субъективные (личное желание) потребности в различных видах физкультурной деятельности. Для каждого из видов физической культуры необходимо разработать свою теорию, организацию, задачи, формы, средства и методы, связи с другими её видами. Такой подход направлен непосредственно на удовлетворение потребности, мотивов и личностных ориентации, связанных с формированием имиджа современной девушки, юноши, и в значительной степени повысит престиж физической культуры в системе гуманитаризации вузовского образования. Особую тревогу в данной ситуации вызывает состояние здоровья учащейся молодежи нашей страны. Одной из причин снижения уровня здоровья и физической подготовленности является нерешённость проблемы индивидуального подхода, что приводит к низкой эффективности физического воспитания и, как следствие этого объективного фактора, к слабой заинтересованности занятий физическими упражнениями, низкому уровню физкультурной грамотности, неразвитости мотивации и потребностей в освоении ценностей физической культуры. Реализация индивидуального и типологического подходов будет содействовать развитию интеллектуальных и познавательных способностей, повышению интереса к занятиям физическими упражнениями, воспитанию положительных эмоций, снижению умственного утомления и эмоционального напряжения, и повышению успеваемости студентов. Кроме этого, многие студенты с неохотой занимаются видами спорта, которые традиционно преподаются в вузах (легкая атлетика и др.) и которые имеют достаточное научно-методическое обеспечение.
Современная молодёжь увлекается новыми видами физической активности, широко вошедшими в массы. К ним можно причислить аэробику и её разновидности (степ, слайд, джаз, акав или гидра и танцевальную аэробику и т. д.). В исследованиях, посвященных вопросам применения ритмической гимнастики, шейпинга, экспериментально проверено и доказано, что в результате регулярных занятий физическая подготовленность студентов повышается. А так же для повышения результатов необходимо применение программно-технологических комплексов, предназначенных для решения задач по оценке физического статуса занимающихся, организации и хранения данных для последующих анализов и индивидуальных рекомендаций по коррекции здоровья и телосложения. Разработка методики применения средств оздоровительной аэробики для укрепления здоровья и успешного выполнения нормативных требований вузовской программы на основе реализации принципов индивидуального и типологического подходов обусловлена потребностями практики физического воспитания. Инновационная методика оздоровительной аэробики в физическом воспитании студентов основана на использовании комплексного медико-педагогического подхода и современных компьютерных технологий. Учебные занятия по физическому воспитанию, в ходе которых используются данные комплексного медико-педагогического контроля и их компьютерная обработка, являются эффективным методическим приёмом, совершенствующим физическое воспитание студентов.
Научная новизна физического воспитания: 1. впервые научно обоснована методика оздоровительной аэробики для повышения физической подготовленности студентов; 2. разработаны способы проведения занятий по оздоровительной аэробике с учётом уровня физического состояния и индивидуальных особенностей занимающихся; 3. предложена система оценки уровня физического состояния студентов. Рекомендации по использованию средств оздоровительной аэробики на учебных занятиях по физическому воспитанию, подобранных в соответствии с физической и технической подготовленностью занимающихся для коррекции уровня физического состояния за короткий промежуток времени. Разработана методика поэтапного применения средств оздоровительной аэробики по семестрам и годам обучения, которая способствует повышению эффективности занятий физическим воспитанием студентов.
Инновация в физическом воспитании необходима, потому что использование традиционных средств физического воспитания не обеспечивает в полной мере решения оздоровительных задач и, конечно же, поэтапное использование средств оздоровительной аэробики на базе компьютерных технологий способствует значительному улучшению показателей физической подготовленности и уровня физического состояния занимающихся. В настоящее время накоплен убедительный материал о значимости двигательной активности для укрепления здоровья, профилактики сердечнососудистых заболеваний и удлинения трудоспособного периода жизни человека. Существует множество видов двигательной активности. По современным представлениям, человеку, не занятому физическим трудом, необходима «аэробная физическая тренировка» — способ снабжения тканей кислородом и повышения его потребления; должны работать группы крупных мышц, но без перенапряжения. В современной литературе по физической культуре называются 4 «кита» аэробики: ходьба, бег, плавание, велосипед. Все эти 4 вида активности дают одинаковый тренировочный эффект, можно выбирать те виды (или комбинации), которые доставляют большее удовольствие, соблюдая 3 главных принципа: 1) частота тренировок; 2) длительность тренировки; 3) интенсивность. Строгое определение максимального потребления кислорода проводится при дозированных нагрузках специальными газоанализаторами, на практике чаще высчитывается по эквивалентам работы. Таким образом, под оздоровительной физической тренировкой понимают систему специально организованных форм мышечной деятельности, направленных на достижение должного уровня физического состояния, обуславливающего оптимальную физическую работоспособность и стабильное здоровье. Максимальный оздоровительный эффект наблюдается лишь при использовании физических упражнений, рационально сбалансированных по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. В связи с этим оценка функциональных возможностей и физической подготовленности организма — неотъемлемое условие правильного дозирования физических нагрузок. В нашей стране ответственность за обеспечение своего здоровья вменяется индивидууму. Оздоровительная физическая культура отдает дань моде. Среди мужской части населения предпочтение отдается системе бодибилдинга, среди женской — шейпингу, оздоровительной аэробике. «Женская гимнастика», по сути, представляет из себя художественную гимнастику, но без спортивной направленности и больших нагрузок, проводимая в оздоровительных целях. Достаточно много работ исследователей посвящено оздоровительному эффекту таких традиционных видов физической активности как бег, ходьба, плавание, однако, в последнее время появились и разработки по использованию в оздоровительных целях атлетической гимнастики и шейпинга. Всегда важно учитывать популярность и моду, особенно в занятиях с молодым контингентом. Физическая культура выполняет ряд функций. Одна из её функций состоит в том, что она удовлетворяет потребности общества в физической подготовленности людей к участию в производстве. Оздоровительная направленность физической культуры проявляется в укреплении и совершенствовании здоровья, продлении творческого долголетия. В процессе занятий физкультурой и спортом потребность в движении, в физической нагрузке возрастает. Регулярное удовлетворение этой потребности является фактором, стимулирующим психическую деятельность. Развитие современной техники улучшает и облегчает условия труда, при этом значительно сокращаются физические усилия. Таким образом, налицо противоречие между условиями жизни и двигательной активностью, необходимой для морфологического и функционального развития организма. Это противоречие способны решить физическая культура и спорт. Если человек не занимается физическими упражнениями, деятельность всех органов и систем организма ухудшается, он становится менее устойчивым к влияниям внешней среды.
Литература:
1. Нормуродов А. Н. Жисмоний тарбия. Тошкент. 1998.
2. Юнусова Ю. М. Теория и метоктика физической культуры. Ташкент. 2007.
3. Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физкультуры студенческой молодежи. Ташкент. 1994.